Презентация к уроку ОРКСЭ по теме: Чистый ручеек нашей речи
Урок по светской этике
Тема урока:Чистый ручеёк нашей речиучительСусанинскойСусанинской общеобразовательной школы Байдикова Татьяна Константиновна
«Приятная речь для слуха – своего рода музыка».Аристотель
Здравствуйте!Поклонившись, мы друг другу сказали,Хотя были совсем незнакомы.Здравствуйте!Что особенного мы друг другу сказали?Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?Владимир Солоухин
Этикет (фр.) – установленный порядок поведения где-либо.
Этикет (фр.) – установленный порядок поведения где-либо.
Сергей Есенин
ЧерёмухаЧерёмуха душистаяС весною расцвелаИ ветки золотистые, Что кудри завила.Кругом роса медвянаяСползает по коре,Под нею зелень прянаяСияет в серебре.А рядом у проталинки, В траве между корней, Бежит, струится маленькийСеребряный ручей.Черёмуха душистая, Развесившись, стоит,А зелень золотистаяНа солнышке горит.Ручей волной гремучеюВсе ветки обдаёт.И вкрадчиво под кручеюЕй песенки поёт.
«Чистый ручеёк нашей речи»Ручеёк , речка , речьПлавно течет речка, плавно течет наша речь. Что нужно сделать для того, чтобы речка текла плавно, была полноводной?
Что «загрязняет» нашу речь«Лишние» слова (слова-сорняки)Плохие, скверные, нецензурные слова Скверна – нечистота, грязь, мерзость, нечисть, пятно, порок.
Что нужно делать для того, чтобы наша речь так же текла плавно?
Нужно, чтобы её поток не засорялся лишними, бессмысленными словами или звуками. Что же необходимо сделать. Чтобы исчез весь мусор из нашей речи?( работа в тетрадях – записать слова. Которые засоряют нашу речь, а потом жирной чертой зачеркнуть их)
Употребляй в речи{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}РедкоЧастоНикогдаВотТак сказатьТеперьЗначитНуВ принципеЭто самоеКажетсяИзвинитеПрошуБлагодарюПожалуйстаРазрешитеЗдравствуйтеБудьте добрыСпасибоПлохие (скверные) слова, обидные выражения, прозвища, нехорошие высказывания по поводу национальности, цвета кожи, умственных способностей и др.
ТестВы звоните по телефону и хотите поговорить с подругой (другом). Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы. а) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу. б) Здравствуйте, позовите Машу. в) Здравствуйте, извините, Маша дома?
2. Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант просьбы? а) Можно войти? б) Я войду? в) Извините, можно войти?
3. Вы едете в автобусе и хотите пройти к выходу. Ваш вариант обращения к окружающим? а) Пропустите меня, я выхожу. б) Разрешите пройти в) Извините, можно пройти?
4. Вам вручают подарок. Приходили к мухе блошки, Приносили ей сапожки, А сапожки непростые – В них застёжки золотые.Вы его принимаете и отвечаете:
а) Что за чудные сапожки!Где вы их достали, блошки?Буду их всю жизнь носитьИ весь век благодарить.б) У меня уж есть сапожки.И получше этих, блошки.Их отдам своей сестре,Что живёт на той горев) Вам спасибо, мои блошки,За прекрасные сапожки, Ох, какое будет горе,Если мне они не впору
СловоМолчат гробницы, мумии и кости, -Лишь слову жизнь дана:Из древней тьмы на мировом погосте,Звучат лишь Письмена.И нет у них иного достоянья!Умейте же беречьХоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь. (И.А. Бунин)
Произнесенное слово выражает смысл сказанного и придаёт ему эмоциональную окраску( рассказ В.Сухомлинского « Одни и те же слова»)С.43-44 уч.-В чем вы видите эмоциональную разницу произнесённых слов?
Чтение рассказа В.Сухомлинского « Я хочу сказать своё слово»с.44-45-Какие разные оттенки настроения дал нам почувствовать автор в описании неба? Найдите своё слово и его эмоциональную окраску к воображаемому ручейку у костра,
Игра «Ручеёк»( сказать партнёру самые добрые. Ласковые слова)
Итог урока-Что общего между речкой и речью?-Почему одни и те же слова воспринимаются по – разному?-Что должно выражать слово?