Рабочая программа по географии 6 кл Герасимова
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ
________/Г.А. Кабирова/ МБОУ «Шугуровская СОШ им. В.П.Чкалова» «Шугуровская СОШ им.В.П.Чкалова
Протокол №1 от 24.08.2015год _________/Э. И. Гарифуллина/ ____________/Р.Р.Гимаев/
Приказ№158 от 1.09.2015 год
«28» августа 2015г.
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Шугуровская средняя общеобразовательная школа имени Валерия Павловича Чкалова»
Лениногорского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа
по географии для 6 класса.
учитель 1 квалификационной категории
Гильманов Наиль Анурбекович
2015-2016 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии для 6 класса.
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса общеобразовательного учреждения составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897, зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644)
- Федеральной примерной программы начального (основного) общего образования по географии, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта 2011 года;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год;
- учебного плана МБОУ «Шугуровская СОШ имени В.П.Чкалова» МО «ЛМР» РТ на 2015-2016 учебный год.
Цель курса: заложить основы географического образования учащихся.
Задачи курса:Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
- Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
-Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
- Показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Место предмета в учебном плане
Согласно годовому календарному учебному графику школы отводится 35учебных недель для обязательного изучения учебного предмета «География» в 6 классе. Данное учебно-тематическое планирование по географии для 6 класса составлено из расчета 35 часов на учебный год, 1 час в неделю, что соответствует содержанию учебного плана МБОУ «Шугуровская СОШ им В. П. Чкалова» Лениногорского муниципального района.
Основное содержание:
Введение – 1ч
Виды изображения поверхности Земли – 5ч
Литосфера – 4ч
Рельеф – 4ч
Гидросфера – 7ч
Атмосфера – 7ч
Биосфера – 2ч
Население Земли – 4ч
Обобщение – 1ч
Всего 35ч
Текущий контроль осуществляется в форме
тематического тестирования,
решения перфокарт,
решения заданий из сборника ГИА
работа по индивидуальным карточкам, заданиям,
проведение тематических биологических диктантов, терминологических работ,
оформление таблиц,
составление схем, графиков,
составления вопросников, тестов силами обучающихся
Количество контрольных работ 3
Количество практических работ: всего 10, из них оценочных 7
организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение за погодой, фенологическими явлениями, ориентирование по Солнцу;
Топографический диктант
Ориентирование на местности
Определение объектов местности по плану, а так же направлений, расстояний между ними
Обучение определению географических координат по глобусу и карте
Обозначение на контурной карте объектов рельефа
Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Для контроля уровня обученности используются две основные системы:
Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:
за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;
за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок
Зачетная система (10-11 классы). В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт.
Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.
Промежуточная аттестация по предмету проводится в форме теста.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Используемый УМК:
В. П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение. 6 класс – М.: Дрофа, 2012.
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география,“. 6 класс – М.: Дрофа, 2012.
Атлас. Физическая география. 6 класс.
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Интернет-ресурсы
rgo.ru географический портал Планета Земля
geoport.ru Страноведческий портал
geo.1september.ru газета "География
geo.1september.ru/urok/ сайт "Я иду на урок географии"
georus.by.ru сайт "География России"
wgeo.ru Всемирная география
geo.historic.ru географический on-line справочник "Страны мира". Сведения по всем странам мира. Физическая карта. Справочные данные. Часовые пояса.
adventure.hut.ru/general/ "Мир путешествий и приключений. Планета Земля"
geo-tur.narod.ru "Гео-Тур" Сайт посвящен географии. На сайте представлены географические карты материков, стран, статистические данные и все, что связано с географией.
geografia.ru География.ру - клуб путешествий.
nature.worldstreasure.com "Чудесаприроды"
countries.ru "Страны мира"
geosite.com.ru сайт "GeoSite - Все о географии" Информация обо всех странах мира.
terrus.ru "Территориальное устройство России" - Справочник-каталог "Вся Россия" по экономическим районам.
geograf-ru.narod.ru "Уголок географа" Очень краткая информ. о странах (площадь, религия, население), а также - самые длинные реки, самые высокие горы и т.д.
nationalgeographic.com электроннаяверсияжурнала National Geographic.
http://geo.metodist.ru/ Методическая лаборатория географии
som.fio.ru тематические ссылки к предмету "География".
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся
Виды контроля и измерители
Планируемые результаты освоения материала
Дом задание
План дата
Факт дата
Прим-е
ВВЕДЕНИЕ.
1ч
1.
География как наука. Развитие географических знаний, вращение Земли и его следствия.
1
Изучение
нового
материала.
Анализ литературы для хронологической характеристики развития геогр знаний о Земле.
Беседа
Знать/понимать основные географические понятия и термины, продолжительность земных суток расположение линии перемены дат величину угла наклона земной оси к плоскости орбиты. Самостоятельно организовать свою познавательную деятельность
П 1,3,5,6
Стр3-22
Анализ рис уч-ка.
2.09
ВИДЫ ИЗОБР-ИЙ ПОВЕРХ ЗЕМЛИ.
5ч
2,
План местности. Условные знаки. Масштаб.
1
Изучение
нового
материала
Определение элементов градусной сетки; координат, направлений и расстояний. Нанесение на к/к объектов. Чтение карты.
Топограф-ий диктант.
Знать/понимать основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт но содержанию, масштабу. Слушать, анализировать полученную информацию
П 4-5,с10-14
Задание по к/к.
Выучить условные
знаки
9.09
3.
Ориентирование на местности. Компас, азимут. Изображение неровностей на плане н карте.
