Рабочая программа по сельскохозяйственному труду в 5 классе


МКОУ Старокалитвенская СОШ
Россошанского муниципального района Воронежской области
Рабочая программа
по технологии
(сельскохозяйственный труд)
5 класс
Учитель Домахина Людмила Владимировна
Рассмотрена и одобрена
на заседании методическогообъединения учителей естественно-научного цикла
Протокол № 1
от « 24 » августа 2015 г.
Руководитель МО
______________________
Л.И.Вербицкая Принятана заседании
педагогического совета школы
Протокол № 12
от «25 » августа 2015 г.
Утверждена приказом
по школе № 56
от «26 » августа 2015 г.
Директор школы
___________________
Л.А. Ищенко
2015 – 2016 учебный год
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по направлению «Технология. Cельскохозяйственный труд» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.Рабочая программа  предлагает собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся, содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательного учреждения, местных социально-экономических условий и национальных традиций.
Цели и задачи
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
 
II. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.
Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
творческая, проектная деятельность;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Базовыми для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» являются разделы «Растениеводство» и «Животноводство».
С учетом сезонности работ в сельском хозяйстве базовые разделы направления «Технология. Сельскохозяйственный труд» дополняются необходимыми разделами одного из направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд». Обязательно включает в себя «Технология. Сельскохозяйственный труд»кроме того следующие разделы: «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».
Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере сельскохозяйственного производства  в личных подсобных хозяйствах и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.  Теоретическая подготовка заключается, прежде всего, в формировании ведущих понятий  технологий сельского хозяйства – сорт, порода, урожайность, продуктивность и т.д.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты,  практические и лабораторно-практические  работы, метод проектов. Практические работы в программе  связаны с  выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями и животными,  технологических расчетов. На лабораторно-практических  работах изучаются  свойства почвы, удобрений. Учитель в соответствии с имеющимися в школе возможностями выбирает  объекты и темы практических работ для учащихся, чтобы они как можно полнее  представляли изучаемые агротехнологии. При этом необходимо учитывать посильность объектов труда для учащихся соответствующего возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также  включение  учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы перечислены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации минимума содержания  виды практической деятельности.
Для реализации обязательного минимума содержания  по разделам  «Растениеводство» и «Животноводство»  в школе есть наличие учебно-материальной базы для организации практической деятельности школьников – школьный  учебно-опытный участок  (УОУ), кабинет биологии, которые являются  являются основной базой изучения растениеводства. Для изучения животноводства учебно-материальная  база отсутствует, поэтому  используется  животноводческая ферма сельскохозяйственного  предприятия «ЭкоАгроНива»  и фермерские хозяйства родителей учащихся, как ознакомительные экскурсии и теоритический курс по учебному пособию для 5-7 классов под редакцией Д.И. Трайтак.
УОУ и кабинет биологии   оснащены  рекомендованными  Министерством образования РФ набором  ручных инструментов и оборудованием  для выполнения основных видов сельскохозяйственных работ.  Большое внимание  обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций.  Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Для обучения технологиям сельского хозяйства наиболее важны связи с биологией и химией.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе общего образования  70 часов  в год, 2 часа в неделю.
Для реализации программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» создана  комбинированная  программа, включающая  разделы по агротехнологии, животноводству, а также элементы разделов «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Кулинария», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Личностные результаты изучения курса «Технология» в 5-м классе
У обучающегося будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»,
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные внешние мотивы;
-учебно-познавательный интерес к учебномуматериалуи способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ сосответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-осознание себя как гражданина России;
-осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
-знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;
-этические чувства (стыда,вины,совести) как регуляторы морального поведения;
-понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживаниеим;
-эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной материальной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений способа оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности;
-адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-моралбногосознания,способности к решению моральных проблем на основе учѐта позиции партнѐров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-эмпатии как осознанного понимания чувст других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные результаты изучения курса «Технология» в 5-м классе
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в т.ч. во внутреннем плане,
-следовать установленнымправилам в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ ирезультат действия;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность:
-самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на разных уровнях;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу работы, так и по завершению.
