Внеклассное занятие по окружающему миру « Земля – наш дом родной». 2 класс


Внеклассное занятие по окружающему миру « Земля – наш дом родной».
Составила учитель начальных классов МКОУ Берёзовская СОШ Кнац А. В.
Актуальность.
Земля – наш дом родной. С каждым годом у нашей планеты всё больше и больше проблем. Возникают экологические проблемы, в которых виноваты мы люди. «Наш дом» становится непригодным для жилья,  нам некуда уйти из своего дома, поэтому нужно учиться каждому на своём месте с любовью заботиться о Земле.
Цель: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой:
развивать у учащихся интерес к урокам окружающего мира;
повысить образовательный уровень; осуществлять экологическое воспитание, создать условия для развития и реализации познавательных и творческих способностей учащихся к изучению природы;
воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
воспитать у детей стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды;
формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля;
развивать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
Оборудование, оформление : компьютер, мультимедийное сопровождение,  2 урны для голосования, выставка книг «Земля – наш дом родной».
конкурс рисунков «Защитим и сохраним нашу планету Земля», жетончики за правильные ответы.
Ход мероприятия:
Звучит музыка
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живём!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть –
Леса и горы, и моря,
Все называется Земля!
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отмечаем день Земли. Каждый из вас получил маленький зелененький символ – символ дня Земли. Это не просто символ, это бюллетень для голосования. Нам очень интересно будет узнать, какое решение примет каждый из вас после нашей встречи. Требуется ли нашей планете Земля помощь и готовы ли встать на защиту нашего дома?  На выходе из зала вас будут ожидать 2 урны для сбора ваших голосов: «за» и «против». У вас будет время подумать, смотрите и думайте! Мы продолжаем!
Звучит музыка «Колокола России» Н.Мухамеджановой
В 1969 году в Санта Барбаре (США) произошёл аварийный разлив нефти. Загрязнились пляжи, вода, морские животные и птицы. Это трагическое событие произвело на американцев большое впечатление. Они решили хотя бы раз в году напоминать людям об их отношении к окружающей среде.
Учитель: С 1970 года 22 апреля в мире отмечается День Земли – день активных и практических дел в адрес природы.
Учитель: День Земли – напоминание о страшных экологических катастрофах и о необходимости предотвращения необратимых последствий деятельности человека, угрожающей самому факту существования Земли.
Учитель: День Земли – призван побудить людей быть внимательнее к хрупкой и уязвимой природе на планете Земля, объединить людей планеты в деле защиты окружающей среды.
Учитель: Его можно назвать праздником чистой воды, земли и воздуха – всего, что необходимо для жизни.
Учитель: Мой земной, мой родной, мой кружащийся шар…Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на ёлочную игрушку. Мы мчимся вместе с тобой в тёмном, холодном, безбрежном космическом пространстве среди звёзд, и, кажется, нет этому пути конца…
Учитель: SOS- международный радиосигнал бедствия. Его подают с тонущих кораблей. Теперь мольбу о спасении издаёт Земля.
Выходит ученик с глобусом в руках
Я - живая планета Земля
Я - горячее пламя огня,
И белый холодный снег,
Я - маленькая капелька дождя.
И вода всех морей и рек.
Я - взрыв, извержение вулкана,
И тихий ветер, и пушистые облака,
Я – нераскрытая тайна океана,
И живая планета Земля
Я – невидимая тень луны,
И яркий солнечный свет,
Я - призрак далёкой звезды.
Живущий тысячи лет.
Учитель: Земля находится в большой опасности. День за днём, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы. И виноваты в этом мы, люди.
Учитель: Человечество берёт, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн веществ и материалов на свои нужды. Осознаем ли мы, что кладовые Земли не бесконечны, что мы не имеем права брать и брать у неё всё: воду, газ, уголь, древесину, нефть, урожай с полей? Когда же мы будем платить ей за это не мусором, вырубленными лесами, грязными реками, а любовью и помощью
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нет,
Чёрные сотрёшь ли, Человек?
В.Орлова
Учитель: Лес – главное богатство нашей планеты. А в погоне за комфортом мы вырубаем леса. Лесные массивы катастрофически сокращаются. Когда-то леса покрывали огромные пространства планеты. Сейчас их осталось 1/3 часть. Леса ничем не заменить. Здесь пропадает шум городских улиц.50% пыли в городе оседает на стволах и листьях деревьев. В лесном воздухе в 300 раз меньше микробов, чем в городе.
