ИКТ-технологии на уроках естественно-научного цикла
Мастер-класс для учителей Презентацию подготовилаДубровина Елена Николаевна, учитель химииМАОУ СОШ № 170 с углубленным изучением отдельных предметовГ. Екатеринбург Знакомство учителей с возможностями использования компьютерных технологий в процессе обучения естественно-научным дисциплинам Целевая аудитория – учителя средней школы. Мероприятие проходило в рамках педагогического совета школы Проблема обеспечения естественно-научных дисциплин наглядным материалом может быть частично решена с помощью цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). электронные информационные объекты (логически связанный блок информации) Реалистические объекты ФотографииВидеофрагменты Синтезированные объекты Динамические модели Символьные объекты Таблицы с текстомЧисловые данные Шалыгина И.В. Современный мультимедийный урок. – CD.- ИД «Садовое кольцо». – 2006. Дидактическая функция - Формирование наглядных представлений Используется для изучения уникальных, недоступных для непосредственного наблюдения объектов Портреты ученыхСобытияПриродные явленияУдаленные объектыОбъекты микромира Дидактическая функция - Формирование наглядных представлений- Источник информации- Повышение информационной плотности урока- Обеспечение эмоциональной насыщенности Используется - При изучении трудно наблюдаемых объектов, явлений- Наблюдение за движущимися объектами- Показ хроники событий Дидактическая функция - Формирование наглядных представлений- Источник информации- Повышение информационной плотности урока- Обеспечение эмоциональной насыщенности Используется - Для наблюдения- Моделирования эксперимента, опыта- Знакомство с производством- Работа с картами Дидактическая функция - Формирование наглядных представлений- Источник информации- Повышение информационной плотности урока- Обеспечение эмоциональной насыщенности Используется - При объяснении нового материала- Как материал для анализа и наблюдения Цель:- Демонстрация эксперимента, невозможного в реальных условиях Причины:- Опасно для здоровья- Опыты капризны и редко получаются- Эксперимент длителен по времени- Сложное и дорогое оборудование и материалы- Не вскрывает сущность происходящих процессов Достоинства: 1.Логичность и последовательность изложения2.Возмжность многократного повторения 3. Контроль за знаниями учащихся (тесты в конце темы), самоконтроль4. Моделирование химического эксперимента и химических реакций.5. Изучение производств химических продуктов с использованием анимаций6.Виртуализация процессов с использованием анимаций служит формированию у учащихсянаглядно-образного мышления 6. Демонстрация химических опытов , опасных для здоровья 7. Ускорение темпа урока за счет эмоционального восприятия Недостатки: 1. Невозможность копирования.2. Существующие в ресурсе ошибки не исправить3. Не всегда хорошее качество видео логически связанная последовательность слайдов, объединенных одной темой и единым оформлением - Большое количество иллюстраций, таблиц, карт- Необходимость выделения размера изображения или его части- Использование нескольких видеофрагментов- Сложность создания наглядности- Невозможность демонстрации объекта, опыта 6-7 класс 12-15 минут (иллюстративный характер с небольшим количеством текста)8-9 класс 15-26 минут (не только иллюстративный материал, но и факты для размышления, логических выводов, постановки проблемы)10-11 класс весь урок, но не более 20 минут подряд - Небольшой видеоряд ранее изученного материала- Фотографии опыта с предыдущего урока- Таблицы, схемы, карты, отображающие пройденный материал- Слайды предыдущей презентации Актуализация знаний Изучение нового материала Зависит от целей, содержания материала, планируемых способов работы на уроке направления использования презентации направления использования презентации Закрепление материала - Вопросы для беседы Задания для закрепления Первичный контроль знаний Ранее используемые слайдыЭлектронные презентации учащихся Цель:Сравнение материала, выявление общих признаков, определение места изученного в системе общих знанийОтчет о проделанном эксперименте, наблюдение, выполненном проекте Достоинства: 1.Наглядность подачи материала за счет цвета, звука и движения.2. Представление объектов и явлений микромира3. Возможность многократного обращения к одному материалу4. Самостоятельная работа учащихся с учебным материалом5. Использования средств интернета Недостатки: - 1. Для учителя – отнимает много времени- 2. Для ученика - неправильный отбор и переработка материала. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/Мир предметника http://mir-predmetov.narod.ru/Мастер-тест http://master-test.net Несмотря на временные затраты, использование возможностей ИКТ-технологий является огромным подспорьем в работе учителя Общая методика обучения химии в школе/ Р.Г. Иванова, Н.А. Городилова, Д.Ю. Добротин и др.; под ред. Р.Г. Ивановой. – М.: Дрофа, 2008.Соловьева Л. Ф. Компьютерные технологии для преподавателя. 2-е изд.; перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008.Шалыгина И.В. Современный мультимедийный урок. – CD.- ИД «Садовое кольцо». – 2006.