Интегрированный урок по математике и биологии Курить — здоровью вредить( 6 класс)
-1-
Интегрированный открытый урок по биологии и математике в 6 классе
МОУ Николо - Кормская СОШ, работающая в санатории «Черная речка» Учитель биологии Т. А. Федорова
Учитель математики Л. Н. ПавловскаяТема: Курить – здоровью вредить.
Биология. Класс двудольные, семейство пасленовые.
Математика. Решение практических задач. Нахождение части от целого.
Цель: изучить растения семейства пасленовых, их классификационные характеристики, многообразие и биологическую роль. Продолжить формирование навыка решения практических задач по математике. Пропагандировать здоровый образ жизни.
Задачи: показать биологические особенности семейства пасленовых, расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений, продолжить работу по формированию умения распознавать цветковые растения, давать морфологическую и систематическую характеристику. Доказать математическим способом возможный вред от курения. Отработать навык нахождения части числа. Расширить знания о вредном воздействии табака на организм человека.
Средства обучения: демонстрационные таблицы семейства пасленовых, гербарные образцы, муляжи плодов. Запись на доске «Курить – здоровью вредить». Плакаты по борьбе с курением. Презентация.
Перед уроком во время перемены один из учеников класса проводит быстрый анонимный опрос учащихся. Учитель просит учащихся отвечать предельно честно.На листке в любом месте ставим знак + , если пробовал курить; - если нет.
Ход урока: Эпиграф: «Человек сам себе злейший враг»
Цицерон.
Учитель биологии: О семействах растений узнать можно много интересного. Давайте попробуем отгадать несколько загадок о растениях класса двудольных.
- Ягода красна, ягода вкусна. Режь да соли, ешь да хвали! (Томат).
- Помидору брат, а кумачу не рад: он в лиловой рос одежке, не краснеет даже в лежке. (Баклажан).
- Вот так диковинка: на ветке морковинка! Висит, краснеется, на солнце греется!
(Перец красный).
- Цветок – напрасный. Плод опасный. А поле все засажено. (Картофель).
К какому семейству принадлежат эти растения? Для ответа на этот вопрос давайте охарактеризуем растения в гербарных образцах. На партах разложены гербарные образцы, инструктивные карточки, определители растений. Лабораторная работа оформляется в рабочих тетрадях.
Задание: рассмотреть и описать вегетативные и генеративные органы представленных гербарных образцов ( полученные данные записать в тетрадь).
Ход работы:
Корневая система – стержневая
Стебель – прямостоячий
Листья – простые с сетчатым жилкованием (или сложные: разновидности)
Околоцветник – Ч(5), Л(5)
Цветок – Т5, П1Плод – ягода или коробочка.
Учитель: По определителю найти названия этих растений: паслен черный, паслен клубненосный (картофель), томат съедобный, белена черная, дурман вонючий, табак душистый, табак махорка, табак курительный - семейство пасленовые (около 2 тыс. видов), класс двудольные.Какую роль в нашей жизни играют эти растения?
Сообщение учащегося: картофель. Колыбель культуры картофеля считают плоскогорья Перу и Боливии. Появление в России этой культуры связано с именем Петра I. Он прислал мешок клубней графу Б.Л.Шереметьеву и приказал разослать начальникам областей. Приживался картофель трудно, через противление народа и «картофельные» бунты. Но когда картофель стали выдавать в качестве премии, он прижился и со временем стал считаться вторым хлебом. Он содержит 17 – 23% крахмала, 2-3% белков, 0,8% минеральных солей, витамины А,В,С. Но ягода картофеля ядовита! В пищу употребляются видоизмененные стебли – клубни. Мы не едим проросший, зазелененный картофель потому, что в нем скапливается СОЛАНИН (гликоалкалоид, производное 1-3 моносахаров, агликона – стероидного алкалоида соланидина).
Сообщение учащегося: белена черная. Ее можно встретить на краю деревни, около мусорных куч. Белена выделяет яд – атропин, от которого человек без вовремя оказанной помощи может умереть. Но в очень маленьких дозах атропин используется для изготовления лекарственных препаратов от многих болезней.
