Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков


Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии
последовательных уроков
«Обучать - значит вдвойне учиться» - эти слова французского писателя Жозефа Жубера точно определяют функцию современного учителя. Если учитель хочет шагать в ногу со временем, быть востребованным и эффективным – он должен не переставать учиться, владеть новыми методиками преподавания, думать о том, как интереснее построить урок, чтобы ученик вышел за стены школы не просто с «багажом» знаний, а мог бы в жизни применить этот «багаж». «Основная задача Программы – помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику» (Руководство для учителя, стр 116). Содержание Программы представлено в виде 7 модулей, которые интегрируются в процессе обучения . Во время прохождения практики я внесла изменения в свое преподавание, используя ключевые идеи Программы. Раньше я была главным героем урока, а теперь хотела показать ученикам, что они могут сами управлять своим обучением.
Запланированная серия последовательных уроков английского языка была объединена лексической темой «Путешествие». Мне бы хотелось проанализировать один из уроков , проведенного в школе в период практики в 7 классе по теме «Hitch-hiking». Группа состоит из 10 человек, показатели успеваемости хорошие, в группе 7 девочек и 3 мальчика Почему я остановила свой выбор именно в этой группе? Английский язык я преподаю детям с 5 класса. Есть ученики в классе, за которыми я хотела понаблюдать в ходе практики: Ильмурат, ученик со слабой мотивацией, общительный гиперактивный ребенок . Когда он начал изучать английский язык в 5 классе, у него были хорошие показатели, охотно отвечал на уроках, всегда выполнял задания, получал «4». Однако через год интерес к моему предмету угас, он стал не так хорошо готовится к урокам, реже выполняя задания. Я пыталась заинтересовать его: создавала ситуации успеха, давала индивидуальные задания, но все оставалось на прежнем уровне. Мадина - отличница класса, но я замечала, что девочка страдает «звездной болезнью», считая, что в класса без нее не делается не одно дело. Еще одна ученица Дилинур, учится на «4», очень старательная и ответственная, однако у нее барьер выступления перед аудиторией. Когда она отвечала перед классом, девочка терялась, начинала заикаться, не могла собраться и замолкала. Я хотела увидеть, какие изменения произойдут с детьми, как повлияют на них уроки с интеграцией 7 модулей и как это отразится на моем преподавании в дальнейшем.
Для более тщательного отбора заданий на каждое занятие с психологом школы провели тесты на определение уровня интеллекта. В классе много успевающих детей, есть талантливые – Мадина, Анеля пытаются сочинять стихи на английском языке, Ильмурат прекрасно рисует. Но есть и неуверенные в себе ученики Дилинур, Шахислам, я бы хотела, чтобы они подтянулись, раскрылись и стали увереннее в своих силах и знаниях.
Урок был запланирован с учетом новых подходов в обучении и возрастных особенностей детей, было запланировано использование ИКТ и выявление талантливых учеников, самооценивание, одним из ключевых являлся модуль развития критического мышления. Это был урок изучения нового материала по теме «Путешествие автостопом».
На данном уроке цель была определена следующая - формирование навыков и умений всех видов деятельности по теме «Путешествие автостопом» . Ключевой идеей через мой урок проходило преодоление языкового барьера путем развития критического мышления учащихся. Также я ставила задачи развивать навыки групповой работы, умение объективно оценивать, критически мыслить, рассуждать, анализировать.
К концу урока я ожидала от детей, что они умеют самостоятельно работать с текстом и извлекать нужную информацию, высказывать свои мысли, приходить к единому мнению, обобщать и делать выводы. Таким образом, развивая свое мышление и коммуникативные навыки, дети будут преодолевать языковой барьер. Мною были разработаны листы самооценивания с дескрипторами для каждой оценки.
Урок начался с создания коллаборативной среды в классе через прием «Золотая рыбка». Ученики загадывали пожелания на урок и приклеивали своих рыбок к большой золотой рыбе.
Дети на каждом уроке с интересом ждали: каким образом я буду делить их на группы? Стратегией «Конфеты» я убила сразу двух зайцев: поделила ребят по красным и зеленым цветам, предложила составить словосочетания по теме «Транспорт» .
Было приятно наблюдать за детьми, особенно удивил всех Ильмурат, он привел 5 примеров разных видов транспорта со словом «красный» (красный автомобиль, красный вертолет и т.д.). Дети остались довольны сладостями, а я смогла определить уровень использования активной лексики.
Домашнее задание было выполнено на «ура». В группах ребята обсуждали и выбирали лучшие синквейны. Поразила фантазия детей , например у Шахислама «бульдозер» был огромной машиной, рычащей и полезной, которая рыла, искала, копала, с ее помощью можно было найти сокровища.