Познавательные результаты изучения курса «Технология» в 5-м классе
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве;
-использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели и схемы для решения задач;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях;
-строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее и поисковое;
-воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
-работать с информацией, представленной в форме текста, схемы, чертежи;
-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изучаемых объектов по заданным критериям;
-обобщать, самостоятельно выделяя ряд или класс объектов;
-подводить анализируемые объекты под понятие на основе выделения существенных признаков и их синтеза;
-устанавливать аналогии;
-владеть рядом общих приѐмов решения задач.
Обучающийся получит возможность:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-находить несколько источников информации, делать выписки из используемых источников;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.
Коммуникативные результаты изучения курса «Технология» в 5-м классе
Обучающийся научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации при сотрудничестве;
-контролировать действия партнѐра;
-контролировать действия партнѐра;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-строить понятные для партнѐра высказывания;
-задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своих действий.
Обучающийся получит возможность:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров при выработке общего решения;
-с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнѐром;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Общепредметные результаты
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для направления образовательной области «Технология. Сельскохозяйственный труд» на этапе основного общего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; знакомиться и изучать передовые и современные опыты выращивания с\х продукции, самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента:
 знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний,
уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных  сельскохозяйственных задач.
Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты обучения по данной рабочей программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию природных объектов, материалов, информации, необходимыми для  создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми потребительскими  свойствами;  умениями ориентироваться в мире профессий и научных открытий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения приусадебного хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
 
VI. Основное содержание 
(70  часов)
Раздел РАСТЕНИЕВОДСТВО (31  часа)
Выращивание овощных и цветочно-декоративных культурОсенние работы
Основные теоретические  сведения (8 часов)
Основные направления растениеводства. Организация технологического цикла производства продукции растениеводства.  Условия необходимые для выращивания культурных растений. Особенности осенней обработки почвы. Выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий труда. Подзимние посевы и посадки. Уборка и учет урожая овощных культур.  Способы хранения урожая. Поддержание микроклимата.
Основные практические работы (5 часов)
Уборка растительных остатков с делянок на УОУ, закладка их в компостную кучу.
 Осенняя обработка почвы.. Уборка и учет урожая моркови ,томатов, фасоли, цветов.
Посадка луковичных культур (тюльпанов)
Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур          
Основные теоретические  сведения (9 час.)
Приемы выращивания культурных растений. Полевой опыт. Весенняя обработка почвы. Подготовка семян и посадочного материала к посеву. Весенние посевы и посадки. Особенности ухода за расениями.
Практические работы. (9 час.)
 Посев семян моркови.
 Посев семян столовой свеклы.
 Посев семян огурцов.
Посев цветочно-декоративных культур.
Раздел ЧЕРЧЕНИЕ И ГРАФИКА (1 час)
Вычерчивание плана участка.
Раздел ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА (1 час)
Оформление эскиза пришкольного участка с использованием декоративных растений.
Раздел КУЛИНАРИЯ (2 часа)
Пищевые продукты как источник белков, жиров углеводов, витаминов и минеральных солей.
Традиционные национальные (региональные) блюда.
Раздел ЖИВОТНОВОДСТВО (24 час)
Основы животноводства
Основные теоретические  сведения(14 час)
1Основные направления животноводства. Характеристика технологического цикла производства продукции животноводства Сельскохозяйственные животные. Породы и виды..
2. Особенности содержания животных. Условия содержания животных. Подготовка и оборудование помещения, поддержание микроклимата. Правила безопасного труда в животноводстве.
3. Состав кормов и их питательность. Составление простых рационов подготовка кормов к скармливанию, раздача кормов.
4. Правила безопасного труда в животноводстве. Профессии, связанные с животноводством
Экскурсии (3 час.)
