Основные способы образования слов в русском языке


Класс: 6
УМК «Русский язык» под ред. М.Разумовской.
Тема: «Основные способы образования слов в русском языке».
Ход урока:
1. Орг. момент
2. Объяснение нового материала
– На одном из прошлых уроков мы с вами повторяли, какие части входят в состав слова. Назовите эти части. (Морфемы).
– Какие из них служат для образования новых слов? (Приставка, суффикс.)
Работа со схемой

– Давайте попробуем от глагола лететь образовать слово с помощью приставки.
Учитель записывает на доске глагол лететь.
– Что у нас получилось? Полететь, правильно. Теперь запишите, что если новое слово образуется путем присоединения приставки к исходному слову, то такой способ словообразования называется приставочным.
– А теперь давайте от слова береза образуем новое слово при помощи суффикса (слово также записывается на доске). Что у нас получилось?
– Березовый, верно. Запишите в тетрадь, что если новое слово образуется путем присоединения суффикса к исходному слову, то такой способ словообразования называется суффиксальным.
– А теперь посмотрите на слово подлесок. Как вы думаете, какие морфемы участвовали в образовании этого слова? (Приставка под- и суффикс -ок-.)
– Тогда как может называться такой способ образования слов?
– Верно, приставочно-суффиксальным. Приставочный способ, суффиксальный и приставочно-суффиксальный вместе называются морфемными способами словообразования. Но кроме этих способов есть и другие. Например, сложение.
Далее учитель записывает на доске слово пылесос.
– Найдите корень в этом слове. (В этом слове два корня: -пыл- и -сос-).
– А буква, которая соединяет эти два корня, называется соединительной гласной.Существуют и другие способы образования слов. Откройте учебник на страницу 49 и прочтите, какие еще они бывают. Запишите в свои тетрадки для правил.
3. Закрепление изученного материала
1) Выполнение упражнения 126.
Доску делят на две части. В один столбик выписывают слова, образованные приставочно- суффиксальным способом, в другой – остальными способами. Ученики по цепочке выходят к доске и по одному слову записывают в нужный столбик, обозначая в записанных словах части, с помощью которых они образованы.
2) Выполнение упражнения 127.
Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение, потом учитель осуществляет проверку.
3) Построение словообразовательных цепочек.
– Для того чтобы построить словообразовательную цепочку, нужно определить, от какого слова образовано исходное слово.
Например: слово подберезовик. Сначала мы определяем, что оно образовано от слова береза (гриб, который растет под березой), затем видим, что слово подберезовик образовано путем присоединения к слову приставки под- и суффиксов -ов- и -ик-. Словообразовательная цепочка оформляется следующим образом:
подберезовик <–– береза
– Разберем еще один пример: слово наломанный.
наломанный <–– наломать <–– ломать
наломанный <–– ломанный <–– ломать
– Вы видите, что к слову наломанный можно построить две словообразовательные цепочки.
4) Работа с таблицей.
На доске чертится или проецируется таблица. Учитель дает задание – заполнить пропуски, где это возможно (там, где слово образовать нельзя, ставится пропуск).
4. Подведение итогов урока
Учитель диктует слова: гулять, идти, красивый, ехать, учить.
Учащиеся письменно должны образовать от них новые слова всеми возможными способами. Например: гулять – погулять, выгулять, прогуляться; идти – прийти, уйти, пройтись; красивый – красивейший; ехать – подъехать, заехать, уехать, приехать; учить – выучить, подучить, заучить, учиться.Домашнее задание параграф 13, упражнение 131.