УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОКОУ « ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №5» Г.КУРСКА –КОНОПЛЕВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА. «Коррекционно-педагогическая работа с учащимися с выраженными нарушениями интеллекта в условиях интернальной интеграции»
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОКОУ « ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №5» Г.КУРСКА –КОНОПЛЕВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА.
«Коррекционно-педагогическая работа с учащимися с выраженными нарушениями интеллекта в условиях интернальной интеграции»
Актуальность данной проблемы заключается в следующем: в современном образовании большое внимание стали уделять интегрированному обучению детей с выраженными интеллектуальными нарушениями.
Дети с выраженной степенью умственной отсталости нуждаются в особом внимании и заботе. Не всегда адекватные способы взаимодействия родителей с ребенком, неумение наладить эмоциональный контакт и общаться с ним, искажает естественный ход механизма (адаптации или социализации) ребенка с раннего возраста, влияют на становление его личностных качеств и осознанного отношения к окружающему миру, дезадаптации в социуме.
Исследования в коррекционной педагогике показывают, что без целенаправленной коррекционно-педагогической работы невозможно решать проблемы «включения» ребенка в окружающую среду, не происходит реализация действия «пусковых» механизмов, направленных на вовлечение умственно отсталого ребенка в социум.
Личностное развитие ребенка с выраженными нарушениями интеллекта происходит через тесный эмоционально-личностный контакт со взрослыми и зависит от характера взаимодействия с ним родителей, педагогов, тьюторов ,воспитателей, от содержания обучения.
Важно отметить, что в развитии личности ребенка с нарушением интеллекта, особое место занимает коррекционно-педагогическая помощь со стороны данных специалистов.
Интернальная интеграция.
Одной из наиболее актуальных и сложных проблем процесса интеграции на современном этапе на сегодняшний день является проблема социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся со сложными структурными нарушениями очень часто оказываются маломобильными, они находятся в ограниченном пространстве своей квартиры или класса и не имеют возможности, как их сверстники, свободно перемещаться в пространстве. Они не удовлетворяют своей естественной потребности в эмоционально комфортном общении с другими детьми.
Если мы не научим детей общению , то у них обнаруживаются такие негативные явления, как: повышение личностной агрессии, неумение строить отношения, вступать в контакты с окружающими. Межвозрастное общение помогает детям обогатить их жизненный опыт через разноплановое взаимодействие, способность называть себя и других, создавать дополнительные сферы саморегуляции, примерять на себя многие социальные роли. В процессе взаимодействия детей друг с другом одни дети приобретают уверенность в себе, другие – чувство ответственности за себя и другого. Одни – расширяют информативность процесса жизнедеятельности в окружающем мире, другие – приобретают опыт взаимодействия с детьми – инвалидами.
Образовательная интеграция позволяет осуществлять коррекционно-развивающую работу, применяя взаимодействие детей с обучающихся с различными нозологиями .В России интеграция детей с ограниченными возможностями чаще связывается с интеграцией образовательной, в которой выделяются две модели: интернальная и экстернальная . Интернальная интеграция — это интеграция внутри системы специального обучения, а экстернальная предполагает взаимодействие специального и массового обучения.
Интернальная интеграция занимается вопросами сотрудничества, объединения под одной крышей образовательного учреждения детей с тяжелыми дефектами в развитии и детей с легкой степенью умственной отсталости.
Интеграция понимает под собой включение инвалидов в общество как полноправных его членов, активно участвующих во всех сферах жизни. Наукой и практикой выделены различные пути, обеспечивающие постепенную интеграцию. Здесь и роль обучения, и роль воспитания, и организация их активного участия во всех областях жизнедеятельности. В основе процесса интеграции лежит концепция нормализации, в которой говорится о том, что жизнь этой категории людей должна быть, как можно более приближена к условиям жизни всего общества, очень большую роль должно играть и отношение полноценных членов общества к людям с отклонениями. Если они не будут выделяться в отдельную группу, они перестанут быть изгоями в обществе.
Модельная схема интернального воспитания и образования предполагает частичную интеграцию и полную интеграцию.
Частичная интеграция реализуется в процессе совместной образовательной деятельности педагога и детей; полная интеграция реализуется в режимных моментах, в игровой деятельности, на праздниках и досугах.
Целью интернальной интеграции является создание единой психологически комфортной среды для детей, имеющих разные возможности для социальной адаптации в обществе.
Интернальная интеграция позволяет решить ряд задач:
- включение воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников;
- создание условий для интеллектуального, физического и психического развития детей с ОВЗ;
- оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам с ОВЗ;
- первичную социализацию, которая охватывает период жизни, когда ребёнок делает первые шаги в познании окружающего мира, приобретает качества и опыт для жизни в социуме.