1
Актуализ знаний и умений.
Определение направлений на местности но компасу, местным признакам. Солнцу, азимуту. Определение расстояния на плане в масштабе.
Составл
простейшего
плана.
Уметь определять направления на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту; измерять относительные высоты точек местности. Знать правила изображения рельефа местности горизонталями. Работать с учебным пособием, получать необходимую информацию
П6-8. Стр 15-23. Составить план
местности.
16.09
4.
Глобус. Географическая карта. Градусная сеть. Параллели и меридианы.
1
Актуализ знаний и умений.
Определение параллелей и меридиан на глобусе и картах.
Инд опрос, работа с картами атласа,тестирование
Знать/пониматъ основные географические понятия и термины . Уметь определять элемент градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний. Наносить на контурную карту
П 7-8. Стр 24-28 зад-я
23.09
5.
Географические координаты. Изображение высот и глубин. Многообразие карт и их значение.
1
Актуализ знаний и умений.
Определение геогр координат объектов на физ картах.
Решение задач на определение координат
Уметь определять геогр координаты по карте полушарий и физической карте России. Знать способы картографического изображения Осуществлять самоконтроль самопроверку при определении координат географических точек
П 9-10. С29-35.
30.09
6.
Практическая работа Определение расстояний, направлений, геогр координат точек по карте. Входная контрольная работа в форме тестирования.
1
Практикум
Решение пр задач по топографическому плану Описание маршрута. Сост плана местности и характеристики карт
Решение задач на разные темы.
Уметь решать практические задачи по географическому плану; Определять географические координаты объектов; составлять планы местности.
Сост-ть план местности, зад-я на опр-е геогр координат
7.10
ЛИТОСФЕРА
4ч
7.
Земля и се строение.
1
Формиров новых знаний
Изучение строения Земли. Хар-ка ядра, мантии, земной коры.
Фронтальный и щи опрос.
Знать/понимать основные географические понятия и термины, особенности строения и свойств земной коры, мантии, ядра.
П 11 С 38-41
14.10
8.
Горные породы и минералы
1
Форм нов
пиний.
практикум
Изучение свойств минералов и горных пород и полезных ископаемых. Нанесение на к/к основных месторождений.
Работа с
раздаточным
материалом.
происхождение горных порол Различать осадочные и магматические горные породы по признакам Составлять систематизирующую
таблицу.
II-12 Стр 41-44
21.10
9.
Движения земной коры. Землетрясения.
1
Актуализ знаний и умений.
Определение на карте сейсмических районов. Нанесение на к /к основных зон.
Фронтальная.
индивидуальная.
Знать.основные движения земной коры. Землетрясения. Показывать по карте сейсмические пояса Устанавливать причинно-следственные связи
П-15,16
Стр 51-58
28.10
10.
Вулканы, горячие источники, гейзеры
1
Актуализ знаний и умений.
Нанесение на к /к основных зон вулканизма.
Фронтальная.
индивид-ая.
групповая.
понимать графические явления и процессы в литосфере, взаимосвязь между ними их изменение в результате деятельности человека Показывать по карте крупнейшие вулканы мира
П17-19 Стр58-68
1 1... 1 1
РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ.
4ч
11.
Основные формы рельефа. Рельеф суши. Горы.
1
Формиров новых знаний
Описание по карте ГП гор. Определение по карте высоты гор. Нанесение на к/к элементов номенклатуры.
Описание горно системы по плану.географий диктант
Знать основные формы рельефа, изменение гор во времени и в пространстве при взаимодействии внутренних и внешних сил.Показывать горы и отдельные вершины на карге. Определять ГП гор, обозначать горы на контурной карте
П 20 стр 68-70Выуч определен.
18.11
12.
Равнины суши.
1
Формирован ие новых знаний.
Описание по карте ГП равнин. Определение но карте высоты равнин. Нанесение на к/к элементов номенклатуры.
Описание равнины по
плану. Географий диктант.
Знать классификацию равнин по высоте, разнообразие равнин . их виды. Показывать равнины на карге , определять ГП равнин на карте Обозначать на контурной карте основные равнины.
П-20. Стр70-73. Выуч опр.
25.11
13.
Рельеф дна Мирового океана.
1
Формирован не новых знаний.
Изучение особенностей рельефа дна океана по рис71
Фронтальная, инливнд-ая
Иметь представление о рельефе в океане : шельф, материковый склон, ложе, желоб. Определять и показывать на карте горы и равнины океана Работать с учебником , извлекав из него нужную информацию.
П-21,22. Стр73-82.
2.12
14.
Полугодовая контрольная работа в форме тестирования. Обобщение по темам: «Внутреннее строение и рельеф»
1
Обобщ-ий
Актуализация знаний
Тестирование Фронтальная, индивидуальная.
Уметь применять полученные знания при возникновении необходимости
Хар-ка по плану на стр84.
9 . 1 2
ГИДРОСФЕРА.
7ч
15.
Мировой круговорот воды в природе.
1
Формиров новых знаний.путешеств
Характеристика схемы мирового круговорота воды в природе, выявление причинно-следственных связей.
Групповая, индивидуальная.
Работать с учебником, извлекать из него нужную информацию
П-23
С'тр68-70. Рис 47-анализ.
16.. 1 2
16
Части мировою океана.
1
Формировнов знаний.
Нанесение на к/к элементов геогр номенклатуры.
Отметка на к/к
изучаемых
объектов.
Знать/пониматьосновные географические понятия и термины. Показывать на карте части Мирового океана, обозначать их на контурной кар
П-24 Стр 71-73. Таб 4 стр 73 (хар на выбор), инд зад
23.12
17.
