Программа формирования информационно-библиотечной грамотности гимназистов «Я учусь быть читателем»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
Чистопольского муниципального района
Республики Татарстан
Программа
формирования информационно-библиотечной грамотности гимназистов
«Я учусь быть читателем»
Составитель : Кубышкина Любовь Владимировна
педагог-библиотекарь
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации программы: 7 лет
г.Чистополь
2014 год
Пояснительная записка
«Они должны быть не только хранилищем книг,
но и реальными информационными,
культурными и досуговыми центрами».
Из послания Президента РФ
В.В. Путина
Федеральному собранию
Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать функциональной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. Возникает потребность в оптимизации ее поиска и отбора. А значит, чрезвычайно важным делом становится овладение информационной культурой. Динамичность процесса информатизации общества, новая парадигма образования актуализируют значение специальной информационной подготовки подрастающего поколения и обуславливают необходимость совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образовательных учреждений. Необходима специальная подготовка человека к жизни в информационном обществе и обществе знаний.
Актуальность реализации программы. Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Но главным остается умение учащихся учиться, быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. Одна из задач, которую ставит перед собой библиотека, состоит в том, чтобы с учетом возрастных особенностей учащихся, донести до них все богатство информационного потенциала, организовать понятную и полезную информационную среду, обучить пользоваться этой средой, создать условия, стимулирующие развитие индивидуальных способностей, общей культуры.Ключевым моментом является обучению целостному процессу информационно – поисковой деятельности, а одна из главных задач- помощь учащимся в определении оптимальных путей поиска, оценки и использовании информации, собственного алгоритма решения информационных проблем.
Особенности программы
Содержание данной программы рассчитано на учащихся 1-7 классов гимназии, рассчитана на обучение детей с 7-летнего возраста, построена с учетом возрастных особенностей учащихся, позволяют моделировать информационную среду для обучающихся способствуют социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетические и творческие потребности личности.
Предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с библиотекой – к изучению содержания различных разделов книжного фонда. От выбора книг по иллюстрированному каталогу «Что нам читать?» - к использованию систематического каталога, картотек, рекомендательных пособий; от краткой записи о прочитанной книге – к развернутому отзыву о ней; от знакомства с «энциклопедией для маленьких» - к работе со справочной литературой. Отдельные темы повторяются: знания детей углубляются, и последующие занятия проводятся на более сложном материале.
Программа составлена для обучающихся 7-14 лет, предусматривает занятие 1 раз в неделю 1 час. Срок реализации программы 7 лет. Всего 28 часов.
Цель данной программы: научить работать обучающихся с источником библиографической информации и применять полученные знания в практической и общественной полезной деятельности. Обеспечить информационную подготовку гимназистов, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей.
Задачи программы:
Содействовать в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения. Пропагандировать книги и культуру чтения. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.
Расширять диапазон познавательных интересов, углублять нравственные и эстетические чувства читателей.
Научить самостоятельно производить поиск информации в различных видах изданий научной, художественной, справочной и энциклопедической литературы, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Научить бережно обращаться с произведениями печати, формировать интерес к книге. Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.
Организовать взаимодействие с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности, информационной культуры школьников как обязательного условия обучения.
Система занятий по программе базируется на использовании совокупности приемов, разнообразных методов и форм деятельности:
Индивидуальные, групповые, массовые
практические
теоретические
Конкурсы
Выставки
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Устный журнал
Проект-защита
Творческие задания литературного и изобразительного характера .
Беседы и обсуждения,
консултации
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Экскурсии
Комплексное использование книг, мультимедийных презентаций, мультипликационных фильмов по произведениям детских писателей
При оценке уровня овладения читателем библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения ориентируемся на следующие знания и умения:
знания возможностей библиотек и информационных центров различных уровней;
умения использовать справочно-библиографический аппарат библиотек, справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т. п.;
знания особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики;
знания рациональных приемов чтения (техника продуктивного или динамического чтения и др.);
умения усваивать и воспринимать прочитанное (составление планов, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т. п.);
умения бережно обращаться с произведениями печати.
Учебно-тематический план
1 класс (4 часа)
№ Тема Содержание Кол-во часов
1 Давайте
познакомимся! Путешествие по библиотеке. Понятие «читатель», «библиотекарь». Как записаться в библиотеку. Как самому выбрать книгу (тематические полки, ящики для выбора книг). Основные правила пользования библиотекой (викторина). 1
2 Сказочная страна – библиотека Роль и значение библиотеки. Понятие «абонемент», «читальный зал». Правила пользования библиотекой. Библиотечный фонд. Расстановка книг на полках, самостоятельный выбор книг при открытом доступе.