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту всё возьмёт
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки,
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Учитель: Гибнут леса из-за пожаров. По вине человека происходит до 80% лесных пожаров.
Огонь траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошёл.
Он, как испуганная стая белок рыжих,
Метался со ствола на ствол.
Учитель: Представьте, что мы раскрутили глобус так быстро, что все цвета слились в один. Какого цвета будет такой вертящийся глобус?  Конечно, синего, потому что  две трети земной поверхности занимает вода.
Вода – чудесный дар природы,
Живой, текучий и свободный,
Картины нашей жизни красит
В своих трёх важных ипостасях.
То ручейком, то речкой вьётся,
То застывает тонкой льдинкой,
Красиво названной снежинкой.
То обретает легкость пара:
Была – и вдруг её не стало.
Чтец2:Великий труженик водица,
Ну, как же ей не восхититься!
Она плывёт к нам облаками,
Поит снегами и дождями,
И разрушает, и наносит,
И так заботы нашей просит.
Учитель: «Вода… Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь». Так сказал о воде Антуан де Сент-Экзюпери.
Учитель: Но, что происходит сейчас: вода задыхается от сточных вод промышленных и коммунальных предприятий. Мы заполняем реки, моря мусором, нефтью, угольной пылью, золой, пеной стиральных порошков и др. отходами. Расход пресной воды таков, что человечество может исчерпать все её запасы уже к 2100 году
Учитель: В городах воздух очень сильно загрязняют вредные выбросы транспорта и промышленных предприятий
Учитель: Проблема отходов признается учеными одной из самых главных и трудных. Отходы – это всё, что человек вываливает на планету в результате своей жизнедеятельности. Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок изуродовали леса и обочины дорог.
Учитель: Вырубка лесов, распашка новых площадей, загрязнение вод, заражение земли химикатами оставляет всё меньше места для жизни животных. Ежегодно с лица Земли исчезает одно животное, а ежедневно - одно растение. Под угрозой исчезновения 2/3 птиц, 1/3 бабочек, более половины земноводных и рептилий.
Стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете»
Все-все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны,  чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки – не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы всё-таки очень друг другу нужны!
Учитель: Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка.
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же ЖИВАЯ!
Как видите, друзья, в большой опасности Земля!
Да что же такое творится на нашей прекрасной Земле!?
Не пора ли остановиться! За голову всем схватиться!
Призвать на помощь людские знания, своё самосознание?
Давайте поспешим, Землю свою от бед сохраним
 Степи, не умирайте! Нивы, поля, зеленейте!
Леса, держитесь корнями за матушку-землю свою!
Цветы, зацветайте пышно!
Пусть реки струятся потоками быстрыми,
Прозрачными, чистыми, на солнце искристыми
Пусть в море живут большие киты,
Они нам ведь тоже очень нужны!
Дельфины резвятся и чайки кружатся
И волны на берег мирно ложатся!
Учитель: А ведь в судьбе природы – наша судьба, и мы должны делать её своими руками, разумно, экономно и по-хозяйски используя то, что даёт нам земля. Она нуждается в человеческой помощи и защите. Кто же, если не мы, будем заботиться о нашем собственном доме!
Я обнял глобус – шар земной.
Один – над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол
Мне говорят: «Будь с нами добр.
Не растопчи нас и не жги.
Зимой и летом береги».
Журчит глубокая река,
Свои, лаская берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек,
Ты обещай нам и не лги,
Как старший брат нас береги».
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я: « Не солгу,
Тебя, родной мой, сберегу».
Учитель: Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас! Приложи силы к тому, чтобы предотвратить экологическую катастрофу. Пусть это будет посаженное твоими руками дерево или сохраненный уголок природы, вовремя потушенный пожар или костёр, заботливо расчищенный ручеек, защищенные гнёзда и муравейники.
Учитель: Давайте жить в согласии с природой, не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её богатства, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений!
Вместе: Благополучие и процветание Земли в Ваших руках, ребята!
1. Человек, оглянись, осмотрись и пойми,
Как страдает Земля от ошибок прогресса,
Что остались валежник да чёрные пни
От когда-то густого, весёлого леса.