Свойства океанической воды. Волны в океане. Течения.
1
Формировнов знаний.
Определение по карте глубин морей и океанов. Определение течений
Фронтальная.
индивидуальная.
групповая.
Знать данные о величине солености вод Мирового океана, иметь представление о различиях в солености частей Мирового океана, о ветровых волнах, цунами, приливах и отливах, об океанических течениях.
П-25-27. Стр 74-79.рис 49. 52. Зад 3 стр79.
13.01
18.
Воды суши. Подземные воды.
1
Актуализ-я знаний и умений.
Анализ текста учебника, схемы
Фронтальный индивидуальный
Иметь 11редставленне о подземных водах. Знать терминологию поземе: подземная вола, горные породы - водопроницаемые и водоупорные.
П29. Стр 83-86. Рис 55. 56
20.01
Грунтовые и межпластовые воды. Родник, минеральная вода.
Изучить.
19.
Реки.
1
Практикум.
Определение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира.
Работа с
контурной
картой.
Термин дик-т.
Определять элементы речной системы , принадлежность к речному бассейну. Обозначать на к. карте основные реки мира
П 30.Стр 87-95. Таб 5 (харна к-выбор) Зад 8 стр95. Выуч термины.
27.01
20.
Озера. Ледники Искусственные водоемы.
1
Исследов
нанесение на к/к элементов геогр номенклатуры.
работа
контурной
картой.
Терминол-ий диктант.
Знать типы озер, озерных котловин, ледники, условия образования ледников и многолетней мерзлоты. Показывать на карте озера мира Обозначать на контурной карте основные озера мира
П 31-33. Стр 95- 102. Выуч термины
3.02
21.
Обобщающий урок. Загрязнение гидросферы
1
Обобщ-е
Выполнение инд работ
Фронтальная.
групповая.
индивидуальная.
Уметь применять полученные знания при возникновении необходимости.
П. 34.
Стр 102-104. Зад стр 104-105.
10.02
АТМОСФЕРА.
7ч
22.
Строение атмосферы. Температура воздуха.
1
Формир.нов знаний.
Вычисление средней суточной температуры воздуха. Построение трафика суточного хода температуры.
Наблюдение за погодой. Фронтальная, индивидуальная.
Знать строение, значение атмосферы причины изменения температуры воздуха с высотой. Самостоятельно фиксировать элементы и явления погоды, строить трафики суточного хода температуры.
П 35-36. Стр 105-111 Рнс67, 70 анализ. Зад 3.4.
17.02
23.
Годовой ход температуры воздуха.
1
Актуализ знаний и умений.
Вычисление средних значений, построение трафиков. Решение практических задач на определение изменений темп, .давления воздуха с высотой.
Групповая,инд-ая
Самостоятельно фиксировать элементы и явления погоды, строить график годового хода температуры.
П37.
Стр 111-113. Зад на стр 11З.
24.02
24.
Атмосферное давление. Ветер.
1
Исслед-ие
Решение практических задач на определение изменений давления воздуха с высотой. Составление и чтение розы ветров.
фронтальная.индивидуальная.
Иметь представление об атмосферном давлении и его изменении с высотой. Определять по барометру - анероиду атмосферное давление, направление и силу ветра. Знать причины образования ветра. Уметь составлять розу ветров.
11 38-39. Стр 114-120. Сост задачи, построить розу ветров.
2.03
25.
Атмосферные осадки. Облака.
1
Актуализаци я знаний и умений.
Анализ рисунка учебника и определение причинно-следственных связей между типами облаков и выпадением осадков.
фронтальный
групповой,
индивидуальный
Иметь представление о видах облаков и погоде. Визуально определять виды облаков. Устанавливать причинно - следственные связи.
1140-41. Стр 120-127. Рис 77, 79, анализ
Выуч термины.
9.03
26.
Погода и климат.
1
Формир-е нов.знаний.
Работа с картами атласа. Составление описания особенностей климата своей местности.
Фронтальный
групповой,
индивидуальный
Иметь представление о погоде и климате Уметь составлять характеристику погоды и климата. Устанавливать причинно - следственные связи
П 42-43. Стр127-131. Зад 2-5. стр 129.
Зад2стр131.
16.03
27.
Распределение солнечного света и тепла на Земле.
1
Формиров новых знаний.
Работа с картами атласа. Описания особенностей распределения света и тепла в своей местности
Фронтальная.индивид.
Знать особенности распределения солнечного тепла и света. Уметь составлять описание особенностей распределения света и тепла. Устанавливать причинно-следственные связи
П44.
Стр 132-137. Табл 9 заполнить.
30.03
28.
Обобщающий урок.
Климатообразующие
факторы
1
Обобщ Практикум.
Работа с картами атласа, с к/к. инд карточками.
Фронтальная
Групповая
индивидуальная.
Уметь применять полученные знания при возникновении необходимости.
1145.
Стр137-142 Задстр141-142.
6. 0 4
БИОСФЕРА
2ч
29.
Разнообразие и распространение организмов на Земле.
1
Формирован не нов знаний.
Анализ рисунка учебника и формулирование вывода.
Фронтальный индивидуальный
Знать факторы распространения организмов на земле. Уметь характеризовать царства живых организмов. Определять приспособительные
особенности» в строении и поведении живых организмов
П 46,48,49.
Стр142-145,
148-153.
13.04
30.
Природные юны Земли. Природный комплекс.
1
Формировнов знаний.