Библиографическая игра «Книжки перепутались». 1
3 Книга - твой друг. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгой. Обучение простейшему ремонту книг, умению ее обернуть. Практическое занятие изготовление закладок. Выставка лучших работ. 1
4 Как устроена книга? Знакомство с основными элементами книги (обложка, иллюстрации, для кого предназначена). Творческий конкурс «Моя любимая книга». Изготовление книжки-малышки на уроках труда. 1
Объем библиотечно-библиографических знанийзнать основные правила работы в библиотеке;
знать основные элементы книги;
уметь ремонтировать книги.
2 класс (4 часа)
№ Тема Содержание Кол-во часов
Как читать книги. Обучение правилам чтения, гигиена чтения. Внешние условия чтения – тишина, освещенность, правильная поза. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Послесловие. Роль иллюстраций. Обучение написанию отзыва на книгу.Составление памятки: «Десять заповедей юного читателя для самостоятельной работы с книгой». 1
Структура книги Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книг: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрации, титульный лист, оглавление. Художники детской книги. Писатели и художники в одном лице. Творчество Е.И. Чарушина, В.Сутеева, Э.Сетон-Томпсона и других. 1
Как появилась газета? Новости со всей России и планеты. Понятие о газете и журнале: статья, заметка, журналист, корреспондент, редакция.Премьера детских журналов и газет «Миша», «Юный эрудит», « Тошка» и др. Выставка- обзор. 1
«Угадай книгу» Викторина по прочитанным книгам, закрепление изученного материала. 1
Объем библиотечно-библиографических знаний
знать внешнее и внутреннее оформление книг;
уметь самостоятельно находить книги в библиотеке;
знать детские периодические издания;
понимать роль иллюстрации в книге
3 класс (4 часа)
№ Тема Содержание Кол-во часов
1. Структура книги.Иллюстрации в книге Изучение структурного элемента книги – иллюстрация. Понятия «художник – сказочник», «художник-анималист» 1
2 Твои первые энциклопедии, словари, справочники. Дать представление об энциклопедиях, словарях, справочниках. Цели обращения к словарям и энциклопедиям и как ими пользоваться. Первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка». Выделение общих признаков: алфавитное расположение материала, алфавитный указатель и наличие вопросов в конце словарика.
Игра – путешествие. 1
3 Мои читательские интересы. Знакомство с новыми терминами и понятиями: выходные данные, аннотация и др. Справочный аппарат книги. Роль иллюстраций в книгах, какую службу несут все эти элементы. Правила ведения дневников чтения и написание отзывов на книгу. Беседа-консультация. Самостоятельное оформление дневника- чтения. 1
4 Выбор книг в библиотеке Открытый доступ к книжному фонду: порядок и расстановка, полочные разделители 1
Объем библиотечно-библиографических знаний
знать основные правила при чтении книг и гигиену чтения;
уметь самостоятельно находить информацию в библиотеке при открытом доступе;
уметь работать с детскими энциклопедиями.
4 класс (4часа)
№ Тема Содержание Кол-во часов
1. Научно-познавательная литература для младших школьников Знакомство с энциклопедиями «Что такое, Кто такой?» и др. 1
2. Электронная книга. Знакомство с электронными библиотеками.
Использование компьютера в библиотеке.
Презентация книги. 1
3 «Путешествие в мир мультимедиа» Знакомство с компьютером в библиотеке (урок – экскурсия) 1
4 Багаж, который никто не отнимет. Ресурсные возможности школьной библиотеки, доступность пользования ресурсами библиотеки. Подведение итогов. Тест –игра. 1
Объем библиотечно-библиографических знаний
уметь вести читательский дневник;
уметь писать отзыв на прочитанное;
знать о нетрадиционных носителях информации
5 класс (4 часа)
№ Тема Содержание Кол-во часов
1. Каталог- компас в книжном море. Алфавитный каталог. Систематический каталог. Каталожная карточка. Связь титульного листа книги с каталожной карточкой. Шифр книги – ее адрес. Структура каталогов. Основные деления. Разделители. Расположение карточек в каталоге и книг на полках. Нахождение книг в каталогах. беседа-консультация. "Путешествие в страну каталогов". Плакат: "Каталог – компас в мире книг" 2
2 Выбор книги в библиотеке, как построена книга. Аннотация. Предисловие. Содержание (Оглавление). Словарь. Основное назначение данных элементов. Использование знаний о структуре книги при выборе, чтении книг и работе с ними. Библиографическая игра «Следствие ведет библиограф». 1
3 Справочная литература: энциклопедии, справочники, словари., научно-популярная литература
Типы справочных изданий для школьников. Современные детские энциклопедии. Энциклопедии «Я познаю мир», Основные правила пользования детскими энциклопедиями.
Словари, их структура и принципы работы с ними. Научно-популярная литература.
