Исследовательская работа Создание развивающей среды в интерьере детской комнаты


1. Введение.
Зеркало в детской: когда установить? Какое зеркало лучше всего подходит для детской комнаты? На первый вопрос я отвечу сразу, потому что многие психологи утверждают, что ребенка можно познакомить с зеркалом уже в 4-месячном возрасте. Рекомендуется повесить зеркало вблизи пеленального столика. Иногда, в процессе переодевания малыша, необходимо обратить его внимание на зеркало. Не сразу, но малыш проявит интерес к своему отражению. В некоторых семьях зеркала становятся спасением в те моменты, когда ребенок сильно капризничает – стоит только родителям поднести свое чадо к зеркалу, как малыш тут же успокаивается, увлекшись игрой со своим отражением. После 1-1,5 лет детки обычно уже не сомневаются, что в зеркале они видят именно себя. Двухлетние малыши начинают прихорашиваться перед зеркалом – причесывать волосы, стирать с губ молочные усики и любоваться новой одеждой. Уже после двух лет ребенок общается с зеркалом так же, как и взрослый. Многие родители не считают необходимым наличие зеркала в детской комнате. Однако, как уже было сказано, зеркало можно вешать в детской уже тогда, когда малышу исполнится 2-4 месяца. После года в комнате ребенка нужно повесить зеркало побольше – желательно такое, чтобы малыш видел себя в нем во весь рост. Зеркало не только помогает формированию «Я» ребенка, но и учит его быть опрятным.
На второй вопрос я отвечу, в конце своего выступления.
В данном проекте изготовлена интерактивная, развивающая рама для зеркала с элементами Монтессори. Монтессори-материалы - это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми, изготовленными непременно из натуральных материалов. [4]
Дизайн Монтессори-материалов не менялся со дня создания, т.е. почти 100 лет. Для изготовления деревянных материалов применяются ценные сорта дерева, все материалы изготавливаются очень качественно, некоторые из них достаточно сложны в изготовлении, чтобы компактно разместить Монтессори-материалы в детской комнате и оригинально их оформить, решил использовать обычный предмет интерьера – зеркало, а именно развивающую раму для зеркала. [VIII]
Суть методики Монтессори - развитие индивидуальности ребенка. Взрослые просто помогают малышу осваивать необходимые навыки в удобном для него темпе и наиболее подходящими для него способами. Время показало, что она действительно дает впечатляющие результаты. [4]
Воспитание ребенка начинается дома, именно дома ваш малыш проводит большую часть времени, и именно там у него возникают и закрепляются привычки и навыки, которые готовят его к взрослой жизни. И даже если малыш посещает Монтессори-группу, потом он возвращается домой, к родителям, бабушкам и дедушкам. Кроме того, не всегда и не везде существует возможность отдать ребенка в детский сад, работающий по методике Монтессори. Но, независимо от того, есть ли такая возможность лично у вас, желательно дома создать для ребенка обстановку, стимулирующую развитие и облегчающую для него познание окружающего мира, поэтому изготовление развивающей рамы дает возможность разнообразить интерьер комнаты и вложить душу в развитие и воспитание ребенка.
2. Актуальность проблемы.
Актуальность этого проекта состоит в том, чтобы создать социально-развивающую среду в домашних условиях посредством декоративно – прикладного творчества: изготовить счеты для развития навыков математического мышления, геометрические фигуры, змейки - для движущихся объектов. Таким образом, создать благоприятное пространство для развития ребенка и его самостоятельных занятий, для которых не нужны дорогостоящие пособия, а изготовление таких пособий своими руками дает возможность сэкономить семейный бюджет и создать уникальную вещь, тем более, что полный комплект пособий Монтессори стоит достаточно дорого и места занимает немало.
3. Обоснование проблемы.
Изготовление развивающих материалов – это сложный и кропотливый труд, требующий определенных навыков столярного искусства, но так как я занимаюсь резьбой по дереву уже много лет, я с удовольствием принял предложение своего руководителя Батарева Н.А. изготовить такую развивающую раму для зеркала. На первоначальном этапе работы, мы решили изготовить раму для детской комнаты, используя приемы декоративно-прикладного творчества в стиле русского народного зодчества, но потом, когда были изготовлены клоуны, башенки - мы поняли, что нужно идти дальше, тем более, что психологи школы увидели в этом развивающий аспект и посоветовали нам познакомиться с предметами, которые используют для развития детей по методике Монтессори. Раму для зеркала можно декорировать различными способами, применяя самые разнообразные техники. Это вопрос фантазии. Конечно, потребуются некоторые умения, но, как говорится, не боги горшки обжигают, и я решил: «Делаю интерактивную раму для зеркала».