Работа по карте природных зон мира Составление характеристики одной из природных зон на выбор
Фронтальный индивидуальный
Характеризовать природные зоны и комплексы. Определять связь между условиями жизни и приспособлениями организмов, которые ими вызваны Знать ярких представителей природных зон. Уметь работать с тематическими картами.
II 47-48. Стр145-155. Состтаб.т
20.04
НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ.
5ч
31.
Человечество и численность населения Земли.
1
Актуализ знаний и умений.
Работа по политической карте мира, с дополнительной литературой, справочниками.
Фронтальный индивидуальный
Знать характеристики рас и их основные места проживания, особенности влияния факторов окр среды на человечество и последствия. Определяв причины, влияющие на численность населения.
П 51-52. Стр 156-159 Зад 2 стр 158.
27.04
32.
Человек - часть биосферы.
1
Актуализ знаний и умений.
Определение положительного и отрицательного влияния человечества на биосферу.
Фронтальный
групповой,
индивидуальный
Объяснять особенности взаимовлияния человека и компонентов биосферы.
П 53-54. Стр 158-160 Зад 2 стр 160.
4.05
33.
Итоговая контрольная работа в форме тестирования. за курс 6 класса.
1
Обобщение.
Выполнение разноуровневых заданий.
Выполнение географического диктанта.
Знать и уметь применять знания, полученные в течение года.
11.05
34.
Стихийные природные явления. Мирное сосуществование человека и природы. Охрана природы.
1
Актуализ знаний и умений.
Составление схемы и характеристика стихийных явлений, анализ доп лит-ры
Фронтальный
Знать основные типы стихийных явлений, причины их возникновения, возможные способы предупреждения и спасения.
П55
Стр161-163.
18.05
Обобщение
1ч
35.
Заключительный урок
1
Обобщение.
Сдать учебники.
25.05
Задания входных мониторинговых исследованиий в 6 В классе
в форме теста
1 вариант
Выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.
А1. Звезды – это:
а) обломки планет;
б) раскаленные газовые тела шарообразной формы;
в) маленькие планеты;
г) естественные спутники планет.
А2. Прибор для наблюдения звездного неба:
а) микроскоп;
б) телескоп;
в) бинокль;
г) подзорная труба.
А3. Солнце – это:
а) планета;
б) спутник Земли;
в) небесное тело;
г) звезда.
А4. В состав Солнечной системы входят:
а) 8 планет;
б) 10 планет;
в) 12 планет;
г) 9 планет.
А5. Вещества, образованные атомами одного вида, называют:
а) сложными;
б) простыми;
в) неорганическими;
г) органическими.
А6. Прибор для измерения атмосферного давления:
а) тонометр;
б) барометр;
в) компас;
г) термометр.
А7. Вода может иметь:
а) жидкое состояние;
б) твердое состояние;
в) газообразное состояние;
г) все выше перечисленные состояния.
А8. Выберите название самой плодородной почвы:
а) подзолистая;
б) черноземная;
в) глинистая;
г) солончаковая.
А9. К телам живой природы относятся:
а) вода;
б) солнце;
в) береза;
г) почва.
А10. Живым организмам для дыхания необходим:
а) углекислый газ;
б) кислород;
в) азот;
г) все перечисленные газы.
А11. Дыхание – это:
а) поступление в организм углекислого газа;
б) поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа;
в) выделение из организма углекислого газа;
г) выделение из организма ненужных веществ.
А12. Какой цифрой на рисунке обозначено ядро:
1 а) 1;
б) 2;
2 в) 3;
3 г) 4.
4
А13. К одноклеточным растениям относят:
а) амебу;
б) хламидомонаду;
в) инфузорию-туфельку;
г) бактерий.
А14. К нецветковым растениям не относится:
а) мак;
б) папоротник;
в) мох;
г) ель.
А15. К культурным растения не относится:
а) мать-и-мачеха;
б) пион;
в) кукуруза;
г) яблоня.
А16. Какой цифрой на рисунке обозначено плодовое тело гриба:
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.
4 1
2
3
А17. Какое свойство не характерно для животных:
а) клеточное строение;
б) дыхание;
в) размножение;
г) фотосинтез.
А18. Какое из перечисленных животных относится к растительноядным:
а) тигр;
б) лиса;
в) лось;
г) рысь.
В1. Заполните таблицу, распределив перечисленные ниже термины по трем колонкам: тела, вещества, явления.
а)Свинец, б)свист, в)рельс, г)ракета, д)алюминий, е)прыжок, ж)буран, з)смерч, и)Луна, к)спирт, л)пожар, м)ножницы, н)испарение, о)ртуть, п)снегопад, р)стол, с)град, т)мед, у)самолет, ф)мел.
Тела
Вещества
Явления
В2. Установите принадлежность факторов среды к той или иной группе:
Факторы среды Группы факторов среды
1. Температура а) факторы неживой природы
2. Свет б) факторы живой природы
3. Влажность
4. Микроорганизмы
5. Человек
6. Растения
7. Животные
1
2
3
4
5
6
7
В3. Установите соответствие между органами растения и их функциями:
Органы растения Функции
1) корень; а) питание;
2) стебель; б) укрепление растения в почве;
3) лист; в) проводит воду с минеральными солями;
4) цветок г) участвует в семенном размножении
1
2
3
4
На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2, С3 – полный развернутый ответ.
С1. Чем животные отличаются от растений?
С2. Как животные приспособились к жизни в наземно-воздушной среде?
2 вариант
Выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.