2.  Припади к роднику – он из вечных глубин,
Его голос звучит, он на солнце искрится.
Человек! На Земле ты живёшь не один,
Сохрани для потомков ключи жизни чистой.
3. Позаботься о том, чтобы малых детей
Не коснулись дождя ядовитые капли,
И деревья стояли в сплетенье ветвей,
И учились полёту птенцы серой цапли.
Учитель: А сейчас приглашаем вас в путешествие по нашей планете Земля. Путешествуя по Земле и открывая её для самих себя, вы попадёте в разнообразный и неповторимый мир природы, встретитесь с редкими, загадочными и неожиданными гранями живого мира, столкнётесь с разными вопросами. Попробуем на них ответить.
Учитель: Экологическая игра-викторина «Земля – наш дом родной» В игре принимает участие две команды. Вопросы предлагаются командам поочерёдно. За каждый правильный ответ команда получает жетончик. Команда, набравшая большее количество жетончиков становится победительницей. А ваши ответы, знания будут оценивать уважаемое жюри.
 
1. Литературная викторина:
1. Назовите баснословную похитительницу сыра. (Лиса)
2. Как звали лису, подружку кота Базилио? (Алиса)
3. Назовите автора известной сказки об овощах. (Дж. Родари)
4. Заготовкой для кареты Золушки служила… (Тыква)
5. Сказочное дерево со златой цепью – это … (Дуб)     
6. В какую птицу оборачивается Финист из русской народной сказки? (Сокол)
7. Какие две рыбы, «обитающие» в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука)
8. Какого храброго животного в книге Р.Киплинга звали Рикки-Тики-Тави? (Мангуст)
9. Назовите единственную пантеру, которая известна нам по имени? (Багира)
10. Пожиратель калош, если верить Чуковскому, - это…(Крокодил)
2. «Кто это?»
Бэмби - …..(оленёнок)
Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф – Нуф - …(поросята)
Гена… (крокодил )Вини-Пух - …(медведь)
Тортила - ….(черепаха)
Артемон - …(пудель)
Серая Шейка - …(утка)
Иа - …(ослик)
Каа - …(питон)
Муму - …(собака)
Цокотуха - …(муха)
Акела - …(волк)
3. «Чьё высказывание?»
1. «Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе –вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину».
Русский писатель, большой любитель природы. Его известные рассказы: «Двойной след», «Выскочка», «Разговор птиц и зверей», «Рассказы охотника», «Лесной хозяин», «Кладовая солнца», «Ярик», «Лисичкин хлеб», цикл рассказов «Золотой луг».  М.Пришвин
2. «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире».       Писатель-натуралист, которого часто называют лесным корреспондентом. Его известные рассказы: «Кто чем поёт», «Чей нос лучше», «Приключения муравьишки», «Первая охота», «Лесные домишки» и самая знаменитая «Лесная газета».  В.Бианки
3. «...вся моя любовь к зверям, птицам, к родной природе оказалась очень и очень нужна. Нет большего счастья, для художника и для писателя, как, создавая свои любимые образы, переживать их и знать в то же время, что это дело, нужное всем ребятам. А ведь Родина — это и запах сосны и ели, и аромат полей, и поскрипывание снега под лыжами, и синее морозное небо, и воспоминание о варке ухи на берегу».
    Сочетание таланта писателя и таланта художника-иллюстратора. Его известные рассказы: «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья», «Большие и маленькие», «Про Томку», «Друзья»и др.  Евгений Чарушин.
4. "Мы с нетерпением ждем сигналов из космоса, от далеких цивилизаций. И как-то не прислушиваемся к сигналам, что непрерывно звучат у нас на земле,- позывные птиц
и зверей... Вслушайтесь в голоса живого!».
    Этот писатель органично совместил в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого. Известные произведения «Сорочьи тараторки», «Воробьишкина весна», «Лесные тайнички», «Хитрющий зайчишка», «Медвежья горка», «Неслух» и др.   Н.Сладков
5. Отгадай кроссворд
     Если вы правильно впишите в клеточки кроссворда названия изображенных на рисунке растений, то в середине кроссворда прочитаете зашифрованные слова. Какая команда быстрей разгадает кроссворд, та победит в этом конкурсе.