4. Формулировка цели и задач
Цель проекта: изготовление интерактивной развивающей рамы для зеркала в детской комнате с элементами Монтессори, как способ создания развивающей среды.
Задачи проекта:
1) найти оригинальное решение оформления интерактивной развивающей рамы для зеркала в детскую комнату с элементами Монтессори;
2) познакомиться с дизайнерскими приемами и различными стилями;
3) познакомиться с различными видами плоскорельефной резьбы по дереву;
4) закрепить и развить свои навыки столярного дела;
5) чуть-чуть «приоткрыть занавес» в огромный мир воспитания и развития детей, используя материалы Монтессори.
5. Сбор информации по теме
Для решения поставленных задач, я обратился к интернету, поискал информацию на различных сайтах, просмотрел некоторые книги, особенно мне понравились фигуры клоунов, которых увидел, когда просматривал книги. Данная книга называется « использовались в оформлении ……………. решил вырезать и использовать в качестве декоративного оформления. При разработке этого проекта решил использовать различные техники: фигурную и плоскорельефную резьбу по дереву, вытачивание и выпиливание декоративных фигур,…………….
Анализ прототипов: прототипов такой развивающей рамы для зеркала нет (по крайней мере я не нашел в интернете), поэтому при изготовлении решил опираться на свое художественное восприятие, видение и творческий подход.
6. Описание проектируемого изделия
Интерактивная рама для зеркала в детскую комнату состоит из двух частей: первая часть-это непосредственно сама рама и зеркало, которые выполнены в стиле русского декоративно-прикладного творчества с элементами фигурной резьбы. По обеим сторонам рамы мы видим фигуры шутов-клоунов, которые были распространены при дворе русских царей, они создают сказочный образ. Небольшие колесики, шарики, как элементы русского зодчества – используются в методике Монтессори для развития чувственного восприятия мира. В нижней плоскости рамы находятся счеты, которые могут быть использованы для простейшего складывания, вычитания, умножения и деления. Сверху над рамой расположены башенки и крыши домиков– они показывают завершенность проекта, создают представление маленького сказочного домика, в котором живет принц, принцесса, а им прислуживают и развлекают их шуты.
Вторая часть проекта - это непосредственно развивающие материалы: двигающиеся геометрические тела. Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, конуса. Геометрические тела соединены между собой шнуром, благодаря, которому тела движутся вверх – вниз; обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм, формируют понятия «вверх-вниз» и «верх–низ». Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения.
Оригинальность предложенных идей налицо: мы видим необычное решение проблемы развития ребенка, совмещенное с созданием уюта и сказочного интерьера детской комнаты. Ребенок посредством развивающей среды, играя и передвигая различные по своей фактуре и структуре материалы Монтессори (кубики, колесики, пирамидки), окунется в прекрасный сказочный мир, представит себя принцем или принцессой, постигающей основы и уклад нашего бытия. В этом и состоит оригинальность и новизна проекта.
II. История возникновения и оформления зеркал.
Оформление рам зеркал началось с того самого времени, как только появилось первое зеркало. Первые прообразы зеркал (лат. speculum 'зеркало', от specere 'смотреть') появились в третьем тысячелетии до нашей эры в древних цивилизациях Китая и Америки и представляли собой отполированные куски обсидиана. Примерно в это же время, в Греции и в Египте, в качестве отражающих изображение пластин, использовали отшлифованные бронзовые и серебряные диски с красивым орнаментом на обратной стороне – это и были первые попытки оформления зеркал, как предмета интерьера. На целое тысячелетие стеклянное зеркало было предано забвению, так как церковь объявила природу этого предмета дьявольской. Процесс изготовления зеркал прошел через долгую и сложную эволюцию в течение столетий, но лучшим когда-либо созданным и оформленным зеркалом считается венецианское зеркало. Венеция довела искусство ручного изготовления и оформления зеркал до совершенства. Остров Мурано был центральным местом производства венецианского стекла. К 16 веку около половины всех 7000 жителей острова были заняты в производстве стекла и, в настоящее время, он все еще является центром изготовления стекла. Муранское стекло начало использоваться для изготовления высококачественных зеркал с использованием ряда подсвечивающих методов, таких как смальта и миллефиори. Технологии Мурано настолько ценились, что мастерам стеклодувам было запрещено покидать остров по закону и только за большие взятки некоторым удавалось путешествовать в другие страны и делиться своими секретами. Сегодня муранское стекло имеет свою торговую марку происхождения, которая удостоверяет тот факт, что стекло было произведено в данном историческом месторасположении. Венецианские зеркала обрамлялись в бронзовые рамы, украшались различной резьбой, гравировкой, позолотой. Они также модифицировали ртутную амальгаму олова, добавляя в нее золото и бронзу в особых пропорциях, чтобы отражения выглядели еще более красивыми. Ранние венецианские зеркала, изготовленные с использованием таких методов, и оформленные в деревянные резные рамы стоили примерно столько же, сколько стоил корабль и пользовались высоким спросом у королевской семьи.