На стадии вызова детям был предложен прием «Логические цепочки», где ученики в парах обсуждали и исключали из ряда слов лишнее , обосновав свой выбор. Внимание учеников было приковано к каждому слову, ведь тема была записана в одной из цепочек. В последнем логическом ряду «by car, by bus, by ship, walking…» они заметили слово «hitch-hiking», которое вызвало затруднение при переводе. Но оказалось, что это слово знакомо Наилю, очень любознательному ребенку. Он смог его перевести. Таким образом дети обозначили тему урока – путешествие автостопом.
-3790951349375На стадии осмысления перед чтением текста я провела отработку новых слов, дала толкование слова «автостоп» по словарю Ожегова, так как у учеников вызвало затруднение дефиниция этого понятия. Работа с текстом предполагала использование стратегии развития критического мышления «Инсерт». Используя пометки на полях, дети составили маркировочную таблицу

У каждого ребенка свои понятия и таблица не у всех была заполнена одинаково.

Об автостопе впервые узнали Анеля и Дилинур, для остальных информация была не новой. Новым для детей было то, что в мире существуют клубы автостопа. Но любопытный Наиль заинтересовал всех своим вопросом: в каких странах мира автостоп не разрешен? Варианты были разными: дети предпологали Казахстан и Россию, ведь там не увидишь автостопщиков на дорогах. Я предложила найти ответ в Интернете. Мобильные дети ориентировались быстро: в Канаде и Америке этот вид путешествия официально запрещен.
Интерес к обсуждению этой проблемы был подогрет использованием стратегии «Верные и неверные утверждения». Дети опровергали или доказывали факты по автостопу, например Шахислам доказывал утверждение о том, что автостоп опасен, говорил, что это опасно, водители могут тебя ограбить или даже убить. Мукадас отвергала и доказывала, что это романтично – ехать без денег, иметь возможность увидеть новые места, не оплачивая проезд.
Верные и
неверные утверждения

Для смены деятельности я с детьми провела физминутку, после которой ученики продолжили свою работу.
Один из моих любимых приемов технологии развития критического мышления – составление фишбоуна. После бурного обсуждения пришло время предложить свои варианты решения вопроса об автостопе в группах.
В данном виде деятельности четко прослеживалось умение детей работать вместе. Я сделала вывод, что дети не просто выработали правила работы,они неукоснительно следуют им. Меня приятно поразило распределение ролей в группе: у каждого была своя функция – Мадина и Гузеля рисовали рыбный скелет, Анеля, Дильнура, Мукадас составляли предложения, записывали факты и причины, Ильмурат и Шахислам помогали им, искали незнакомые слова через интернет. Яркими лидерами на занятии стали Мадина и Анеля. Я думаю, что организаторские способности этих девочек помогли развить такое умение детей как взаимодействовие между собой для достижения положительного результата.

Составление фишбоунов
Когда пришло время презентовать фишбоуны, мне понравилось, что говорили все. Спикер группы начинал свое выступление и каждый высказывался, никто в команде не молчал.

Если сравнивать ответы детей на первых занятиях, я заметила, что дети уже активнее включаются в урок, речь развивается. Слабые ученики Ильмурат, Дилинур уже увереннее чувствуют себя на уроках, некоторые дети открылись с другой стороны, например Шахислама дети прозвали «генератором идей», знания по английскому у него слабые, однако при групповых работах над постерами он выдвигал такие идеи и мысли, о которых не упоминали сильные ученики.
Оценивание на занятиях я считаю одним из важных этапов урока. «Все виды оценивания имеют общие характеристики и предполагают процессы: наблюдения, интерпретации полученных данных, заключения для определения дальнейших действий» (Руководство для учителя, стр 162)
В самом начале практики я заметила, что при самооценивании некоторые дети, Дилинур, Мукадас, занижали себе оценки, хотя на уроках проявляли себя хорошо. А при взаимооценивании оценки были завышены. Комментируя отметки детей, я всегда обращала их внимание на критерии оценивания на уроках английского языка, которые мы выработали. Поэтому было интересно, что же случится на этом уроке. Я разработала такой лист самооценивания
5
4 3 2
Выполнение домашнего задания Полностью выполнил Написал 4 строчки синквейна Написал 3 строчки синквейна Не смог написать синквейн
Знание слов по транспорту, употребление в речи Знаю все слова, смог ответить на все вопросы учителя Не смог ответить на 1-2 вопроса, заглянул в словарь Мне помогали соклассники, часто заглядывал в словарь Не смог ответить на вопросы учителя, все время заглядывал в словарь
Чтение текста, перевод новых слов При помощи словаря бытро смог перевести и понять текст Прочитал и перевел, но с переводом 1-2 слов затруднился Не смог найти перевод некоторых слов, текст понял не до конца Текст вызвал затруднение при чтении, не смог его перевести и не понял
Работа над фишбоуном Принимал активное участие, быстро нашел нужную информацию, предлагал свои идеи, участвовал в защите Принимал участие, предлагал идеи, переводил некоторые слова, участвовал в защите Принимал участие в рисовании фишбоуна, выступал вместе с одноклассниками Был пассивным, мне это было неинтересно, на защите участия не принимал
И вот что у нас получилось:

Ильмурат писал, что на занятии был не активен, потому что не усвоил хорошо лексику и ему надо выучить слова. Мукадас написала, что ей понравилось работать в группе, но хочется быстрее справлятья с переводом текста.
Четко отследилась обратная связь: ученики видели, на что они способны и видели свои ошибки, оценка за урок была налицо.
Рефлексия – подведение итогов занятия. Поскольку наша тема была связана с путешествием, я приготовила ученикам на этом этапе следующее: на доске были прикреплены изображения чемодана и шредера (машина – уничтожитель бумаги). Ученикам я предложила записать на стикерах положительные моменты урока, свои достижения на занятии и «положив» в чемодан, «забрать их с собой», а если у них что-то не получалось , записать и выбросить в шредер.
Дети отметили, что узнали о новом виде путешествия, дружно работали в своих группах, им понравился фишбоун.
Мадина смогла оценить роль лидера в группе («я поделила роли и нам было легче и быстрее работать»), Ильмурату понравилось работать в группе, потому что «вместе они сила», Дилинур написала, что с помощью ребят справляется со своим страхом высказываться перед аудиторией, а вот Мукадас отметила, что шустрый Наиль мешал ей отвечать на вопросы и она не успевала за ним.
Мне понравилось, как ученики активно работали на этом уроке. Они научились самостоятельно работать с текстом, обобщать информацию, делать выводы.Самый большой плюс для меня – дети учатся свободно высказывать свои мысли на иностранном языке, пусть даже и с ошибками, пусть даже и простыми по структуре предложениями. Когда они бурно обсуждали в группах автостоп, мне очень хотелось, чтобы их речь была на английском языке, но учитывая тот факт, что этот предмет ведется только 2 раза в неделю, добиться сразу же этого невозможно.Конечно, языковой барьер им еще мешает, однако я помню, что на своих обычных уроках, до прохождения практики, у меня возникали проблемы с говорением, дети неохотно переводили тексты, а высказывались на уроках только единицы. Теперь меня радует то, что дети хотят говорить, пользуются электронными словарями, а ведь раньше и словарь на урок не все приносили.
Однако, были и трудности на уроке. Нерациональное использование времени привело к тому, что я лишила учеников перемены. Много времени ушло на составление фишбоуна, хотя был установлен таймер времени, дети в срок не уложились, а отрывать их от работы я не смогла, потому что было интересно увидеть результат групповой работы.
Текст об автостопе был продуман не до конца. Некоторые предложения так и наталкивали на вопросы, например, в каких странах автостоп запрещен официально, какие виды автостопщиков существуют. Моей ошибкой было то, что я не предположила возникновение у учащихся новых вопросов. Учитель должен использовать вопросы не только для того, чтобы оценить знания, но и предоставить возможность ученикам размышлять и расширять свое мышление.
Не все дети поняли значимость объективного оценивания на уроках. Мадина, Наиль, Анеля, Дилинур в своих записях отметили, что им нравится самооценивание, потому что ты реально видишь, где ты ошибался и что у тебя получалось , а над чем еще надо поработать. Я заметила, что Ильмурат и Шахислам при взаимооценивании завышали оценки, но дать комментарий затруднялись. Это проблема, над которой мне надо еще поработать в будущем.
В перспективе я определила задачи, над которыми буду работать при планировании уроков:
Больше использовать на уроках, при работе над текстами открытые вопросы, так как они помогают развивать мышление учеников
Научить детей объективно оценивать свои знания для выявления и ликвдации своих пробелов
Научить детей рационально использовать время, даже включить этот пункт в правила групповой работы
Планировать работу с талантливыми и одаренными детьми
«Ожидаемыми результатами Программы является сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие, - становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением» (Руководство для учителя, стр 110).
Если я системно и правильно буду использовать 7 модулей Программы в своей работе, то интерес детей к моему предмету повыситься, развивая коммуникативные навыки учеников, мы постепенно преодолеем языковой барьер на занятиях английского языка.