А1. Смена дня и ночи происходит на Земле оттого, что:
а) Земля вращается вокруг Солнца;
б) ось Земли наклонена;
в) Земля вращается вокруг своей оси;
г) Земля освещается Солнцем.
А2. Луна – это:
а) спутник Земли;
б) небесное тело;
в) планета;
г) маленькая звезда.
А3. Солнечная система состоит из:
а) планет и метеоритов;
б) Солнца и звезд;
в) Солнца и планет;
г) планет, астероидов, естественных спутников, метеоритов и комет.
А4. Ближе всего к Солнцу:
а) Меркурий;
б) Сатурн;
в) Венера;
г) Юпитер.
А5. Чтобы потушить пожар, необходимо:
а) прекратить доступ воздуха;
б) залить горящий предмет водой;
в) воспользоваться огнетушителем;
г) забросать песком.
А6. Воздух, это смесь различных газов. Основные газы в воздухе:
а) кислород и азот;
б) кислород и углекислый газ;
в) кислород, азот и углекислый газ;
г) азот и углекислый газ.
А7. Вода – хороший растворитель. Какое из перечисленных веществ в воде не растворяется:
а) сахарный песок;
б) растительное масло;
в) поваренная соль;
г) уксусная кислота.
А8. Лучшие защитники почвы – это:
а) насекомые;
б) растения;
в) человек;
г) животные.
А9. Свойствами живых организмов являются:
а) питание и дыхание;
б) электропроводность;
в) горение;
г) растворимость.
А10. Питание – это:
а) поступление в организм углекислого газа;
б) поступление в организм кислорода;
в) получение организмом необходимых для жизнедеятельности веществ из окружающей среды;
г) освобождение организма от ненужных веществ.
А11. Прибор, с помощью которого изучают организмы:
а) телескоп;
б) микроскоп;
в) компас;
г) барометр.
А12. Какой цифрой на рисунке обозначена оболочка клетки:
1 а) 1;
б) 2;
2 в) 3;
г) 4.
3 3
4
А13. К цветковым растениям относятся:
а) водоросли;
б) сосна;
в) мхи;
г) шиповник.
А14. Примером дикорастущего растения не является:
а) пшеница;
б) ландыш;
в) подснежник;
г) подорожник.
А15. В еловом лесу встречается:
а) кислица;
б) одуванчик;
в) земляника;
г) мышиный горошек.
А16. Какой цифрой на рисунке обозначена грибница:
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4. 4 1
2
3
А17. Какое свойство отличает животных от растений:
а) клеточное строение;
б) дыхание;
в) размножение;
г) активное передвижение.
А18. Какое из перечисленных животных относится к хищным:
а) заяц;
б) дятел;
в) лось;
г) рысь.
В1. Заполните таблицу, распределив перечисленные ниже термины по трем колонкам: тела, вещества, явления.
а)Солнце, б)камень, в)восход солнца, г)птица, д)сахар, е)рост растения, ж)Земля, з)полет птицы, и)кислород, к)растение, л)растворение сахара, м)падение камня, н)вращение Земли вокруг оси, о)образование кислорода.
Тела
Вещества
Явления
В4. Установите принадлежность факторов среды к той или иной группе:
Факторы среды Группы факторов среды
1. Температура а) факторы неживой природы
2. Свет б) факторы живой природы
3. Влажность
4. Бактерии
5. Грибы
6. Береза, шиповник, ландыш
7. Лиса, заяц, мышь
1
2
3
4
5
6
7
В5. Заполните таблицу, распределив перечисленные ниже растения по группам:
Растения Группы растений
1. Тюльпан а) цветковые растения
2. Свекла б) нецветковые растения
3. Василек
4. Папоротник
5. Мох кукушкин лен
6. Береза
7. Ландыш
8. Лиственница
1
2
3
4
5
6
7
8
На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2, С3 – полный развернутый ответ.
С1. Чем животные отличаются от растений?
С2. Как животные приспособились к жизни в наземно-воздушной среде?