Как только технические трудности производства зеркал были преодолены, наступило время для мастеров отточить свое умение, чтобы сделать венецианские зеркала кульминацией роскоши. Рамки для ранних зеркал изготавливались из резных материалов, таких как дерево и слоновая кость. Мастера стали настолько талантливы в этом, что были изданы законы о расходах, запрещающие людям низших классов приобретать определенные стили резьбы.
В России, в эпоху Петра I, спрос на оконные стёкла, зеркала и посуду был настолько велик, что в 1705 году, на Воробьевых горах, в Москве начали строить мануфактуру — «амбар каменный длиной восемьдесят три фута, в вышину десять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины», после чего зеркало стало доступным товаром, незаменимым предметом домашнего обихода и важным элементом декора. Позже, появились и другие заводы, причем в России зеркальные стекла делали такого огромного размера, что это вызывало удивление во многих странах мира.
Применяются зеркала в быту, чтобы видеть свое отражение. В настоящее время зеркала, особенно большие, широко используются в дизайне интерьеров, чтобы создать иллюзию пространства, большого объёма в небольших помещениях. Такая традиция возникла ещё в средние века, как только во Франции появилась техническая возможность создания больших зеркал, не столь разорительно дорогих, как венецианские. С того времени ни один гардеробный шкаф не обходится без зеркал.
III. Выбор проектируемого изделия.
Сегодня продается большое количество специальных детских зеркал с забавными рамами, в которые могут быть встроены различные детали. Например, рассмотрим несколько вариантов:
Вариант № 1. Данное зеркало необычной формы предназначено для комнаты маленькой принцессы. Пластмассовая рама в верхней части украшена сказочным орнаментом. (1), [7].
Вариант № 2. Детская комната в морском стиле преобразится, если вы повесите на стену зеркало в пластиковой раме, обклеенной ракушками и кораллами. (1).
Вариант № 3. Зеркало без рамы или старую раму можно декорировать готовой стеклянной мозаикой разных цветов. Это можно сделать вместе с ребенком. (1), [8].
Вариант № 4. Данная рама зеркала обтянута тканью, из которой сшиты шторы в детской и/или диванные подушки. Сделать это совсем не сложно: плотную ткань можно просто аккуратно приклеить к раме бустилатом. (1).
Вышеуказанные варианты рам зеркал выполнены в стиле хэндмэйд.
Следующие два варианта – деревянные рамы, оформленные различными видами резьбы.
Вариант № 5. Данная рама оформлена ажурной, плоскорельефной резьбой, требуются талант и навыки столярных работ.
Вариант № 6. Данная рама оформлена плоскорельефной резьбой, здесь также требуются талант и навыки столярных работ.
Для настоящего проекта используем некоторые приемы: плоскорельефную резьбу и дерево, как материал изготовления.
IV. Выбор технологии изготовления.
Технологии: при разработке этого проекта решил использовать различные техники: пиление, точение, строгание, сверление.
Виды резьбы: фигурная, объемная и плоскорельефная резьбу по дереву, вытачивание и выпиливание декоративных фигур.
Оборудование: верстак столярный, станок столярный СТД-120, станок токарный ТВ-6, станок сверлильный.
Инструменты: ножовка столярная, рубанок, стамеска, киянка, столярный угольник, лобзик для выпиливания, набор резцов для резьбы по дереву.