Ответы: 1. Подснежник 2. Тюльпан. 3. Ромашка. 4. Фиалка. 5. Нарцисс. 6. Одуванчик.
7. Сирень. 8.Астра. 9. Ландыш.
в выделенных словах: наши цветы
 
 
  1. по дс не ж ни к
2. т юл ьпа н       
  3. ро м а шк а      
        4. фи а л к а  
    5. на рци с с    
    6. о ду в а нч и к
    7. с и ре нь     
      8. а с т ра      
  9. л а ндыш       
 
                       
 6. «Как поступишь ты?». - правила поведения в природе:
1. В лес с собой надо брать:
-компас
-глобус
2. Костёр надо разводить:
- на поляне
- под деревом
3. Ветки для костра надо:
- ломать с живых деревьев
- подбирать с земли
4. Прежде чем уйти, костёр надо
- залить водой
- засыпать торфом
5. Мусор надо:
- взять с собой
- оставить в лесу
6. Что не разлагается в почве:
- полиэтилен
- бумага
- угли
7. Грибы надо есть:
- жареными
- сырыми
8. Увидев ежика, надо:
- взять его домой
- пройти мимо
9. Как собирать в лесу ягоды:
- срывать веточки с большим количеством ягод
- рвать по одной только спелые ягоды
10. Увидев гнездо в траве, надо:
- пройти мимо
- поглажу, покормлю птенцов
11. Обнаружив в дупле лесные орехи, грибы, надо:
- съесть их
- не трогать
12. В лесу надо:
- слушать громкую музыку
 - вести себя тихо и сдержанно
 7. «Жители планеты Земля»:
1.Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране.
а) зелёная
б) красная
в) синяя
2. Большие участки лесов, степей, гор, где люди оберегают и сохраняют животных, редкие и ценные растения?
а) курорт                                                                                                                 
б) заповедники
в) санаторий
3. Кто быстрее всех летает?
а) ласточка
б) орёл
в) стриж (140км/ч)
4. Где обитает стрекоза?
а) в лесу
б) вблизи водоёмов
в) в поле
5. Самая большая птица на Земле?
а) орёл
б) страус
в) журавль
6. Самый крупный из всех медведей?
а) белый
б) гималайский
в) бурый
7. Самый сильный хищный зверь?
а) тигр
б) белый медведь
в) лев
8. Зверёк с самой драгоценной шкурой?
а) соболь
б) куница
в) белка
9. Какие звери рождаются зрячими?
а) лисята
б) зайчата
в) волчата
10. Что делает волк со своей добычей?
а) ест вначале сам
б) кормит волчицу
в) отдаёт пищу новорожденным волчатам
11. Кто быстрее всех бегает?
а) антилопа
б) гепард
в) волк
12.Какой венок используют со времён Древнего мира для поощрения победителей?
а) оливковый
б) терновый
в) лавровый
8. Игра «Это зависит от каждого из вас». После произнесенной мной фразы вы должны сказать соответствующее слово – «хорошо», положительное влияние на природу; «плохо», отрицательное влияние на природу.
- Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками
- Оставлять мусор в лесу
+ Развешивать кормушки и домики для птиц
- Браконьерство
+Очистительные фильтры на трубах заводов
+Создание заповедников
+Посадка деревьев
+Создание красной книги
-Разрушение памятников природы и культуры
+Оборудовать и очищать места отдыха
-Ломать растения, срывать цветы
+Оберегать и подкармливать животных и птиц
-Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнёзда
+Оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам
Учитель: Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие.  Надеюсь, что, узнав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит от нас с вами. В заключение скажем: «Рыбам – воду, птицам – воздух, зверям – луг, степь, горы. Человеку – вся Земля!»
Учитель: Давайте помнить, что наша планета – наш общий дом, это земля и твоя, и моя. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям! И  мы с вами не прощаемся, ведь впереди ещё столько неизвестного и неизведанного.  Узнать и полюбить, а главное беречь родную природу помогут произведения писателей-натуралистов: В. Бианки, Е. Чарушина, Г.Снегирёва, М.Пришвина, Н. Сладкова, К Паустовского и др. Пусть они подарят вам радость общения с природой. До свидания, до следующих встреч!
                                             Звучит песня «Как прекрасен этот мир»
Слово жюри. Подведение итогов, награждение команд.