Итоговая контрольная работа за курс 6 класса
Вариант 1
Съёмка местности из одной точки называется
А) полярной
Б) буссольная
В) инструментальной
Г) технической
Д) маршрутной
2. Низкие горы высотой до
А) 1000 м
Б) 1200 м
В) 1500 м
Г) 2000 м
Д) 3000 м
3. Оболочка жизни:
А) гидросфера
Б) литосфера
В) географическая оболочка
Г) атмосфера
Д) биосфера4. Азимут – это угол между направлением на
А) запад и какой-нибудь предмет
Б) юг и какой-нибудь предмет
В) север и какой-нибудь предмет
Г) северо-восток и какой-нибудь предмет
5. Водная оболочка Земли:
А) Атмосфера
Б) стратосфера
В) гидросфера
Г) литосфера
Д) биосфера
6. Состояние тропосферы в данном месте в данный момент называется
А) тайфуном
Б) погодой
В) бризом
Г) климатом
Д) ураганом
7. Параллель, разделяющая земной шар на северное и южное полушарие называется
А) северным полярным кругом
Б) южным тропиком
В) южным полярным кругом
Г) северным тропиком
Д) экватором
8. Движение воздуха в горизонтальном направлении называется
А) испарение
Б) амплитуда
В) течения
Г) ветер
Д) цунами
9. Часть географической оболочки, заселённая и изменённая организмами – это
А) гидросфера
Б) атмосфера
В) литосфера
Г) стратосфера
Д) биосфера
10. Накопитель тепла и основной источник влаги на Земле
А) впадины
Б) мировой океан
В) горы
Г) возвышенности
Д) равнины
11. Точки, через которые проходят все меридианы Земли, называется:
А) точками высот
Б) географическими полюсами
В) азимутальными точками
Г) точками пересечения
Д) географическими центрами
12. Физическая география занимается изучением:
А) только рельефа
Б) только климата
В) только океана
Г) всей природы
Д) только почв
13. Количество водяного пара в граммах в 1 м3 называется
А) абсолютной влажностью
Б) ненасыщенным воздухом
В) сухим воздухом
Г) относительной влажностью
Д) насыщенным воздухом
14. Циклон приносит:
А) заморозки
Б) пасмурную, дождливую ветреную погоду
В) сухую жаркую погоду
Г) суховеи, понижение температур
Д) грозы, повышение давления15. С 1519 по 1522 годы совершено кругосветное путешествие:
А) Ф. Магелланом
Б) М. Лазаревым
В) М. Бехаймом
Г) Х. Колумбом
16. Земная кора и верхняя часть мантии называется
А) атмосфера
Б) биосфера
В) гидросфера
Г) литосфера
Д) тропосфера
17. Все неровности земной поверхности – это
А) плоскогорья и низменности
Б) впадины и горы
В) рельеф
Г) горные породы
Д) нагорья
18. Шельф – это
А) впадины в океане
Б) переходные области в океане
В) желоба в океане
Г) материковые склоны в океане
Д) материковая отмель
19.План местности изображает:
А) материк
Б) территорию всей страны
В) природную зону
Г) обширную часть земной поверхности
Д) небольшую часть земной поверхности
20. Горная порода магматического происхождения:
А) известняк
Б) гранит
В) песок
Г) ракушечник
Д) поваренная соль
21. Воздушная оболочка Земли:
А) географическая оболочка
Б) Биосфера
В) Атмосфера
Г) Гидросфера
Д) Литосфера
22. Столица Республики Татарстан – город
А) Набережные Челны
Б) Лениногорск
В) Москва
Г) Казань
Д) Уфа
23. Слово «география» в переводе означает:
А) Образ Земли
Б) Описание Земли
В) Рисунок Земли
Г) Вид Земли
Д) Путешествие
24. Ветер, меняющий своё направление 2 раза в год
А) горный
Б) бриз
В) пассат
Г) западные
Д) муссон
25. Место разрыва и смещения горных пород на глубине, при землетрясении называют –
А) жерлом
Б) эпицентром
В) котловиной
Г) районом
Д) очагом
6 класс 2 вариант
1. Слово «география» в переводе означает:
А) образ Земли
Б) Описание Земли
В) Рисунок Земли
Г) Вид Земли
Д) Путешествие
2. Водная оболочка Земли:
А) Литосфера
Б) географическая оболочка
В) Гидросфера
Г) Биосфера
Д) Атмосфера
3. Место разрыва и смещения пород на глубине, при землетрясении называют –
А) жерлом
Б) эпицентром
В) котловиной
Г) районом
Д) очагом
4. Прибор, измеряющий атмосферное давление
А) флюгер
Б) барометр
В) сейсмограф
Г) гигрометр
Д) анемометр
5. Условная линия на карте, соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой
А) изохора
Б) изобара
В) горизонталь
Г) изотерма
Д) бергштрих
6. Наиболее устойчивые участки суши
А) грабены
Б) складчатые области
В) геосенклинали
Г) платформы
Д) горсты
7. Азимут 900 показывает на
А) север
Б) северо-восток
В) юг
Г) запад
Д) восток
8. Самый нижний слой атмосферы
А) ионосфера
Б) мезосфера
В) мегасфера
Г) тропосфера
Д) стратосфера
9. Состав географической оболочки:
А) гидросфера, биосфера, часть атмосферы, часть литосферы
Б) мантия, ядро, ионосфера, магносфера
В) ядро, Мантия, гидросфера, литосфера
Г) атмосфера, мантия, ядро, биосфера
Д) биосфера, литосфера, ядро, мантия
10. Море, уровень абсолютной высоты которого принят за ноль:
А) Чёрное
Б) Балтийское
В) Каспийское
Г) Карское
Д) Баренцево
11. Оболочка жизни на Земле:
А) Биосфера
Б) часть атмосферы и часть литосферы
В) литосфера
Г) часть литосферы и часть гидросферы
Д) гидросфера
12. Группы людей со сходными внешними признаками называются
