Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы на тему Такие разные красители
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Ласточка»
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
«Такие разные красители»
(опытно – экспериментальная деятельностьдля детей подготовительной группы)
3230-309200
Провела: воспитатель
Тарасова В.В.
Бавлы, 2013
Цели:
1.Активизировать интерес детей к окружающему миру.
2. Систематизировать знания детей о красителях: натуральных и синтетических.
3. Развивать у детей умственные способности:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа;
- активизировать мышление.
4. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
Задачи:
1.Развивать наблюдательность, внимательность, мелкую и общую моторику, вкусовой анализатор.2.Сформировать у детей представление о том, что сок может быть красителем.3. Воспитывать любознательность.
Предварительная работа: наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстрированных материалов.
Оборудование и материалы: стакан прозрачный, контейнер пластиковый прозрачный; масло растительное, вода, синтетические красители, шипучие таблетки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся. Ребята у меня для вас сюрприз! Чудесный мешочек. А как вы думаете, что там лежит.
Спелые, сочные, разноцветные,На прилавках всем заметные!Мы полезные продукты, А зовёмся просто — … (фрукты)
Правильно, фрукты. (Слайд 2) . Попробуйте отгадать следующую загадку (Слайд 3). Совершенно верно, это сок.
А сейчас я вам предлагаю превратиться в маленьких исследователей.
Опыт 1 У вас на столе в тарелочках лежат кусочки фруктов. Я предлагаю самостоятельно капнуть сок из кусочка фрукта на белую салфетку и выяснить, что будет при высыхании сока. (Дети капают сок на бумагу). Пока наша салфетка сохнет высыхает, поиграем в игру.
Игра «Угадай фрукт и название сока из этого фрукта» (слайды 3,4,5,6,7,8,9)
Молодцы, вы хорошо знаете названия фруктов и соков, которые получают из этих фруктов.
Бумага наша подсохла. Что же мы там видим?
Сделаем вывод из нашего опыта. Во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. При высыхании сока на поверхности бумаги или ткани остаются пятна такого же цвета, как сок. Из этого можно сделать вывод, что соки можно использовать в качестве натурального красителя (слайд 10). Натуральными пищевыми красителями люди научились пользоваться давно. А как вы думаете, где можно использовать натуральные пищевые красители? Их использую в пищевой промышленности, при изготовлении фруктового льда, карамели, мармелада, желе (слайд 11). Так как натуральные красители надо хранить при определенной освещенности и температуре, и они имеют свой срок годности, ученные научились производить синтетические (химические) красители, которые хранятся дольше (слайд 12).
В отличие от натуральных, синтетические красители не обладают биологической активностью, не содержат витаминов и вкусовых веществ. Красители подразделяются на съедобные красители и красители для несъедобных оболочек. Такие красители применяют для изготовления карандашей, фломастеров, пластилина (слайд 13)
Ой, посмотрите… А что это за колба здесь стоит?
Ребята, это Аква лампа - вид прибора, состоящий из прозрачной стеклянной емкости, которая наполнена водой и при этом особым образом подсвечивается по всей своей длине. В этом устройстве основную роль в визуальной привлекательности играют пузырьки воздуха, которые циркулируют в наполненной жидкостью емкости. Красиво? А давайте попробуем сделать такую лампу своими руками. Ребята, чтобы начать выполнять наши эксперименты нам необходимо немного размяться.
Физкультминутка: "Разминка"Чтоб головка не болела,Ей вращаем вправо - влево.А теперь руками крутим -И для них разминка будет.Тянем наши ручки к небу,В стороны разводим.Повороты вправо - влево,Плавно производим.Наклоняемся легко,Достаем руками пол.Потянули плечи, спинки.А теперь конец разминке.
Молодцы! Хорошо размялись. Подходите к своим столам. Сейчас мы с вами попробуем изготовить Аква лампу. А при изготовлении Аква лампы нам пригодятся синтетические красители.
Опыт 2.
Для этого опыта нам понадобятся:
- прозрачный стакан
- растительное масло (масло лучше использовать светлое)
- немножко пищевого красителя (жидкого)
- какую-либо шипучую таблетку (например, «Аспирин»).
Порядок изготовления Аква лампы:1. В стакан с водой налить масла так, чтобы до верха стакана оставался 1-2 см. Затем добавьте несколько капель красителя.
3. Потом в стакан добавьте четвёртую часть шипучей таблетки. Остаётся только наблюдать за реакцией происходящей в стакане.
Посмотрите, как красиво играют пузырьки.
Вывод: вода не перемешивается с маслом, потому что у них разная плотность. Проще говоря, молекулы воды расположены на расстоянии друг от друга, а молекулы масла присоединены друг к другу (слайд 14 ) Поэтому, масло более тягучее. (показать две колбы: в одной - вода, в другой масло.)
Значит, если жидкости имеют разные плотности, они между собой не перемешиваются. Растительное масло остаётся на поверхности воды, потому что плотность масла меньше плотности воды. Поэтому масло остается на поверхности воды.
Ну как, вам понравилось? А следующий нас эксперимент называется «Цветной дождь»
Опыт 3. «Цветной дождь»
Нам понадобиться:
-прозрачный контейнер
-пищевой синтетический краситель
-пена для бритья
-вода
В прозрачные контейнеры, которые стоят у вас на столе, налита вода – это наша атмосфера. А для того чтобы «пошел» дождь, необходима (что?) – тучка. Тучку мы сделаем из пены для бритья. Я сейчас вам помогу. Так, тучка наша готова. Теперь возьмите пузырек с красителем. Нам нужно аккуратно капнуть 1-2 капли красителя на нашу «тучку». Теперь немножечко подождем, как через некоторое время пойдёт дождь.
Красивый дождь у нас получился? Какой вывод вы можете сделать из этого опыта?
Краситель и пена имеют разную плотность. Поэтому краситель в пене не растекся. А плотность воды и красителя одинаковая, поэтому краситель постепенно растворился в воде.
Молодцы! Вы настоящие исследователи.
Ребята, скажите, что больше всего вам сегодня понравилось? Что нового вы для себя открыли? Почему масло и вода не смешиваются? Большое вам спасибо. Давай попрощаемся с гостями и пройдем в группу.