Урок русского языка в 4 классе по теме Понятие о спряжении глагола (Перспектива)


Урок русского языка 08.04.2014г. по программе «Перспектива»
4-а класс
Учитель: Иванова О.И.
Тема: Понятие о спряжении глагола
Цель: способствовать формированию знаний о спряжении глагола.
Задачи:
предметные: знакомство с понятием «спряжение»; углубление знаний о правописании глаголов;
метапредметные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале, развивать умение использовать знаково-символические средства (схемы) для решения языковых задач;
личностные: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
регулятивные: в сотрудничестве с учителем высказывать свои предположения о способах решения учебной задачи, оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы
коммуникативные: воспитание чувства товарищества, уважения к собеседнику, умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Оборудование: проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями.
Ход урока:
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Дети в парах ладошкой двигаются по столу, хлопают по ладони соседа, желают удачи.
Вспоминаем правила работы в группе
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Задание 1: Выписать из предложенных слов только глаголы. (Слайд 1)
Солнце, говорит, птенцы, молодая, травка ,
он, говорил, птичьи, будет говорить, мы.
-По каким признакам определили, что это глаголы?
Задание 2: говорил(Слайд2)
говорит
будет говорить
-Как изменялся глагол говорить?
Предполагаемый ответ: Глагол изменялся по временам.
Задание 3: говорю (Слайд3)
говоришь
говорит
-А теперь как изменялся глагол?
Предполагаемый ответ: Мы не можем сказать точно, потому что не знаем.

3. Решение учебной задачи.
Обсудите в группе, как изменялся глагол говорить (1мин.).
После обсуждения выслушиваются версии ребят.
Предполагаемый ответ: Глагол изменялся по лицам.
(Вопросы учителя в случае затруднения: -Понятно ли, кто выполнял действие в каждом из 3 случаев – одно и то же лицо или разные лица?
-Чем отличаются эти формы глагола по своему значению?
(тот (те), кто говорит – 1-е лицоТот (те), кому говорят – 2-е лицо
Тот (те), о ком говорят – 3-е лицо).После ответа детей:
С каким изменением глаголов мы уже встречались. А что для вас новое на уроке?
Предполагаемый ответ: Изменение глаголов по временам известно, а изменение по лицам – это новое на уроке.
Задание 4 : -Какие формы лица уже даны ,назовите?
(фронтальная работа с фиксированием ответов в таблице на доске):
1-е лицо Я (что делаю?)говорю 2-е лицо Ты( что делаешь?) говоришь 3-е лицо Он(она,оно) (что делает?)говорит -Каких форм лица здесь не хватает? (Слайд 4) Попробуйте дописать в своих таблицах (работа в группе на одном листе).
По одному представителю группы объясняют у доски. Учитель уточняет, кто согласен, если не согласны, то почему.
Предполагаемый ответ:
1-е лицо Я (что делаю?)говорю мы (что делаем?) говорим
2-е лицо Ты( что делаешь?) говоришь вы (что делаете?) говорите
3-е лицо Он(она,оно) (что делает?)говорит они(что делают?) говорят
-Что помогло вам изменить форму глагола?
Предполагаемый ответ: личные местоимения
-Какие формы лица были, а каких не хватало?
Предполагаемый ответ: Были формы1,2,3-го лица ед.числа, а добавили формы множественного числа.
-Внесём в таблицу
Ед. число Мн. число
1-е лицо Я (что делаю?)говорю мы (что делаем?) говорим
2-е лицо Ты( что делаешь?) говоришь вы (что делаете?) говорите
3-е лицо Он(она,оно) (что делает?)говорит они(что делают?) говорят
Учитель: Такое изменение глагола называется спряжением. Слышали ли вы такое слово «спрягать» или похожее слово? «Спрягать» - исконно русское слово обозначает «соединять вместе» , «объединяться». Спрягать лошадь с телегой (запрягать)- соединять для совместной работы. (Слайд 5)
А у нас глагол с чем спрягается (сочетается ,объединяется)?
Предполагаемый ответ: Глагол сочетается с личными местоимениями.
-Спряжение глагола – это изменение окончаний глагола по лицам и числам. (Слайд 6)
-Внесём это в таблицу
Спряжение
Ед. число Мн. число
1-е лицо Я (что делаю?)говорю мы (что делаем?) говорим
2-е лицо Ты( что делаешь?) говоришь вы (что делаете?) говорите
3-е лицо Он(она,оно) (что делает?)говорит они(что делают?) говорят
-Раньше вы часто получали задания просклонять имя существительное, что для этого делали?
-А если я попрошу проспрягать глагол, что вы будете делать?
Задание 5:- Три ученика выполнили задание по спряжению глагола. (Слайд 7)Кто из них прав? Обсудите в группе1
звенел
звенела
звенело
2
звенели
звенят
будут звенеть
3
звеню
звенишь
звенит
звеним
звените
звенят