Выставка справочных изданий, обзор выставки. Составление плана поиска информации (метод проекта). 1
Объем библиотечно-библиографических знаний
иметь понятие о каталоге и его использовании при выборе книг в библиотеке;
уметь пользоваться картотеками при выборе книг.
6 класс (4 часа)
№ Тема Содержание Кол-во часов
1 Справочно-библиографи-ческий аппарат библиотеки.
Справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки: структура и назначение. Алфавитный и систематический каталоги. Картотека статей, ее структура. Библиографические указатели.Справочная литература. Энциклопедии: универсальные (БСЭ, МСЭ, ДЭ)Поиск литературы с помощью систематического каталога, систематической картотеки статей. Правила составления библиографического списка литературы, ведение личной библиографической картотеки. 2
2 Периодические издания для младших подростков. Газеты и журналы как печатные издания, отличия их от книг. Гуманистические традиции русской периодики, ориентация на интересы детей, их потребности в саморазвитии, самообразовании. Создатели газет и журналов, основные жанры (репортаж, заметка, статья, очерк, интервью), расположение материалов. Основные правила чтения периодики. Использование материалов периодики в учебном процессе.Представление ведущих журналов: гуманитарного направления – «Пионер», «Костер», «Детская энциклопедия»; научно-познавательного направления – «Юный натуралист». Презентация газеты, журналов. 1
3 Детское творчество (практическая работа) Обзор любимых журналов, подбор статей по одной теме, придумать заголовок к статье, исходя из ее содержания, определить содержание статьи по ее заголовку. Конкурс на лучший самодельный журнал. 1
Объем библиотечно-библиографических знаний
знать основные правила пользования детскими энциклопедиями;
знать основные жанры газет и журналов;
уметь работать со справочной и научно-популярной литературой для самообразования.
7 класс (4часа)
№ Тема Содержание Кол-во часов
1 Интегрированный урок. «Многообразие информационных ресурсов, представление собственного продукта» Элементы книги (форзац, титульный лист, фронтиспис). Комментарии и их разновидности. Углубление знаний по использованию новых технических возможностей библиотеки.
Творческая работа «Создание краеведческого альманаха» (презентация). 2
2 Библиотека– информационный центр гимназии «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи» CD носитель мультимедийной информации. Компьютер – инструмент для представления мультимедиа. Демонстрация мультимедийных книг из фонда медиатеки. Обзор электронных изданий. 1
3 Практическое занятие Исследовательская работа (составление библиографического указателя) 1
Объем библиотечно-библиографических знаний
уметь работать с каталогами и картотеками,
уметь работать со списком рекомендованной литературы;
уметь составлять личную библиографическую картотеку и список литературы.
иметь представление об информации и информационном обществе;
уметь находить и представлять информацию.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
В одном ряду с умением писать, читать и считать стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, умения ориентироваться в библиотечном пространстве.
воспитать потребность в систематическом чтении; был знаком со структурой книги;
уметь определять примерное содержание книги при беглом ее просмотре, самостоятельно проводить поиск и выбор литературы, используя книжные выставки, рекомендательные библиографические указатели, каталоги, картотеки, полки открытого доступа; умели составлять список книг для чтения;
научить использовать в учебных целях критическую, справочную литературу и периодические издания, применять библиотечно – библиографические знания при изучении дисциплин и в процессе самообразования.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
К необходимым элементам учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса относится рабочая программа, презентации, периодические издания для школьников.
Материально-техническое обеспечение
Персональный компьютер, видеопроектор, экран, каталог, картотеки, магнитофон, колонки, справочная литература.
Список литературы
Андреев, О.Х., Хромов, Л.Н. Учитесь больше читать: Книга для учащихся старших классов. - М: Просвещение, 1991. - 160 с.
Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. - М: Книжная палата, 1987. - 256с.
Библиотечно – библиографические знания школьникам: Практ. пособие / Гос.респ.дет.
б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: изд-во «Кн.палата», 1989. – 216с.
Бровина М.Б., Воробьева Н.Н. Тематическое планирование работы творческого
объединения учащихся «Юный библиотекарь» // Шк. библиотека.-№1/2010. – С.41- 43
Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры // Шк. библиотека. – 2002. – № 1. – С. 24-28.
Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных заведений / Кушниренко А.Г. и др. - М: Дрофа, 1996. - 136 с.
Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности // Шк. библиотека. – 2001. – № 8. – С. 16 - 25.
Николаева,А.П.Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. - 2-е изд. - М: Просвещение, 1982. - 191 с.
Рыбина,Е.Ф., Томашева Е.Н. Библиография литературы для детей: Учебник для институтов культуры и пед. вузов. - М: Книга, 1984. - 256 с.
Чулкина Г.Д. Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам // Шк. библиотека. – 2001 – № 1. – С. 8 – 13.