Изготовление верхней части рамы: детали рамы изготовлены путем строгания деталей и соединения их вполдерева. [V-VI]
Шатер выпилен из строганной доски в виде треугольника и закреплен на раме с помощью деревянных шкантов. По бокам рамы выточены две колонны путем строгания на токарном станке. Верхний фриз украшен накладной прорезной резьбой в виде треугольников. Прорезная резьба известна так же как сквозная и пропильная. Особенность этой резьбы состоит в том, что из изделия удаляется фон, это придает впечатление воздушности и легкости изделия. Прорезная резьба выигрышно смотрится в совмещении с рельефной и геометрической резьбой. В сочетании с рельефной резьбой прорезная резьба называется сквозной ажурной. В данном случае использована прорезная геометрическая резьба. [5]
При изготовлении клоунов использована резьба объемная (скульптурная). [II]
Она является одним из наиболее сложных и художественно выразительных видов резьбы. Уже само ее название показывает, что конечный результат этой резьбы - получение на поверхности украшаемого изделия каких-либо скульптур, т. е. изображений или орнаментальных объемных форм (в данном случае - клоунов). Скульптурная резьба - одна из самых сложных видов по исполнению. Рельефная подразделяется в зависимости от степени высоты фигур, выступающих над поверхностью, на барельеф и более высокий - горельеф. Этими способами чаще всего изображаются фигуры животных, птиц и др. Скульптурная (круглая) резьба отличается от рельефной еще большей выпуклостью изображаемых предметов и фигур. На подлокотниках старинных кресел и других изделий именно так вырезают головы львов, оленей, коней, птиц. [6] В данном проекте фигуры клоунов почти полностью отделяются от фона и становятся скульптурой. Для этих видов резьбы применяется специальный инструмент: полукруглые и круглые   стамески,   изогнутые рашпили, резцы с профильной режущей кромкой. Для первичной, грубой обработки необходимы лобзиковые пилы, обыкновенные стамески с прямым или скошенным лезвием, долота, ножи.
С помощью фигурного перьевого сверла из куска древесины (березы) выточены шарики диаметром 13 мм, которые установлены на стержне диаметром 2 мм, выполненном из стальной проволоки. [VII]Шарики расположены на цоколе. На цоколе также закреплены колесики, имитирующие цирк Шапито. На вершине шатра закреплены три флажка. Флажки выполнены путем выпиливания лобзиком. [III] Колесики выпилены специальным сверлом, просверлены отверстия и вырезаны углубления резцом. [IV]
Вторая (нижняя) часть проекта выполнена из фанеры и соединена угловым соединением (90 градусов). Куб и пирамидка[VII] изготовлены из бруска древесины (береза) сечением 30мм на 30мм путем строгания и пиления вручную. Цилиндр и шар выточены на токарно-винторезном станке с помощью специальных резцов (проходной, упорный, отрезной, фигурный). Отверстия на фанере размечены, затем просверлены с помощью электрической дрели. Детали проекта окрашены гуашью и покрыты акриловым экологически безопасным лаком.
V. Экономическая и экологическая оценка.Экономический расчет деталей рамы.
1. Расчет себестоимости клоунов.
Размер заготовки 140мм x 25мм x 686мм
Переводим мм в м3: 0.14м x 0.025м x 0,686м= 0,002401м3
Стоимость 1м3 пиломатериалов = 6100руб. => 0,002401м3 x 6100руб.= 14,65руб.
Время работы ≈ 12ч; Зарплата младшего специалиста 46руб/час
46руб/час x 12ч = 552руб
Затраты на электроэнергию при работе: Сэл.энерг.= мощность машин * время работы * стоимость. 1кВт/ч = 2,17 руб-1 светильник, потребляющий 100ват/час= 0,1 кВт/ч; время работы ≈ 1ч
(1кВт/ч x 2,17 руб) :(12ч x0,1кВт/ч)= 1,8руб
Себестоимость:
14,65руб + 552руб + 1,8руб = 568,45руб
2. Расчет себестоимости рамы.
Стоимость рамы учитывается из предложенных размеров в таблице . Использованы пиломатериалы в таком количестве:
Ширина 100мм = 0,1м
Длина 4000мм = 4м
Толщина 25мм = 0,025м
=> 0,1м x 4м x 0,025м = 0,01м2Стоимость 1м3 пиломатериалов = 6100руб. => 0,01м2x 6100руб.= 61руб
Время работы ≈ 3ч; Зарплата младшего специалиста 46руб/час
46руб/час x3ч = 138руб
Затраты на электроэнергию при работе: Сэл.энерг.= мощность машин * время работы * стоимость. 1кВт/ч = 2,17 руб-1 светильник, потребляющий 100ват/час= 0,1 кВт/ч; время работы ≈ 1ч
(1кВт/ч x 2,17 руб) : (3ч x 0,1кВт/ч)= 7,2руб
Себестоимость:
62руб + 138руб + 7,2руб = 207,2руб
3. Расчет себестоимости интерактивной подставки.