Учитель: сегодня мы подробнее остановимся на таком растении как табак курительный
В толковом словаре Владимир Иванович Даль пишет: « Табак – растение никотина табакум, блудное, антихристово, сатанинское зелье», и далее «встарь на Москве табачникам носы резали».
Сообщение учащегося: Табак родом из Америки. 12 октября 1492 года Христофор Колумб во время первого путешествия в новый свет причалил к неизвестному острову (Сан – Сальвадор, Багамские острова). Он увидел, что жители острова курят плотно свернутые в трубочку тлеющие листья какого-то растения. Растение это называлось КАОБА, а трубки для вдыхания курительной смеси – ТАБАКО (отсюда слово табак). Сначала туземцы курили сами, а потом передавали трубку гостям. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбное действие. Испанцы не хотели портить отношения с туземцами – они были первыми европейцами, пристрастившимися к курению.
После второго путешествия Колумба семена растения табака были завезены в Испанию, а оттуда во все уголки Земного шара. Быстрому распространению способствовала появлявшаяся тягя к курению.
Сообщение учащегося: в Россию табак был завезен в 1585 году через Архангельск английскими купцами. Царь Михаил Федорович вел жестокую борьбу с курильщиками. Уличили один раз в курении – 60 ударов палками по стопам. Второй раз – резали носы, уши, ссылали в дальние места.
Внедрению табака в России способствовал царь Петр I. По его мнению, нельзя было отставать от Западной цивилизации. Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни. Сам царь простудился, заболел и вследствие курения и ослабленных легких – умер до срока. Применение табака в качестве лекарства вызывало тяжелые отравления и гибель людей. Каждые 13 секунд (звук метронома) умирает человек от заболевания, связанного с курением.
Учитель: Особенно обидно от того, что пагубная привычка к курению появляется у некоторых ребят еще в детстве. В санаторий «Чёрная речка» приезжают дети из разных регионов нашей страны, чтобы подышать свежим воздухом в сосновом бору, поправить здоровье. Но, к сожалению, есть дети, которые не могут обойтись без курения даже в санатории.
Сегодня на уроке мы будем решать не просто математические задачи, а постараемся доказать математическим способом возможный вред от курения.
За верно решенные задачи Вы будете получать баллы ( 5 баллов – отлично,4 балла - хорошо,3 балла - удовлетворительно). Возможно решение задач несколькими способами.
Задача №1.
Перед тем, как пойти с друзьями на дискотеку, Витя решил выкурить сигарету. Чтобы его не увидели прохожие, он спрятался в кустах возле своего дома в 12 час 57 мин.9 сек. Ровно в 13 часов на балкон 12 этажа вышла с ведром воды его бабушка. Увидела курящего внука и вылила на него ведро воды. Вода долетит до земли за 9 секунд. Сколько времени останется сухим Витя? Попадет ли он на дискотеку? (Задача решается устно и возможна инсценировка).
Ответ : 3 минуты.
Как Вы думаете, почему бабушка вышла на балкон? Можно ли по внешнему виду определить, что человек курит? Как эта пагубная привычка отражается на здоровье человека?
Таблица заполняется на отдельных листочках или на доске.
Внешний вид Здоровье
Желтые зубы Кашель (болезни легких)
Нездоровый цвет лица Язва желудка
Тусклый взгляд Нервная возбудимость, ухудшение памяти
Неприятный запах изо рта и от одежды Понижение слуха, плохой сон
Низкий рост Снижение аппетита
Хриплый голос Низкая успеваемость
Тусклые волосы Увеличение смертности в 10-тки раз
Запомните: Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут.
Задача №2.
А вот два других приятеля – курильщика решили укрыться на огороде, имеющем квадратную форму, длина всех сторон которого 80 метров. Однако они не рассчитали, что к столбу в центре огорода хозяин посадил на цепь злую собаку. Длина цепи 9 м70см и голова собаки 30 сантиметров. Останется ли безопасное для курильщиков место на огороде? Какова его площадь? Захотят ли приятели курить?
