Технологическая карта урока литературного чтения по теме: М.Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб»


Технологическая карта
урока литературного чтения ,студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»
Охрий Елизаветой Сергеевной

Тема урока: М.Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб»
Цель: продолжать знакомиться с турецкой сказкой М. Ю. Лермонтова Ашик –Кериб; учить анализировать поступки героев, отрабатывать навыки беглого выразительного чтения.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Направленные на достижение предметных результатов:
1) овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных практических и коммуникативных задач;
2) Создать условия, для ознакомления детей с турецкой культурой: архитектурой, музыкой.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: учебник
Материалы для учителя: учебник, презентация, технологическая карта
Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
(формируемые на данном этапе урока)
1.
Этап мотивации (самоопределения) 1. Организует психологический настрой, проверяет готовность учащихся к уроку.
Пусть этот занятие принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
Чтение – прекрасное занятие,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
- Здравствуйте, меня зовут Елизавета Сергеевна, и урок литературного чтения сегодня проведу у вас я. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
- Здравствуйте! Личностные : личностное самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. - Ребята, ваш учебник литературное чтение, разбит по разделам, какой первый раздел вы изучили?
- А какой второй раздел вы изучаете на протяжении уже нескольких уроков?
- Ребята давайте с вами вспомнить немного то, что вы уже проходили, при помощи мини – викторины.
(На слайдах )1) 2
2) 3
3) 1,3,4
4) 1
Давайте с вами вспомним как называется это произведение?
Кто автор данной сказки?

- Летописи. Былины. Жития.
- Чудесный мир классики
- выполняют задание викторины

- Ашик – Кериб
- Михаил Юрьевич Лермонтов Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
- Скажите, а можно ли по названию произведения определить его содержание, о чем оно, если тем более не знать языка что это Ашик – Кериб?
- Что это игрушка, это плод, это название города, можно ли определить?
- Наверное, нет
- Но что- то нам подсказывает?
- Подзаголовок турецкая сказка.
- И все равно мы вред ли бы догадались.
- Мы с вами сказали что, это турецкая сказка, но как в каждой сказке, в ней должно быть много, как вы думаете чего должно быть много?
- Много волшебного, интересного, загадочного.
- Ребята, а если сказка турецкая, то и песни в ней будут восточной национальности, давайте прослушаем свами мелодию.
«Слушаем песню восточную»
- Может ли что-либо о сказке рассказать вот эта мелодия?
- Наверное, нет, просто мы узнаем другие мотивы, другое звучание, но оно привлекает, оно завораживает.
- Нет
- ответы детей
- Много волшебного, интересного, загадочного.
- ответы
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации.
4. Этап включения изученного в систему знаний; - А что, вас привлекло в этой сказке?
- А как же дальше развивались события? Как узнать?
- Верно, и мы начнем читать сказку.
- С начало читаю я.
Читаю сказку
- Утишать, Какой же диалог состоялся между нашими влюбленными? Послушаем его. Ты читаешь за Ашика, а ты за Магуль – Мегери.
- Услышав этот диалог, мы можем понять, что герои не только полюбили друг - друга, но и у них открылись черты характера.
- Какой, по вашему, предстала девушка?
- Посмотри, что она говорит ему: «- проси мою руку у отца моего, - говорила она, - и отец мой сыграет нашу свадьбу на свои деньги и наградит меня столько, что нам вдвоем достанет.» - что можно понять по этим строкам? ( что она уверена в себе, она любима и богата.)
- Но еще важная черта её характера заложена именно в этих строках: «и наградит меня столько, что нам вдвоем достанет»
- как вы думаете, о какой черте характера здесь говориться? ( что она его любит, и она может с ним поделиться)
- А юноша? В этом диалоге, каким предстаем перед нами характер юноши?
- И найдите слова, которые именного его.
- Какие черты характера заложены именно в этих словах? ( решительность, твердость, он не хочет жить, за счет своей любимой)
- И он дает ей обещание: «Обещаю семь лет, странствовать по свету»
- Цифра семь, в восточных сказках всегда магическая, как и цифра 3, наш герой должен пройти через испытания столько же, сколько проходит и в наших сказках, цифра семь повторяется везде.
- И вот что он сказал в конце их диалога:
«И если ты согласна, то по истечению срока будешь моею», ТОЕТЬ В КОНЦЕ ОН ОПЯТЬ ПРОЯВЛЯЕТ СВОЮ ТВЕРДОСТЬ В ХАРАКТРЕ.
- Но как же отреагировала девушка?
- Что ж вы почувствовали в её словах твердость характера, или что- то другое?
- А как вы думаете, опираясь на эти слова, она глубоко любит Магуль- Мегери?
- Один раз каприз – папа даст нам денег на свадьбу и наградит меня деньгами, Второй раз каприз – если он не вернется она выйдет за другого. Она ведет себя как девушка, из богатой семьи привыкшая, получать от этой жизни все, а он нет, вы видите, он был тверд и настойчив.
- Вот такой разговор состоялся между влюбленными. Как же развивались события дальше.
- Вам что-нибудь напоминает русскую сказку? ( поцеловал мать и сестру, взял на дорогу благословления).
- Что такое благословление?
- Вы знаете, в русской традиции было, как в традиции других народов, уходить в жизненный путь-дорогу просив благословление родителей. и тогда это помогало поддерживать настроение, дух в трудную минуту, вот если герой так не поступал, всякое могло быть, помните, сказку «Колобок», когда он ушел не попросив благословения, не сказав спасибо, и результат – судьба его наказала!
- И так наш герой отправился в путь!
- Насторожило ли Ашика, появление Куршуд-бека?
- Попробуем представить, как развивались события дальше…..
- Вот именно в этом абзаце выступают уже элементы восточной сказки. Мусульмане перед началом дела просят благословления Аллаха, и если они попадают в трудную ситуацию, они тоже обращаются к Аллаху с надеждой на помощь. О горе! О всемогущий Аллах!- А как вы думаете, а чьи это слова?
( наверно он их произносил, но может быть это и слова сказки, автора) Вполне может быть такое: что и он их мог произнести, и тот, кто эту сказку рассказывает.
- А Куршуд-бек, отправился обратно в город, а как вы думаете, с какими мыслями он возвращался в Тифлиз, совершив этот поступок?
-Вы высказали свое мнение, а как в сказке об этом говорится?
- Давайте, еще раз прочитаем эти слова: Он пришел в дом к матери, и даже не назвав её имени, жестко и грубо произнес: - Твой сын утонул в глубокой реке, - вот его одежда.
- А как вы думаете, услышав эти слова, как вы можете описать его характер, каким он был?
- Какими бы словами вы назвали его поступок?
- А несчастная мать, получив такое известие, можно представить её состояние, как об этом в сказке рассказывается?