1Животноводческая ферма№7
2Молочный комплекс
3Местный фермер
Создание проектов ( 7 час)
1Особенности содержания кроликов
2Уход и особенности кормления домашних птиц
Раздел ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (2 час)
Устройство вентиляционной системы в местах хранения овощей
Принцип работы современной доильной системы «Карусель»
Общие сведения о сельскохозяйственной технике (9 час)
Основные теоретические  сведения.(4 часа)
1Основные виды сельхозтехники. Машины, механизмы и навесные орудия для обработки почвы
2Назначение сельхоз. машин
Экскурсии 1Машинный двор (2 час)
Создание проектов (3 час)
1Виды сельхоз. техники
Учебно - тематическое планирование
№ Темы
Количество часов
1 РАСТЕНИЕВОДСТВО
33
2 ЖИВОТНОВОДСТВО
24
3 С/Х техника
9
4 ЧЕРЧЕНИЕ И ГРАФИКА 1
5 ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА
1
6 ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 2
Итого
70
7 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п\пДата проведения Кол-во часов Тема урока Тип урока Элементы содержания Основные виды деятельности учащихся
по плану фактически 1 1 Техника безопасности на уроках технологии Изучение нового материала Знакомство с техникой безопасности на уроках труда.
Знакомиться с правилами безопасной работы на уроках технологии
2 Основные направления растениеводства. Изучение нового материала Основные направления растениеводства : полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство, цветоводство. Познакомиться с основными направлениями растениеводства. Учить добывать информацию с других источников.
3 Общее знакомство с учебно-опытным участком Изучение нового материала
. Основное место занятий-УОУ. Отделы УОУ. Знакомство с растениями, выращиваемыми па участке.
. Познакомиться с местом расположения УОУ, основными отделами : овощным, полевых культур, цветочно-декоративным ,плодово-ягодных культур парком(зеленым классом)
Осваивать приёмы работы в группах.
4 1 Вычерчивание плана участка Научиться составлять эскиз пришкольного участка
5 1 Оформление эскиза приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.
Научиться оформлять эскиз пришкольного участка с использованием декоративных растений.
6 1 Техника безопасности при работе с сельхозинвентарем Закрепление нового материала Знакомство с техникой безопасности на уроках труда.
Осваивать правила безопасной работы на уроках технологии.
Учить добывать информацию из разных источников.
7 Организация технологического цикла производства продукции растениеводства Изучение нового материала. Организация технологического цикла производства продукции растениеводства: выбор подготовка посевного и посадочного материала, подготовка почвы и внесение удобрений, посев и посадка, защита растений от болезней и вредителей, сбор урожая. Познакомиться с сутью организации технологического цикла производства продукции растениеводства. Учить добывать информацию с различных источников.
8 Способы хранения урожая. Поддержание микроклимата Изучение нового материала Выбор способов хранения урожая . Подготовка хранилищ к закладке урожая. Поддержание микроклимата. Подготовка урожая к закладке на хранение . Способы уменьшения потерь при хранении. 9 Устройство вентиляционной системы в местах хранения овощей Изучение нового материала Устройство вентиляционной системы в местах хранения овощей Осваивать устройство вентиляционной системы в местах хранения овощей и соблюдать технику безопасности при работе с ним.
10 Уборка и учет урожая моркови Практикум Рассортировать полученные корнеплоды .Взвесить Определить урожайность с 1 га. Сравнивать полученный урожай с контрольной и опытной делянок,учить правила взвешивания, соблюдать личную гигиену при работе на УОУ.
11 Уборка и учет урожая томатов Практикум Сбор томатов ,их сортировка ,взвешивание ,определение урожайности Сравнивать урожайность томатов ,закреплять правила безопасной работы с инвентарем.
12
Уборка и учет урожая фасоли Практикум Сбор семян фасоли ,взвешивание. Закреплять приемы работы с весами,сравнивать полученные результаты.
13 Уборка посевного посадочного материала цветочно-декоративных растений Изучение нового материала Способы размножения цветочно-декоративных культур.Необходимость уборки посадочного материала. Познакомиться со способами размножения цветочно-декоративных растений, осознать необходимость уборки семян.
14 Сбор семян цветочно-декоративных растений Практикум Сбор семян бархатцев ,календулы ,астр ,цинии. Соблюдать правила безопасной работы на УОУ. Научиться различать семенацветов.
