Комментарий к презентации современный урок в свете внедрения ФГОС
ГМО математики
Выступление на тему «Современный урок в свете внедрения ФГОС»
Слайд2 Об уроке написано множество книг, статей. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Слайд 3 В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест.
Слайд 4 Не удивительно, что учителя, которые многие годы (а большинство учителей в наших школах – это люди старше 35 лет) работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии.
Слайд 5 Учителю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт.В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций. Считается, что
« Если мы будем учить сегодня так,как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон ДьюиСлайд 6 Уважаемые коллеги, предлагаю вам провести сопоставление традиционного и современного урока в контексте внедрения ФГОС, по ходу знакомства с таблицей я особо важные моменты поясню (слайды 7,8,9)
Слайд 10 При подробном анализ становится ясно, что различаются уроки, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Слайд 11 В настоящее время учитель должен переосмыслить свой педагогический опыт, искать ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, вот некоторые из них (Слайд 12)
Слайд 13 Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Слайд 14 Как же учителю подготовить урок современного типа?
Во-первых, надо знать из чего складывается современный урок
Технология исследовательского обучения
Использование проектной методики
Технология развития критического мышления
Применение ИКТ
Проблемное обучение
Разноуровневое обучение
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Здоровьесберегающие технологии
Система инновационной оценки «портфолио» и т.д.
Слайд 15 во-вторых, учитывать требования к современному уроку:
урок должен быть проблемным и развивающим;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
в центре внимания урока - дети;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Слайд 16 в-третьих, находить оптимальное (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложение содержания и выбора методов обучения. Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуализация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель».
Слайд 17 Итак, вывод ко всему сказанному : Главный постулат СУ заключается в следующем: « урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя»
Уважаемые коллеги,
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Терпенья вам и творческих успехов
В такие непростые наши дни!