зз
Предполагаемый ответ: Прав 3 ученик, потому что он изменял глагол по лицам, 1 ученик изменял по родам, а 2 ученик по временам.
Задание 6:Определите время глаголов в 3 столбике, выделите окончания.
-Итак, глагол какого времени изменил по лицам и числам 3 ученик?
Проблемный вопрос:- В любом ли времени можно спрягать глагол?
Задание 7: Лексический эксперимент: проспрягать глаголы звенел и будут звенеть, сделать вывод( Работа в парах в тетради) .
Предполагаемый ответ: Спрягаются глаголы в настоящем и будущем времени.
-Внесём новое в таблицу:
Наст.вр., буд.вр., прош.время Спряжение
Ед. число Мн. число
1-е лицо я мы (что делаем?) говорим
2-е лицо ты вы (что делаете?) говорите
3-е лицо Он(она,оно) Они (что делают?) говорят
Физкультминутка
Первичное закрепление.
Задание 8: Самостоятельно в тетради проспрягать глаголы лететь, петь. Выделить личные окончания.
Взаимопроверка в парах.
Предполагаемый ответ:
Ед.ч. Мн.ч.
1-е лицо Я лечу, пою Мы летим, поём
2-е лицо Ты летишь, поёшь Вы летите, поёте
3-е лицо Он,она, оно летит, поёт Они летят, поют
- Что делали с глаголами?
Предполагаемый ответ: Спрягали – изменяли окончания глагола по лицам и числам.
-Как вы думаете, почему важно уметь правильно изменять окончания глагола?
Предполагаемый ответ: Чтобы грамотно писать окончания.
Задание 9 :(задание-ловушка): Слово печь будет склоняться или спрягаться?
Решили лисы кролика (за)печь.
А кролик из духовки прыг (за)печь.
Предполагаемый ответ:
Слово печь многозначное, значит , если является глаголом (что делать?) печь, то спрягается (изменяется по лицам и числам), а если является существительным (что?) печь, то склоняется (изменяется по падежам).
6. Включение в систему знаний .Задание 10: Работа по учебнику с.88 упр.141(выписать глаголы в настоящем времени, определить лицо и число). Выделить личные окончания. (Личные от какого слова?)
1-3 предложения с комментированием
4-6 предложения самостоятельно с последующей взаимопроверкой
Предполагаемый ответ:
1предл. Глагол скачет (что делает?) – наст. время, он (Елисей) скачет – 3-е л., ед ч.
2предл. Глагол летит (что делает?) – наст. время, оно(яблочко) летит – 3-е л., ед.ч.
3 предл. Глагол гоняешь , волнуешь, веешь (что делаешь?) – наст. время, ты гоняешь, ты волнуешь ты веешь- 2-е л., ед. ч.
4 предл. Глагол вошла (что сделала?) – прош. время, значит не выписываем и лицо не определяем.
5предл.Глагол любим (что делаем?) – наст. время, мы любим – 1-е л., ед ч.
6 предл. Глагол выезжают погулять (что делают?) – наст.время , они (братья) выезжают погулять – 3-е л., мн.ч.
Подведение итога.
-Чем занимались на уроке?
- Нужно ли продолжить работу над этой темой?
-Допишите пропущенные слова на карточках:
Я твёрдо знаю, что…
1) Имена существительные склоняются, а глаголы - ...
2) Спряжение – это изменение окончаний глагола по … и … .3) Спрягаются глаголы только … и … времени.
8. Домашнее задание.
На выбор:
1)С.88 упр.143 (записать предложения, изменив форму глаголов, определить лицо и число глаголов.
2)Рабочая тетрадь с.50 упр.77 (проспрягать глаголы, выделить личные окончания)
Лист самооценки
№ задания Справился без ошибок Допустил1-2 ошибки Не справился
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Лист самооценки
№ задания Справился без ошибок Допустил1-2 ошибки Не справился
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Лист самооценки
№ задания Справился без ошибок Допустил1-2 ошибки Не справился
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Ед.ч. Мн.ч.
1-е лицо Я Мы
2-е лицо Ты Вы
3-е лицо Он,она, оно Они
1
звенел
звенела
звенело
2
звенели
звенят
будут звенеть
3
звеню
звенишь
звенит
звеним
звените
звенят
1
звенел
звенела
звенело
2
звенели
звенят
будут звенеть
3
звеню
звенишь
звенит
звеним
звените
звенят
1
звенел
звенела
звенело
2
звенели
звенят
будут звенеть
3
звеню
звенишь
звенит
звеним
звените
звенят
1
звенел
звенела
звенело
2
звенели
звенят
будут звенеть
3
звеню
звенишь
звенит
звеним
звените
звенят
Я знаю, что:
1) Имена существительные склоняются, а глаголы ...
2) Спряжение – это изменение окончаний глагола по … и … .3) Спрягаются только глаголы … и … времени.
Я знаю, что:
1) Имена существительные склоняются, а глаголы ...
2) Спряжение – это изменение окончаний глагола по … и … .3) Спрягаются только глаголы … и … времени.
Я знаю, что:
1) Имена существительные склоняются, а глаголы ...
2) Спряжение – это изменение окончаний глагола по … и … .3) Спрягаются только глаголы … и … времени.
Я знаю, что:
1) У имён существительных склонение, а у глагола ....
2) Спряжение – это изменение окончаний …
3) Спрягаются только глаголы … и …. времени.
Я знаю, что:
1) Имена существительные склоняются, а глаголы ...
2) Спряжение – это изменение окончаний глагола по … и … .3) Спрягаются глаголы только … и … времени.
Я знаю, что:
1) Имена существительные склоняются, а глаголы ...
2) Спряжение – это изменение окончаний глагола по … и … .3) Спрягаются только глаголы … и … времени.
Я знаю, что:
1) Имена существительные склоняются, а глаголы ...
2) Спряжение – это изменение окончаний глагола по … и … .3) Спрягаются только глаголы … и … времени.
Я знаю, что:
1) Имена существительные склоняются, а глаголы ...
2) Спряжение – это изменение окончаний глагола по … и … .3) Спрягаются только глаголы … и … времени.
?
звеню
звенишь
звенит
звеним
звените
звенят