15 Особенности осенней обработки почвы Изучение нового материала Необходимость осенней обработки почвы .Выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий. Осознать необходимость осенней обработки почвы.Научиться добывать информацию из других источников.
16 Осенняя обработка почвы на УОУ. Выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий труда. Изучение нового материала Способы обработки почвы наУОУ ,назначение и правила обращения с ручными орудиями труда Использование органических и минеральных удобрений нетоксических ,средств защиты растений. Изучить способы обработки почвы на УОУ.
17 Уборка растительных остатков с делянок .Закладывание их в компостную кучу. Практикум Уборка растительных остатков с делянок .Закладка их в компостную кучу. Изучить правила закладки компостной кучи, удаления растительных остатков с делянок.Закрепить правила работы в группах.
18 Осенняя обработка почвы. Практикум Перекопка земли. Внесение удобрений. Соблюдать правила работы с орудиями труда.
19 Подзимняя посадка луковичных растений. Практикум Подзимняя посадка тюльпанов .Схема посадки тюльпанов. Осознать значение подзимней посадки растений. Закреплять правила работы с орудиями и труда.
20 Подведение итогов летней работы. Закрепление изученного материала Сбор информации о работе на участке. Приготовить сообщение, плакат, презентацию о работе учеников летом
21 Сельскохозяйственные животные. Изучение нового материала Отрасли животноводства. Виды и породы животных. Продуктивность сельскохозяйственных животных. Сравнивать животных разных пород. Научиться работать с таблицами
22 Характеристика технологического цикла производства продукции животноводства. Изучение нового материала Характеристика технологического цикла производства продукции животноводства: содержание животных, кормление, разведение, ветеринарная защита, получение продукции. Научиться добывать информацию с разных источников
23 Условия содержания животных. Подготовка и оборудование помещения, поддержание микроклимата. Изучение нового материала Условия ,необходимые для жизнедеятельности животных :воздух, вода,питаниеопределенная температура окружающей среды и свет ,подготовка и оборудование помещения, поддержание микроклимата. Наблюдать за условиями содержания домашних животных
24 Правила безопасного труда в животноводстве. Профессии, связанные с животноводством. Изучение нового материала. Правила безопасного труда в животноводстве. Выбор оборудования для механизации технологических процессов животноводства на небольших фермах. Познакомиться с правилами безопасного труда в живоноводстве.
25 Экскурсия на молочно-товарную ферму№7. Экскурсия Наблюдение за условиями содержания крупного рогатого скота Наблюдать за условиями содержания животных на ферме.
26 Экскурсия на агрофирму «Калитва». Принцип работы современной доильной системы «Карусель» Экскурсия Наблюдение за условиями содержания крупного рогатого скота. Ознакомление с принципом работы современной доильной системы «Карусель» Сравнивать условия содержания на ферме и молочном комплексе Наблюдать за работой специалистов на комплексе.
Познакомиться с устройством современного доильного аппарата
27 Экскурсия к местному фермеру. Экскурсия Наблюдение за условиями содержания крупного рогатого скота Делать выводы по условиям содержания животных
28 Проект «Породы крупного рогатого скота» Закрепление изученного материала. Породы крупного рогатого скота. Научиться добывать информацию с других источников.
29 Проект «Породы крупного рогатого скота» Закрепление изученного материала Породы крупного рогатого скота, разводимые в нашей местности Научиться добывать информацию с разных источников
30 Проект «Особенности содержания кроликов и уход за ними» Закрепление изученного материала Породы кроликов ,их отличительные особенности. Научиться добывать необходимую информацию
31 Проект «Особенности содержания кроликов и уход за ними « Закрепление изученного материала Условия содержания кроликов различных пород Сделать описание кроликов различных пород
32 Защита проектов Повторение изученногоЗащита проектов. Сравнивать условия содержания различных животных.
33 Основные виды кормов для животных. Изучение нового материала Зависимость продуктивности животных от кормления.Виды кормов .Корма растительного и животного происхождения. Познакомиться с видами кормов для животных. Уметь работать с таблицами.
