Урок литературы в 8 классе по теме Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса».

Урок №54. Литература, 8 класс Дата

Тема: Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса».

Цели:

Образовательные

Углубить знания уч-ся о творчестве поэта; помочь понять идею, художественные особенности стих-ий, авторскую позицию в произведениях, развития темы красоты в творчестве Заболоцкого..

Развивающие
Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, творческие способности учащихся; умения работать с учебником, с дополнительной литературой; умения анализировать художественное произведение; умения выразительно читать; умения составлять связный ответ на литературную тему, аргументировать свою точку зрения, представлять подготовленное задание.

Воспитательные
воспитывать интерес к изучению литературы, нравственно-этические качества уч-ся, культуру учебного труда.


Оборудование: учебник, учебные пособия, дидактический, иллюстративный материал, мультимедийная презентация.

Ход урока

Оргмомент, самоопределение к деятельности.

Актуализация изученного, проверка домашнего задания.


Формы, виды, приемы деятельности
Содержание деятельности


Учебный диалог по теме
Взаимоопрос учащихся: составленные самостоятельно вопросы по теме «Творчество Н.Заболоцкого»


Опрос:

Каковы темы и идеи произведений Н.Заболоцкого?
Какова идея стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»?
Какие лит. термины вы запомнили на прошлом уроке?


Индивидуальная работа уч-ся – 1 чел.
Какие иллюстрации вы бы нарисовали к стихотворению Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»?


Мотивация к изучению новой темы.

Изучение нового материала.


Формы, виды, приемы деятельности
Содержание деятельности


Вступительное слово учителя
Творчество Н.Заболоцкого – это воспевание гармонии.


Определение уч-ся целей, планируемых результатов работы
Уч-ся под руководством учителя определяют тему, цели, планируемые результаты урока


Слово учителя
На прошлом уроке мы закончили разговор на сопоставлении стих-ия поэта и портрета. Любовь поэта к живописи сказалась не только в его многочисленных пейзажах и желании «души изменчивой приметы переносить на полотно».

Это отразилось, например, в стих-иях «В кино», «Старая актриса».



Выразительное чтение стихотворения «Старая актриса»
Выразительное чтение стихотворения «Старая актриса» => учитель (учебник: стр.78-79)


Выявление первичного восприятия
Какие впечатления остались после чтения сти-ия?
Какие образы возникли в ходе чтения стих-ия?
Что привлекло внимание в произведении, показалось непонятным?


Анализ стихотворения «Старая актриса»



1)Композиция стих-ия

Аналитическое задание: прочитайте стих-ие внимательно и выделите смысловые части.
Описание прошлого старой актрисы
Рассказ о настоящем актрисы
Рассказ о судьбе бесприютной девочки, полуродственницы, полуслужанки



2)Художественные ассоциации

Что объединяет стих-ие «Старая актриса» с произведениями ивописного искусства?
В стих-ии, как и на портрете, нарисованном художником, тщательно выписаны все детали.



Образ старой актрисы

Аналитическая беседа:
Что особенно подчеркивает автор в портрете героини и почему?
«выраженье тяжелой заботы» на лице женщины =>отражение внутреннего мира человека
Осуждает ли поэт старую актрису за скупость, вздорность?
Как раскрывает автор связь искусства и внутреннего мира человека?


Опыты выразитель-ного чтения уч-ся стих-ия «Старая актриса»
Опыты выразительного чтения уч-ся стих-ия «Старая актриса»
Обмен мнениями
Рекомендации


Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе»

























Выразительное чтение стихотворения – учитель




Слово учителя:
Первым стих-ем с пометой «1947 год» является стих-ие «Я не ищу гармонии в природе».
Это программное произведение, которым автор, нарушая хронологическую последовательность, начинает вторую часть подготовленного им перед смертью «Полного собрания»




Аналитическая беседа:
В какой строфе стих-ия высказана точка зрения, противополоная представлениям русских поэтов о гармоничности природного мира, благотворно влияющего на душу человека?

Исследовательское задание №1: найдите в тексте словосочетания, воссоздающие дисгармоничность природного существования и стремление ее к гармонии.
В чем смысл противопоставления этих начал?
Выводы: с одной стороны – мир «противоречий»; с другой – предчувствие природы разумного союза с человеком.

Исследовательское задание №2 => групповая работа с последующим обсуждением.

Задание: определите, какие изобразительно-выразительные средства использует автор и какова их роль?

Метафоры
Мир насытится игрой

Олицетворения
Умолкнет ветер

Эпитеты
Слепая ночь


Выводы: возникает образ природы, похожей на уставшего от бесплодных усилий человека.

Исследовательское задание №3 => групповая работа с последующим обсуждением.
Задание: прочитайте отр. со слов «И в этот час печальная природа». Какой образ будущего видит во сне природа? Как в этом образе выражается авторское видение взаимоотношений человека и природы?
Природа-река видит работу мощной гидроэлектростанции. Жизнь природы связана с жизнью человека.



Опыты выразитель-ного чтения уч-ся
Опыты выразительного чтения уч-ся «Я не ищу гармонии в природе»
Обмен мнениями
Рекомендации


Словарная работа
Прообраз



Осмысление терминологии урока
Глагольная метафора, метафорический эпитет


Консультация учителя по вопросам уч-ся



Обобщение изученного по теме урока, формулирование выводов.

Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок.

Домашнее задание:
Читать стр.68-79, ответ по теме
Наизусть стих-ие (по выбору).

Рефлексия.

15