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи.
Интернальная интеграция предполагает разработку индивидуальных маршрутов развития ребенка, которые включают в себя:
- планирование совместной интегрированной деятельности;
- создание современной развивающей образовательной среды, комфортной для детей с различными нозологиями;
- социальная адаптация детей с ОВЗ в образовательном пространстве образовательного учреждения;
- сохранение и укрепление здоровья, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.
В практике применяются такие формы взаимодействия между детьми в процессе интернальной интеграции как: чтение, беседы, рисование, тренинги, упражнения, релаксация, игровая терапия, моделирование ситуаций.
Основными направлениями работы являются:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Содержание и структура педагогического сопровождения во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, зоны его актуального и ближайшего развития, лично-ориентированного подхода.
Все участники педагогического процесса работают в тесном контакте друг с другом, стремясь к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Работа тьютора.
Тьюторская деятельность заключается в следующем: оказание помощи и поддержки учащимся, которые нуждаются в индивидуальной работе с учителем. В силу сложности своего дефекта они не всегда справляются с заданиями в условиях пребывания в классе. Поэтому тьютор проводит с ними индивидуальные задания по математике, чтению и развитию речи , письму и развитию речи ,изобразительному искусству.Для некоторых учеников составляется индивидуальная программа развития по данным предметам, чтобы достигнуть максимально возможного результата в обучении .Индивидуальные занятия по предметам позволяют для каждого ребёнка составить свою структуру деятельности в соответствии с его темпом работы и общей работоспособностью. Так же данные занятия позволяют более широко раскрыть возможности учащихся в различных областях, прибегая к творческим заданиям.
Тьюторская деятельность реализуется совместно с другими специалистами: учителями-дефектологами, логопедами, педагогами-психологами, врачами. Для более успешного сопровождения в педагогическом пространстве учащихся со сложной структурой дефекта требуется совместная деятельность всех специалистов для комплексной поддержки ребёнка, изучение и анализ документации на учащихся и ведение собственного журнала.В тьюторское сопровождение также включены такие виды деятельности как наблюдение за учащимися в урочное и внеурочное время, помощь в организации игровой деятельности, в налаживании контакта между сверстниками, создания условий для успешной деятельности в группе. Тьютором проводятся индивидуальные консультации с родителями по вопросам выполнения тех или иных заданий или рекомендаций по организации обучения и воспитания ребёнка. Родителям рассказывается о развитии и достижениях учащихся, а так же о проблемах, которые ещё совместно с ними нужно будет решить. Тьютор как и другой педагог участвует в различных собраниях трудового коллектива, совещаниях и педагогических советах, где может выступать по различным вопросам, касающимся организации обучения и воспитания лиц со сложной структурой дефекта. Совместно с администрацией школы и педагогическим коллективом могут приниматься решения о пересмотре структуры занятия или об изменениях каких-либо требований к знаниям умениям и навыкам учащихся. Тьюторская деятельность в системе специального образования является новой для российских школ, но очень необходимой для более успешной организации обучения и воспитания учащихся в условиях интернальной интеграции.
Работа с родителями является важным компонентом в организации коррекционной работы с учащимися. Участие родителей в общешкольных и классных мероприятиях , в малых семейных советах , лекториях, родительских собраниях и т.д.
Вывод: Что бы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов, разработана следующая система деятельности:
Воспитатели, тьютор ,учителя-дефектологи. учителя-логопеды и педагог-психолог изучают детский контингент. Результаты обсуждаются и анализируются всеми педагогами, обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.
Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по взаимодействию детей двух групп.
Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, тематически интегрированных занятий. Индивидуальное сопровождение каждого ребенка в рамках одного из видов совместной деятельности.
Тесное взаимодействие с родителями, заинтересованность каждого родителя в жизни своего ребенка. Разъяснение необходимости ежедневной работы со своим ребенком.
Принципы взаимодействия педагогов в комплексно-коррекционно-развивающей работе:
Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности (в свободной деятельности детей).
Развивающий характер работ и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития школьников.
Воспитание у детей интереса к познавательной активности и самостоятельности, с опорой на личный опыт каждого ребенка.
Достижение успеха, как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Учет индивидуального темпа освоения детьми предложенного материала.
Строгая последовательность в работе. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.
Применение принципа деятельного подхода, активное использование различных видов деятельности, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
Используя различные виды деятельности, мы ненавязчиво, опосредованно осуществляем коррекционное воздействие на ребенка в интересной и увлекательной форме.
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личной готовности обучающихся к социальной адаптации в условиях интернальной интеграции.