34 Состав кормов и их питательностьСоставление простых рационов подготовка кормов к скармливанию, раздача кормов. Изучение нового материала Основные питательные вещества кормов: белки, жиры, углеводы минеральные вещества ,витамины. Кормление: составление простых рационов подготовка кормов к скармливанию, раздача кормов. Изучить состав кормов, научиться правильно выбирать режим кормления.
35 Уход и особенности кормления различных видов домашних птиц. Изучение нового материала Состав кормов для кур, уток, гусей. Уметь использовать информацию различных источников Наблюдать за кормлением птиц в домашних условиях.
36 Уход и особенности кормления свиней. Изучение нового материала Особенности кормления свиней Уметь использовать различные источники информации
37 Уход и особенности кормления лошадей. Изучение нового материала Особенности кормления и содержания лошадей Подготовить информацию о Хреновском конезаводе
38 Уход и особенности кормления крупного рогатого и мелкого рогатого скота. Изучение нового материала Особенности кормления крупного рогатого скота и мелкого рогатого скота Научиться ,пользуясь таблицей, определять питательность кормов
39 Проект «Уход и особенности кормления домашних птиц» Закрепление полученных знаний Уход и кормление домашних птиц Составлять план кормления цыплят
40 Проект «Уход и особенности кормления домашних животных» Закрепление полученных знаний Уход и кормление домашних питомцев :кошек, собак Используя источники информации, изучать историю приручения кошек, собак.
41 Проект «Уход и особенности кормления свиней» Закрепление полученных знаний Состав кормов для свиней .Породы свиней. Изучать особенностикормления свиней, пользуясь различной информацией
42 Проект «Особенности содержания лошадей « Закрепление полученных знаний Условия содержания лошадей Научиться добывать нужную информацию
43 Проект «Особенности кормления мелкого рогатого скота» Закрепление полученных знаний. Корма для коз. Знакомиться с особенностями кормления мелкого рогатого скота, используя источники информации и личные наблюдения
44 Защита проектов. Закрепление Состав и питательность кормов для животных Научиться определять качество сена
45 Защита проектов. Повторение Состав и питательность кормов для животных Познакомиться с суточным рационом для кроликов
46 Сельскохозяйственная техника. Машины, механизмы и навесные орудия для обработки почвы Изучение нового материала Классификация сельхоз. техники Уметь добывать информацию с различных источников
47 Назначение и классификация сельхоз. машин Изучение нового материала Классификация сельхоз. машин Использовать информацию разных источников для составления таблицы
48 Общие сведения о сельхоз. машинах. Изучение нового материала Детали и сборочные единицы сельхоз. машин .Рабочие и служебные части сельхоз. машин Составлять таблицу различных частей машин.
49 Общие сведения о сельхоз .машинах. Повторение Назначение и составные части сельхоз. машин Ознакомиться с профессией тракториста-машиниста
50 Экскурсия на машинный двор. Пути получения профессий шофёра, слесаря Экскурсия Классификация сельхоз.машин Ознакомиться с профессией шофера,слесаря51 Экскурсия на машинный двор. Учёт качеств личности при выборе профессии. Экскурсия Классификация машин Уметь добывать другую информацию
52 Проект «Виды сельхоз.техники» Закрепление знаний Назначение сельхоз.техники Составлять таблицу «Классификация сельхоз техники»
53 Проект «Виды сельхоз. техники» Закрепление знаний Виды сельхоз техники Научиться создавать макет машинного двора
54 Защита проектов Закрепление знаний Машинный двор Создать макет машинного двора
55 Весенний период работы в растениеводстве. Техника безопасности на уроках технологии Повторение изученногоПравила работы с орудиями труда Закрепить правила работы с орудиями труда
56 Условия выращивания сельскохозяйственных культур Изучение нового материала. Условия необходимые для выращивания сельскохозяйственных культур :почва, влага, определенная температура ,свет, удобрения. Учиться создавать условия для выращивания растений. Учиться добывать информацию из различных источников.