Задача №3.
В одном из отделений больницы находятся 60 человек, которые получили заболевания в результате курения. Подростков среди них в 2 раза больше, чем взрослых, так как детский организм наиболее подвержен воздействию табака. Сколько подростков могли бы остаться здоровыми?
Ответ: 40 детей.
Сообщение учащегося: Чем же пагубна сигарета?
При выкуривании сигареты в организме вместе с табачным дымом поступают ядовитые вещества: 1) никотин, 2) угарный газ СО,3) синильная кислота, 4) сероводород, 5) мышьяк, 6) аммиак, 7) радиоактивный элемент полоний.
Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака от 1/2 капли.Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг или 2-3 капли. Именно такая доза поступает в кровь после выкуривания 20 – 25 сигарет.
Учитель: Как можно опровергнуть поговорку: «Капля никотина убивает лошадь». Люди курят и их почему- то сразу не убивает никотин.
Ответ: курильщик не погибает сразу только потому, что доза вводится постепенно не в один прием.
Курить вредно, но ведь это личное дело каждого человека. Курильщикам же надо помнить, что 2/3 ядовитых веществ поступает в организм того, кто курит и остальная часть (сколько? 1/3) в воздух. Следовательно, заболеть рискует некурящий человек, вдыхающий табачный дым (пассивный курильщик).
Задача №4.
В лаборатории проводился следующий опыт: поместили 20 мышей в банки и периодически наполняли их табачным дымом. У 4/5 мышей развился рак. Сколько мышей заболели?
Ответ: 16 мышей.
Сообщение учащегося: В нашей стране делается всё возможное для ограничения курения и сохранения здоровья некурящих людей. Так с 1 июня 2013 года запрещено курение в школах, вузах, больницах, поликлиниках, санаториях, зданиях органов государственной власти, муниципалитетах, помещениях социальных служб, лифтах и подъездах, самолетах, городском и пригородном транспорте. Курение запрещено внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы и аэропорты, станции метро, на спортивных и культурных объектах, рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, на детских площадках и пляжах (ч. 1 ст. 12 Закона).
С 1 июня 2014 года запрет на курение распространился на поезда дальнего следования, суда дальнего плавания, гостиницы, кафе и рестораны, рынки и другие торговые объекты, платформы пригородных электричек (п. 3, 5, 6, 12 ч. 1 ст. 12 Закона).
Учитель: Табакокурение – один из способов заполнения свободного времени. Деловой человек, ценящий свое время, не будет тратить его попусту на перекуры. Поэтому во многих западных и российских фирмах курение на работе запрещено. Курящих людей стараются не брать на работу.
Задача №5.
Зарубежные фирмы устанавливают за одну и ту же работу курильщика заработную плату на 15% ниже, чем не курящим. Предположим, что этот закон введён в России. Средняя заработная плата рабочего 12000 рублей в месяц. Сколько денег получит курящий человек в конце месяца?
Ответ: 10200 рублей.
Итог урока. Выставляются отметки по биологии за выполнение практической работы и по математике (по количеству верно решённых задач).
Слово предоставляется ученику, проводившему анонимный опрос. Он считает количество + и говорит, сколько учащихся в классе пробовали курить.
Наш урок заканчивается, и мы обращаемся к Вам, дети!
Помните: (хором) курить – здоровью вредить ( читают с доски тему урока )
Слово предоставляется ученикам класса, подготовленным заранее:
1. Мы обещание дадим: «Курить не будем больше».
2. Ведь кто не курит – проживет на этом свете дольше.
3. Если хочешь дольше жить, то скорей бросай курить.
4. И без всяких докторов будешь весел и здоров!
5. Хочешь в новом веке жить – ученик, бросай курить!
Учитель: Чтоб тело было сильным и красивым
И чтоб душа была ему под стать.
Должны мы наши вредные привычки
Без сожаления искоренять.
В конце урока возможен просмотр учебного фильма о вреде курения.