Стоимость 1 листа фанеры = 600руб;
Размер заготовки (фанера) 0,50м x 0,40м = 0,2м2; 0,50м x 0,20м = 0,1м2
Стоимость 1м2 фанеры = 333руб => 0,3м2 x 333руб = 99,9руб.
Размер заготовки (брусок) 0,03м2 x 0,03м2 x 0,5м2 = 0,00045м3
Стоимость 1м3 пиломатериалов = 6100руб. => 0,00045м3 x 6100руб. = 2,84руб.
Время работы ≈ 1ч; Зарплата младшего специалиста 46руб/час
46руб/час x 1ч =46руб.
Затраты на электроэнергию при работе: Сэл.энерг.= мощность машин * время работы * стоимость. 1кВт/ч = 2,17 руб.
-1 светильник, потребляющий 100ват/час= 0,1 кВт/ч; время работы ≈ 1ч
(1кВт/ч x 2,17 руб.) : (1ч x 0,1кВт/ч)= 2,17руб.
-станок потребляющий 1,8 кВт/ч; время работы ≈ 1ч
(1кВт/ч x 2,17 руб.) : (1ч x 1,8кВт/ч)= 3,9 руб.
Себестоимость:
99,9руб. + 2,84руб. + 3,9руб + 2,17руб. + 46руб. = 154,81руб.
4. Прочие затраты:
Клей стоимостью 90руб, было использовано 1/10; 90руб. : 10= 9руб.
Зеркало (обрезок) длинной 406мм шириной 311мм. 100руб.=1м2
Лак 350руб.1л использовано около 600мл = 210руб.
5. Общая себестоимость проекта:
568,45руб. + 207,2руб. + 154,81руб. + 9руб. + 210руб. = 1149 руб. 46 коп.
Вывод: самому изготовить раму для зеркала гораздо дешевле, чем купить в магазине или заказать, но при этом нужно иметь необходимые навыки работы с древесиной, навыки столярных работ и художественный вымысел.
Экологическая оценка.
Вся работа выполнена из дерева - экологически чистого материала, поэтому вполне уместно использование данного предмета интерьера в детской комнате. Также лак, которым покрыли изделие, безопасен.
VI. Реклама
Зеркало – это один из важных элементов убранства современного дома и размещение интерактивного зеркала в детской комнате просто необходимо всем, у кого есть дети. В настоящее время существует большое количество различных сайтов, рекламирующих рамы, зеркала, виды декора, технологии изготовления. Однако, я думаю, что нет ничего лучше, чем создание предметов домашнего обихода своими руками, и душа, вложенная в этот труд и проект создаст атмосферу тепла и уюта в доме. Разнообразные предметы Монтесори создадут условия для развития личности ребенка, которые отвечают стремлению движения у детей. Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретет навыки, способствующие совершенствованию координации глаз, рук и ног. «В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве» - это один из главных принципов методики Монтесори, который в данном проекте воплощен в жизнь.
VII. Заключение
Сегодня потребительский рынок насыщен предметами массового изготовления, достаточно много разнообразных зеркал предлагает нам торговая сеть. Преимущество собственного изготовления состоит в том, что повышается личная самооценка (особенно, когда видишь результат своего труда), реализуются творческие способности своего «я», получаешь истинное удовольствие и наслаждение от работы. Особенно интересно было вырезание клоунов, потому, что они ассоциируются с воспоминаниями глубокого детства, с посещением цирка, чего-то сказочного и необычного.
В данном изделии возможен вариант установки как навесного, так и настольного зеркала, изменив заднюю стенку и увеличив размеры рамы.
Проделав данную работу, я получил новый опыт обустройства своего будущего жилища, который поможет мне выбрать интерьер, оформить зеркала и создать уют в своем доме.
Выводы:
1) выполнено оригинальное решение оформления интерактивной развивающей рамы для зеркала в детскую комнату с элементами Монтессори;
2) познакомился с различными видами плоскорельефной резьбы по дереву;
3) получены навыки столярного дела;
4) приобретены познания в воспитании и развитии детей при помощи материалов Монтессори.
Электронные ресурсы4. http://www.metodika-montessory.narod.ru/5. http://www.domfront.ru2010/03zerkalo/6. http://www.kakprosto.ru/7. http://www.purplecactusstudios.com8. http://www.sunbeads.ru/