57 Приемы выращивания культурных растений. Изучение нового материала Приемы выращивания растений: обработка почвы, подготовка семян к посеву, посев и посадка. Изучать приемы выращивания растений
58 Уход за растениями. Защита растений от вредителей, болезней сорняков. Уход за растениями. Защита растений от вредителей, болезней сорняков. Изучать приемы ухода за растениями
59 Весенняя обработка почвы. Изучение нового материала Виды весенних работ: боронование, культивация, прикатывание Изучать виды сельхоз работ, их назначение.
60 Весенняя обработка почвы Практикум Перекопка земли ,удаление сорняков Закрепить правила работы с сельхоз. инвентарем
61 Рассада. Виды защищенного грунта. Изучение нового материала Выращивание растений в защищенном грунте, выбор вида защищенного грунта, покрывных материалов. Выращивание растений рассадным способом. Используя различные источники информации, изучать виды защищенного грунта
62 Разработка проекта по выращиванию томатов Закрепление изученного материала Технология возделывания томатов. Работа над проектом по выращиванию томатов. Приемы выращивания томатов. Знакомиться с различными источниками информации, с различными сортами томатов
63 Посев семян томатов на рассаду. Практикум Посев семян томатов на рассаду Изучать сроки и способы посева томатов
64 1 Пр.работа «Посев семян моркови» Практикум Получить инвентарь.
Подготовить делянку для посева.
Посев семян моркови. Изучить:
- сроки сева моркови;
- глубину заделки семян;
- Т.Б.
65 1 Пр.работа «Посев семян столовой свеклы» Практикум Получить инвентарь.
Подготовить делянку.
Посев семян столовой свеклы. Изучить
- Т.Б.
- прикатывание
661 Пр.работа «Посев огурцов» Практикум Получение инвентаря.
Семена огурцов прорастить. Посадить семена огурцов. Закладка опыта «Влияние на урожай огурцов Сроков посадки» .Изучить:
- Т.Б.
- Условия повышения урожайности огурцов.
67 1 Посев семян цветочно-декоративных растений. Практикум Посадка семян бархатцев ,астр Изучить сроки и способы посева этих растений
68 1 Посадка цветочно-декоративных растений. Практикум Посадка семян петуньи, календулы Изучить агротехнику возделывания этих растений
69 1 Высадка рассады капусты, рассады томатов. Практикум Сроки и способы посадки капусты и томатов Изучить способы посадки капусты и томатов
70 1 Уход за посаженными растениями. Практикум Правила ухода за культурными растениями, Собрать гербарий растений УОУ
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Учебник. Технология. Технологии ведения дома , 5 класс. Синица Н.В., Симоненко В.Д.,М., «Вентана-Граф», 2015 г.
Участок расположен рядом со зданием школы, забором огорожен, водой обеспечен. Овощехранилища в школе есть, сельскохозяйственный ручной инвентарь имеется в достаточном количестве. 
№п/пНазвание, назначение орудия
1. Грабли – для разбивки комьев, выравнивания грядок, заделки семян.
2. Вилы садовые – для перекопки и рыхления почвы перед посевом и уборкой урожая корнеплодов. 
3. Лопата – для перекопки почвы.
4. Мотыги – для рыхления почвы, окучивания растений, поделки бороздок.
5. Рыхлитель-кошка – для рыхления почвы в рядках и междурядиях 
6. Лейка с разбрызгивателем – для полива растений.
7. Ведро – для полива, сбора урожая.
8. Шланг – для полива растений.
9. Семена и посадочный материал:
Огурцы сортов: «Неженские», «Конкурент», «Апрельский».
Кабачки «Грибовский»
Цуккини «Скворушка»
Патиссоны
Помидоры «Ляна», «Волгоградский».
Морковь «Нантская», «Московская поздняя».
Свекла столовая «Бардо», «Цилиндра».
Фасоль
Сладкий перец «Калифорнийское чудо», «Богатырь».
Петрушка.
Укроп.
Капуста  «Слава», «Крюмон»,  «Колобок», «Московская поздняя».
Укроп.
Баклажан «Черный принц»
Лук – чернушка.
Семена цветочно-декоративных растений: астры, люпины, лилии, бархатцы, осенние хризантемы, махровые календулы и др. 
3.Компьютер. Мультимедийный проектор.