Статья на тему Формирование познавательных УУД на уроках русского языка при изучении морфологических признаков существительного


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
В первый класс большинство детей приходит неподготовленными к учебной деятельности, не умеющими ни писать, ни читать. Для того, чтобы включить ребёнка в учебный процесс мы прикладываем немало усилий. Ведь для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Познавательные универсальные учебные действия  - это система способов познания окружающего мира, построение процесса самостоятельного поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Каждый ребенок от рождения наделен определенным потенциалом развития. Этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Маленькому человеку, вступающему в этот мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Задача учителя – так выстроить процесс обучения, чтобы он помог раскрыть духовные силы ребенка, развил навыки практических действий, сформировал мыслительную и  познавательную деятельность учащихся.
  Исходя из этого, необходимо строить учебную деятельность на основе системно-деятельностного подхода с использованием современных образовательных технологий, развивая у учащихся универсальные учебные действия.
При изучении темы «Части речи» учителя и учащиеся очень часто сталкиваются с проблемой понимания детьми того, что относится к частям речи. Методическое пособие «Острова» позволяет учителю организовать работу по изучению частей речи и их морфологических признаков через ситуацию поиска, помогает детям самостоятельно вывести правила, определения, что исключает механическое запоминание.
Для изготовления пособия «Острова» требуется от 4 до 6 листов ватмана или клеёнки соответствующих размеров, разноцветная гуашь и фломастеры. (С подробным описанием изготовления и первого этапа работы можно ознакомиться в статье «Изучение частей речи с помощью методического пособия «Острова»)
Работа с пособием проводится на различных уроках, занимая его небольшую часть. Необходимо накопить богатый языковой материал для плодотворной дальнейшей работы по изучению частей речи.
Н-р: на уроке математики при чтении задачи, можно спросить на каком острове живет слово «израсходовали», или слово «фруктов». Слова записываются на острова. На уроке развития речи: «Придумайте по 1-3 слова для желтого острова (или для разных островов)». На уроке чтения для анализа выбирается одно предложение: «На каких островах живут эти слова?» Слова из предложения так же записываются детьми в разных формах на острова, чтобы перед глазами детей было многообразие грамматических форм.
Когда дети чаще станут распределять слова правильно на острова (хотя бы на 3-х 4-х островах), педагог начинает интересоваться, почему это слово живет именно на этом острове. Принимаются любые объяснения детей без всяких комментариев и замечаний. Для детей это трудная задача – самостоятельно найти закономерности объединения таких семантически разных групп слов. Очень важно не торопить детей, а дать им возможность выразить собственную мысль своими словами и поделиться ею с другими.
Одни группы слов дети будут вычленять легче, другие – труднее, поэтому процесс классификации лексического материала может занять много времени, но спешить с обобщениями не следует. Это будет следующим этапом данной работы.
Все изменяемые части речи должны быть представлены на соответствующих островах во всевозможных формах: существительные, прилагательные и местоимения – в единственном и множественном числе, в разных падежах; глаголы – в настоящем, прошедшем и будущем времени, во всех лицах, в разных спряжениях и т.д. Но к этому можно переходить только тогда, когда дети начнут выделять наиболее простые для них формы слов.
Обозначение части речи – существительного (вариант урока)
При наличии на Желтом острове большого количества существительных (разных - имен собственных, нарицательных, различных категорий предметов) проводится классификация.
На уроке детям предлагается прочитать слова, живущие на Желтом острове и разделить их на несколько групп (например, на 7 групп). Педагог предлагает выписать все слова с острова на доску, распределяя их по группам. Никаких дополнительных указаний обучающиеся не получают.
Дети вступают между собой в диалог, совместно ищут пути решения создавшейся проблемы.
Параллельно развиваются и коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию.
В результате получаются такие категории, как - животные, растения, люди, мебель, игрушки, одежда, природные явления (возможны другие варианты: города, продукты и т.д и т.п.) Когда все слова выписаны и распределены по группам, детям предлагается назвать группу обобщающим словом. Название группы подписывается сверху. После этого делается вывод. Вопрос учителя: «Так какие же слова живут на Желтом острове?» Дети самостоятельно выводят правило: «На Желтом острове живут слова, которые обозначают предметы, животных, людей, растения, природные явления…».
После этого учитель может сообщить о том, что такие слова называются именами существительными. Название части речи и правило записывается на карту вдоль острова.
Таким же образом можно ввести категорию одушевленности и неодушевленности, род имени существительного.
Такую же работу можно проводить при изучении остальных частей речи.
Такие формы обучения способствуют развитию самостоятельности учащихся, активизируют  их творческую и познавательную деятельность, формируют универсальные учебные действия.
Однако следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал. При такой форме работы развиваются и познавательные и коммуникативные УД.