Возможности технологии обучения на основе самоорганизации на уроках русского языка

Глушкова Ольга Викторовна
Пермский край, п.Кормовище
Возможности технологии обучения на основе самоорганизации на уроках русского языка
Не смотря на активное использование термина «системно-деятельностный подход», а этот термин является базовым, основополагающим в новом ФГОС, можно увидеть, как подменяются понятие «действие» и «деятельность». Мы говорим, что ученики на уроке «включены в различные виды деятельности», забывая при этом, что деятельность имеет определенную структуру, куда входят такие понятия, как «мотив», «цель», «результат» и другие. Мы сетуем, что наши дети не мотивированы на получение знаний, не ориентированы на конечный результат. Но давайте посмотрим на традиционный урок с этих позиций. Кто задает цель деятельности? ее регламент? контролирует ее результат? Использование новых технологий обучения, позволяющих ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться, отвечает целям и задачам современной системы образования. Такой технологией стала для меня Технология обучения на основе самоорганизации, разработанная Т.Е.Кирикович (Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет).
Основные компоненты технологии самоорганизации.
Технология обучения на основе самоорганизации опирается на следующие дидактические принципы: принцип научности; принцип систематичности и последовательности; принцип свободы выбора (следует отметить, что технология расширяет пространство выбора для обучающегося); принцип саморазвития и самовоспитания ученика.
Дидактическое обеспечение урока включает:
Образовательное поле (ОП) всего учебного предмета - ОП данного года обучения (в категориях метазнаний) - ОП блока крупных тем.
Наборы форм образовательных продуктов (например, интеллект-карт по теме, конспект или другую символьную запись теоретического материала и проч.). Эти продукты не оценивается. Кроме того, ученик должен иметь право при желании подготовить образовательный продукт своей формы.
Точки самоконтроля для обучающихся.
Тесты для срезового контроля по блокам крупных тем.
Набор стимулов для поддержки познавательной активности обучающихся: призы, награды, бонусы, похвалы и пр.
Ниже (в Приложении) предлагается вариант задания для учащихся.
Перед внедрением технологии была проделана следующая предварительная работа: посещены семинары, проанализирован материал 9 класса, выявлены возможности для использования технологии; проведена ознакомительная работа с родителями и обучающимися.
Количество уроков с использованием технологии составило 40%, а без учета модуля «Пишем сочинение на лингвистическую тему» - около 60%.
Анализ деятельности позволил мне выявить условия, обеспечивающие успешность внедрения технологии: наличие у обучающихся опыта групповой работы; опыт работы в ситуации выбора, само- и взаимооценивания, владение различными вариантами представления информации.
По результатам апробации был проведен качественный и количественный анализ результативности самообучения школьников по следующим критериям:
- изменения в мотивационной сфере (к завершающему этапу осталось только 1-2 человека, которые имитировали деятельность на уроке);
- рост познавательной активности;
- результаты успеваемости, включая результаты сдачи ГИА;
- глубина и прочность знаний.
Главным достоинством предлагаемой технологии считаю ее направленность на развитие у обучающихсякомплекса УУД.
Развитие познавательных УУД (можно отследить через выбор учащимися пути освоения материала; выбор домашнего задания)
Технология обладает мощным потенциалом с точки зрения развития регулятивных умений. Главное приращение, на мой взгляд, произошло в умении планировать свою деятельность, поскольку учащиеся решали, что и в каком объеме они будут делать в классе, с чем и как будут работать дома.
Поскольку обучение проходит в многочисленных коммуникациях (что особенно важно в подростковом возрасте), можно проследить развитие коммуникативных УУД.
Работа по апробации технологии совпала для меня с переосмыслением системы оценивания. Мною были адаптированы критерии для оценивания группового сотрудничества, которые помогают оценить продвижении учащегося в овладении таким УУД, как учебное сотрудничество со сверстниками. Вообще следует отметить, что технология высвобождает время для организации педагогического наблюдения – важного инструмента оценивания метапредметных результатов, предусмотренных современным стандартом
Опрос учащихся позволяет сделать вывод об изменениях в сформированности личностных УУД: многие из них отметили, что стали увереннее чувствовать себя. Хотя не исключаю, что это всего лишь совпадение, связанное с возрастными изменениями.
Воспитательным эффектом использования данной технологии является создание положительного эмоционального климата, что достигается атмосферой сотрудничества и взаимопомощи в процессе познания, уважительным отношением к личности ребенка и веры в его уникальность. Отсутствие оценок на продолжительном этапе познания (оценка носит отсроченный характер), наличие точек самоконтроля снижает тревожность учащихся, что позволяет говорить о технологии обучения на основе самоорганизации как об одной из здоровьесберегающих технологий.
Приложение
Фрагмент дидактического материала по теме «Однородные члены предложения» (УМК Разумовской М.М.)
Однородные члены предложения.
9 часов
Рекомендации:
Ознакомьтесь с результатами освоения темы.
Определите уровень, которого вы хотели бы достичь, осваивая тему; выделите цветом в своем маршрутном листе. Начните освоение темы последовательно, исключение составляют модуль 2 и 3 (вы можете выполнить сначала 3, а затем 2).
Помните: упражнения, предложенные для самоконтроля (СК) призваны помочь вам проверить, насколько качественно вы освоили тему.
По мере освоения темы сверяйте достигнутые результаты с запланированными, отмечайте любым удобным вам значком достигнутые результаты (в таблице «Результаты обучения»)
Выполнение модулей отмечаем в общей таблице.
Удачи!
Результаты обучения
Уровень
Знать
Уметь

Базовый
Правила:
1)какие члены предложения являются однородными
2) какие определения являются однородными/неоднородными
3) какие знаки препинания ставятся в предложении с ОЧ
4) понятие «обобщающие слова при ОЧ»
1) находить однородные члены в предложении
2) отличать однородные/неоднородные определения
3) уметь расставлять знаки препинания (включая предложения с однородными определениями, обобщающими словами)


Повышенный
1) какую роль играют ОЧ в тексте
1) находить ОЧ в тексте;
2) определять роль предложений с ОЧ в тексте

Творческий

1) грамотно использовать в речи


Творческий продукт:
Базовый уровень (для всех) - теоретический материал (конспект, интеллект-карта, схема и т.д.)
Повышенный и творческий уровень (по выбору) – сочинения и прочие (примерные варианты указаны в соответствующих модулях, но вы можете предложить свой)
Модуль 1 «Понятие об однородных членах» (1 час)
Путь исследователя, экспериментатора
От частного к общему
От общего к частному

Упр.148 (карточка у учителя) – создание аудиозаписи, наблюдение, доказательство по опоре
Упр.260
$ 26 либо любой другой теоретич.материал (включая интернет-ресурсы)

Упр.149
$26 либо любой другой теоретич.материал (включая интернет-ресурсы)
СК 261 (по заданию) либо тест

Упр.150
СК 261 (карандашом в учебнике) либо тест
СК 262

СК – упр.151

СК 262


Творческий продукт: аудиозапись текста из упр. 151 или упр.152


Список литературы:
 Кирикович Т.Е., Марчук Т.Л. Обучение школьника по индивидуальной образовательной траектории на основе самоорганизации//«Информатика и образование»/ - 2009/ - №12.


15