Воспитательное мероприятие Его именем названа улица
Экскурсия
«Его именем названа улица»
Добрый день, я предлагаем Вам совершить экскурсию по улице Маслякова.
Каждая улица, каждое здание, как и люди, имеют свою неповторимую судьбу.
«На улице героя стоит красивый дом,
Дорогами открытий отсюда мы пойдем».
2. Это слова гимна санаторной школы-интерната № 5. Мы гордимся тем, что наша школа расположена на улице, которая носит имя Героя Советского Союза – Георгия Маслякова, совершившего героический подвиг при форсировании Днепра.
3. Школа, в которой учился Георгий, находится недалеко отсюда, на улице Варварской, теперь это лицей № 40.
4. Перед зданием лицея установлен Бюст Героя Георгия Маслякова.
5. В юности Масляков занимался радиоделом. До войны он занимался в радиокружке во Дворце пионеров.
Перед вами копия удостоверения Георгия Маслякова – члена радиокружка.
6. В начале войны Георгий дежурил в госпитале, строил оборонительные сооружения. Будучи десятиклассником, преподавал военное дело в младших классах. В грозные дни войны он несколько раз прибегал в военкомат и упрашивал, чтобы его отправили на фронт. его товарищи еще сидели за партами в школе, а Георгий в феврале 1943 года направляется в Винницкое пехотное училище. Экзамен пришлось сдавать прямо в бою при освобождении Украины. Георгий был самым молодым бойцом в своем подразделении. «Сынок» так называли его фронтовые друзья.
7. Это было на рассвете 28 сентября 1943 года. Девять воинов-гвардейцев получили задание – переправиться на лодке через Днепр, захватить плацдарм и обеспечить переправу подразделений полка на правый берег. Когда они переплывали реку, их обнаружили немцы и открыли по лодке шквальный огонь. Однако бойцы благополучно достигли берега и в едином порыве устремились на вражеские окопы, в упор, расстреливая оторопевших гитлеровцев. Два часа длился бой. Двое бойцов было убито, несколько ранены, в том числе и Георгий. Георгий, несмотря на ранение, остался в строю. Гвардейцы, стояли насмерть.
После очередного артобстрела Георгий увидел новую цепь гитлеровцев. Он открыл огонь. Но вдруг его пулемет умолк. Звание Героя Георгию Маслякову было присвоено посмертно. А было ему тогда всего 18 лет.
8. Этот макет «Форсирование Днепра» изготовили учащиеся для школьного музея в честь героического подвига Георгия Маслякова, совершившего героический подвиг при форсировании Днепра.
9. Начинается улица Маслякова от площади Горького. Обратим внимание на скромное, но интересное в архитектурном отношении здание школы № 3.
10. Установленная на нем мемориальная доска говорит о том, что до революции здесь размещалось городское училище, и построено оно было по проекту архитектора Владимира Максимовича Лемке. С 1882 по 1898 годы Владимир Максимович работал в Нижнем Новгороде, городским архитектором. По его проектам были построены многие, сохранившиеся до наших дней здания: дома Рукавишниковых на Нижне-Волжской набережной, здание Мариинского женского института (ул. Минина, д.28) здание аптеки П.Ремлера на Ильинской улице и другие.
11. Продолжая свой путь по улице, по правой ее стороне, мы видим еще один дом, с установленной на нем мемориальной доской. Здесь находится наша школа. Но о ней мы расскажем чуть позже.
12. Путешествуя по улице Маслякова, наш взор останавливается на доме с мемориальной доской.
13. « В этом доме с 1971 по 1986 г. Работал Тартыгин Александр Яковлевич, видный организатор потребительской кооперации России. Заслуженный работник торговли Российской Федерации. Участник Великой Отечественной войны».
Удивительно, как многое нам могут рассказать мемориальные доски. А еще они приучают нас хранить память о людях, оставивших заметный след на земле.
14. Между тем вырастают новые стильные здания, которые принадлежат таким крупным современным фирмам как «Лукойл»
15. Надо отдать должное новым владельцам, их уважительному отношению к старине. Новые здания, как мы видим с Вами, гармонично вписываются в архитектурный облик исторической улицы.
16. А теперь вернемся к зданию школы-интерната №5. Этот дом был очевидцем многих событий. Наиболее интересные из них мы включили в нашу экскурсию.
Шла Великая Отечественная война, на оккупированной немцами территории широко развернулось партизанское движение. По своему это был второй фронт, доставлявший фашистам не меньше хлопот, чем боевые действия с регулярными частями Красной Армии. Партизаны остро нуждались в профессиональных шифровальщицах и радистах, осуществлявших связь с большой землей; от этого очень часто зависело само существование партизанского отряда. Тогда и было принято решение организовать на базе Горьковской межотраслевой школы НКВД специальный факультет, готовивший радиооператоров для работы в составе партизанских и диверсионных отрядов в тылу врага. И вот в 1942 году сюда собрали юных девушек, вчерашних десятиклассниц, для обучения в школе радистов, где их стали профессионально готовить для работы в тыл противника.
17. Среди выпускников школы радистов были: Костерина Галина Ивановна, Проухина Зоя Александровна, Ежова Зоя Афанасьевна.
Но, к сожалению, не всем радисткам посчастливилось дожить до победы. Многие из них погибли, защищая Родину.
18. В здании школы и на ее территории через много лет после окончания войны находили элементы раций, справочники радистов, Эти находки, как священные реликвии о героическом прошлом бережно хранятся в музее нашей школы.
19. Много домов на улице Маслякова и у каждого из них свое лицо, именно так застраивались улицы в старину. А улица эта старинная и называлась она до революции Прядильная. Сохранились на ней каменные и деревянные 2-х этажные купеческие дома.
Вот как много интересного можно узнать, совершая неспешные прогулки по улицам города, всматриваясь в лица домов и пытаясь узнать их судьбу тесно связанную с историей города, историей страны, судьбами людей.
20. Спасибо за внимание!