- Скажите, в каких словах видна вся боль матери?
- Жаркие слезы матери, конечно они были не горячие, но этот эпитет выражал всю боль матери.
- И мы возвращаемся к Мегуль. Как она отреагировала об этом известии….
- А выслушав ответ Мегуль, мы можем сказать, что она поступила как любящая девушка?
- Но что- то, мне кажется, в её речах настораживает (Не верь, это все выдумки Куршуд-бека), значит, она знала, что это за человек, беспощадный, злой. И все- таки, она говорила, что если Ашик не вернется, я буду с Куршуд-беком, а о чем это говорит?
- Что у нее глубокой и истиной любви не было.
- И обратите внимание еще на такие слова: «И стала петь любимую песню бедного Ашик-Кериба» не любимого, а бедного. Это тоже, о чем- то говорит.
- Как же сложили странствия Ашик –Кериба?
- Ну что ж Ашик запоет, свои любимые песни…..
- мини пересказ
- надо прочитать
- читают по ролям
- ответы детей
- ответы детей
- Нет милая Магуль,
- ответы детей
Читает
- ответы детей
- читают
- отвечают
- продолжаем читать!
Нет, хотя он не рад был.
Читаем
- ответы детей
Ответы детей
- Читаем сказку
- жестокий, беспощадный, злой, жестокосердие.
- бесчеловечный, неблагородный, жестокий.
- читают
- невыразимая тоска
«обливала жаркими слезами»
- читаем
- Да
- ответы детей
Читают
Читают
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
5.
Физкультминутка - Итак давайте немного отдохнём
Выполняют физкультминутку, повторяют движения за учителем
6. Этап включения изученного в систему знаний; - А почему, песня, которую пел Ашик, всех очаровала, а особенно Паша?
- да правильно, так давайте с вами посмотрим на город, в который прибыл ашик-кериб и послушаем ту самую песню про любовь.
- И так наш герой прошел испытание через бедность, но теперь он же стал богат, а выдержит ли он испытание золотом….
- В сказке говорится, что рассказчик не
Знает, забыл он свою магуль-мегери или нет, но за 7 лет он не разу о ней не вспомнил, так?
- А она все, таки помнила….
- потому что он пел о совей любимой, а когда говорят о любимой по- другому звучит голос
Читают дальше
- да
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Домашнее задание:
Теперь давайте про рефлексируем.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.