А) этносами
Б) горожанами
В) сельчанами
Г) горцами
Д) расами
13. Длина экватора составляет
А) 20 000 км
Б) 10 000 км
В) 30 000 км
Г) 40 000 км
Д) 50 000 км
14. Волны, вызываемые подводными землетрясениями или вулканами:
А) отливы
Б) приливы
В) ветровые
Г) прибой
Д) цунами
15. Целостность географической оболочки – это
А) периодичность и повторяемость одних и тех же явлений во времени
Б) хозяйственная деятельность человека
В) история формирования природного комплекса
Г)изменение всех компонентов природы и природных комплексов от экватора к полюсам
Д) взаимосвязь и взаимозависимость компонентов природы
16. Расстояние уменьшено в 100 раз при масштабе
А) 1:100
Б)1: 00000
В) 1: 1000
Г) 1: 10000
Д) 1: 10
17. Место, где начинается река, называют:
А) паводком
Б) меженью
В) руслом
Г) истоком
Д) устьем
18. Условная линия, соединяющая точки земной поверхности с одинаковой высотой – это
А) меридиан
Б) изотерма
В) горизонталь
Г) бергштрих
Д) параллель
19. Человек – часть
А) литосферы
Б) природного комплекса
В) биосферы
Г) атмосферы
Д) гидросферы
20. Направления запад-восток на карте показаны
А) параллелями
Б) меридианами
В) горизонталями
Г) абсолютной высотой
Д) относительной высотой
21. Самая низкая температура воздуха бывает
А) после заходя солнца
Б) перед восходом солнца
В) в полдень
Г) ночью
Д) вечером
22. Наиболее низкие температуры воздуха наблюдаются в районе:
А) полюсов
Б) умеренных широт
В) северного тропика
Г) южного тропика
Д) экватора
23. Цунами – это
А) волны, вызываемые морскими приливами
Б) притяжение луны
В) волны, образующиеся при извержении подводных вулканов и землетрясениях
Г) причудливые формы рельефа
Д) ветры степной зоны
24. Основные стороны горизонта:
А) север, юг, юго-восток, северо-запад
Б) запад, восток, юго-запад, юго-восток
В) север, юг, запад, восток
Г) юго-запад, северо-запад, юго-восток, северо-восток
25. Оболочка жизни
А) атмосфера
Б) литосфера
В) биосфера
Г) географическая оболочка
Д) гидросфера
6 класс 3 вариант
1. При застывании магмы на земной поверхности образуется
А) гравий
Б) гипс
В) базальт
Г) известняк
Д) мрамор
2. Географическая оболочка образована:
А) литосферой
Б) гидросферой, биосферой, верхней частью литосферы и нижней частью атмосферы
В) гидросферой
Г) атмосферой
Д) биосферой
3. Превышение истока реки над устьем, выраженное в метрах, называется:
А) годовой сток
Б) расход воды
В) падение реки
Г) уклон реки
Д) эстуарий
4. Короткая чёрточка у горизонтали, показывающая направление склона
А) параллель
Б) бергштрих
В) отметка высоты
Г) меридиан
Д) изолиния
5. Начало реки
А) половодье
Б) исток
В) устье
Г) порог
Д) пойма
6. Часть географической оболочки, заселённая и изменённая организмами – это
А) литосфера
Б) стратосфера
В) гидросфера
Г) биосфера
Д) атмосфера
7. Кратчайшая линия на глобусе от одного полюса до другого
А) экватор
Б) полярный круг
В) параллель
Г) меридиан
Д) тропик
8. Оболочка жизни на земле
А) часть атмосферы и часть литосферы
Б) часть литосферы и часть гидросферы
В) биосфера
Г) гидросфера
Д) литосфера
9. Благодаря круговороту вода в океане полностью обновляется за (лет):
А) 1000
Б) 3000
В) 100
Г) 500
Д) 400
10. Для изучения земной поверхности, открытия новых земель, понадобилось:
А) несколько тысяч лет
Б) несколько дней
В) время в течение одного века
Г) несколько месяцев
Д) 10 лет
11. Скопление мельчайших капелек воды на значительной высоте называют:
А) иней
б) дождь
В) туман
Г) облако
Д) роса
12. Непрерывное развитие природы Земли связано с:
А) космическим излучением
Б) влиянием внешних факторов
В) перемещением океанов и морей
Г) притяжением луны
Д) энергией солнца
13. На плане стороны горизонта определяют по:
А) горизонталям
Б) меридианам
В) рамке плана
Г) параллелям
Д) изолиниям
14. Водная оболочка Земли:
А) гидросфера
Б) атмосфера
В) стратосфера
Г) биосфера
Д) литосфера
15. Основное место в атмосфере занимают
А) азот и кислород
Б) азот и водяной пар
В) водяной пар и различные примеси
Г) азот и углекислый газ
Д) кислород и углекислый газ
16. Превышение точки земной поверхности над уровнем моря называется высотой
А) относительной
Б) минимальной
В) максимальной
Г) средней
Д) абсолютной
17. Морская вода замерзает при температуре
А) -40
Б)-20
В) -30
Г) 00
Д) -10
18. Человек – это часть
А) биосферы
Б) гидросферы
В) природного комплекса
Г) атмосферы
Д) литосферы
19. Линии, условно проведённые по поверхности Земли параллельно экватору называют
А) изогипсы
Б) параллели
В) изотермы
Г) меридианы
Д) горизонтали
20. самый нижний слой атмосферы:
А) стратосфера
Б) мезосфера
В) мегасфера
Г) тропосфера
Д) ионосфера
21. В чём измеряется солёность
А) в граммах
Б) в промилле
В) в %
Г) в килограммах
Д) в тоннах
22. Если абсолютная влажность равна 20 г, то в 1 м3 воздуха содержится
А) 10 г водяного пара
Б) 20 г водяного пара
В) 30 г водяного пара
Г) 15 г водяного пара
Д) 40 г водяного пара
23. сейсмические пояса – это границы
А) между мантией и ядром
Б) между океаном и сушей
В) между воздухом и земной поверхностью
Г) между воздухом и океаном
Д) литосферных плит
24. План местности изображает:
А) обширную часть земной поверхности
Б) материк
В) природную зону
Г) небольшую часть земной поверхности
Д) территорию всей страны
25. начало реки:
А) половодье
Б) устье
В) исток
Г) пойма
Д) порог
6 класс вариант 4
1. Воздушная оболочка Земли:
А) Гидросфера
Б) Литосфера
В) Географическая оболочка
Г) Атмосфера
Д) Биосфера
2. Условная линия на плане, соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой:
А) горизонталь
Б) бергштрих
В) изобара
Г) изотерма
Д) изохора
3. Количество водяного пара в граммах в 1 м3 называется
а) сухим воздухом
б) относительной влажностью
в) насыщенным воздухом
г) ненасыщенным воздухом
д) абсолютной влажностью
4. Азимут 900 показывает на
А) запад Б) северо-восток В) восток Г) север Д) юг
5. Прибор, измеряющий атмосферное давление
А) барометр Б) анемометр В) сейсмограф Г) флюгер Д) гигрометр
6. Цунами – это
А) притяжение Луны
Б) ветры степной зоны
В) причудливые формы рельефа
Г) волны, вызванные морскими приливами
7. Сейсмические пояса – это границы
А) между воздухом и океаном
Б) между океаном и сушей
В) между мантией и ядром
Г) между воздухом и земной поверхностью
Д) литосферных плит
8. Основные стороны горизонта:
А) север, юг, юго-воссток, юго-запад
Б) северо-восток, юго-запад, юго-восток, северо-восток
В) северо-восток, юго-запад, юг, север
Г) запад, восток, север, юг
Д) запад, восток, юго-запад, юго-восток
9. Волны, вызываемые подводными землетрясениями и вулканами:
А) ветровые
Б) прибой
В) цунами
Г) приливы
Д) отливы
10. Состав географической оболочки:
А) Гидросфера, биосфера, часть атмосферы, часть литосферы
Б) биосфера, литосфера, ядро, мантия
В) мантия, ядро, ионосфера, магносфера
Г) ядро, мантия, гидросфера, литосфера
Д) атмосфера, мантия, ядро, биосфера
11. Внедрение магмы в земную кору приводит к образованию полезных ископаемых:
А) нерудных
Б) возобновимых
В) неисчерпаемых
Г) рудных
Д) горючих
12. Маршрутная съёмка местности – это
А) аэрофотосъёмка
Б) составление плана участка, вытянутого в длину
В) съёмка с одной точки
Г) космическая съёмка
Д) измерение расстояний между точками
13. Основная сила, формирующая географическую оболочку:
А) воздух,
Б) солнечная радиация
В) почва
Г) растительность
Д) вода
14. Меридиан на глобусе имеет форму:
А) полуокружности
Б) все меридианы различаются по форме изображения
В) прямой линии
Г) овала
Д) окружности
15. Область низкого атмосферного давления:
А) штиль
Б) антициклон
В) атмосферный фронт
Г) пассаты
Д) циклон
16. Более подробное изображение небольшого участка земной поверхности дано:
А) на карте океанов
Б) на карте Казахстана
В) на карте полушарий
Г) на глобусе
Д) на плане местности
17. Первое кругосветное путешествие совершил:
А) Ф. Магеллан
Б) Джон Кабот
В) Д. Кук
Г) В. да Гама
Д) Христофор Колумб
18. Человек – часть
А) атмосферы
Б) литосферы
В) гидросферы
Г) природного компонента
Д) биосферы
19. Сейсмическим областям в рельефе соответствуют:
А) плато и возвышенности
Б) горы суши, срединноокеанические хребты и глубоководные желоба
В) низменные участки
Г) низкие горы
Д) плоскогорья
20. Моделью земного шара является:
А) космический снимок
Б) физическая карта
В) глобус
Г) аэрофотоснимок
Д) план местности21. Все линии проведённые параллельно экватору называются:
А) тропиками
Б) изолиниями
В) меридианами
Г) параллелями
Д) полярными кругами
22. Единый планетарный комплекс суши и океанов:
А) биосфера
Б) литосфера
В) географическая оболочка
Г) атмосфера
Д) гидросфера
23. Течения в Океане называют холодными потому, что температура воды в них
А) ниже на 300С
Б) -100С
В) -20С
Г) ниже, чем температура окружающей воды
Д) ниже на -200С
24. Объём воды, протекающий через поперечное сечение реки в единицу времени:
А) падение реки
Б) расход воды
В) годовой сток
Г) урез реки
Д) уклон реки
25. Движение воздуха в горизонтальном направлении называют:
А) испарение
Б) цунами
В) амплитуда
Г) течения
Д) ветер
Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по географии:
Вариант 1
№ задания
Ответ
№ задания
Ответ
1
А
17
В
2
А
18
Д
3
Д
19
Д
4
В
20
Б
5
В
21
В
6
Б
22
Д
7
Д
23
Б
8
Г
24
Д
9
Д
25
Д
10
Б
11
Б
12
Г
13
А
14
Б
15
А
16
Г
Вариант № 2
№ задания
Ответ
№ задания
Ответ
1
Б
14
Д
2
В
15
Д
3
Д
16
А
4
Б
17
Г
5
В
18
В
6
Г
19
В
7
Д
20
А
8
Г
21
Б
9
А
22
А
10
Б
23
В
11
А
24
В
12
Д
25
В
13
Г
Вариант № 3
№ задания
Ответ
№ задания
Ответ
1
В
14
А
2
Б
15
Г
3
В
16
Д
4
Б
17
Б
5
Б
18
А
6
Г
19
Б
7
Г
20
Г
8
В
21
Б
9
В
22
Б
10
А
23
Д
11
Г
24
Г
12
Д
25
В
13
В
Вариант № 4
№ задания
Ответ
№ задания
Ответ
1
А
14
Д
2
А
15
Д
3
Д
16
Д
4
В
17
А
5
А
18
Д
6
Г
19
Б
7
Д
20
В
8
Г
21
Г
9
В
22
В
10
А
23
Г
11
Г
24
В
12
Б
25
Д
13
Б
Заголовок 1Заголовок 4Заголовок 6Заголовок 715