Урок. А.П. Платонов «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. Уроки писателя-философа (6 класс)
Урок. А.П. Платонов «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. Уроки писателя-философа. 6 класс
Цели урока:
Провести работу, способствующую пониманию философского смысла произведения, раскрытию писательского замысла.
Способствовать формированию у учащихся умения анализировать произведение, делать вывод из прочитанного; развивать навыки выразительного чтения, монологической речи.
Способствовать воспитанию нравственных качеств: сострадания, трудолюбия, любви ко всему живому.
Тип урока: ОНЗ.
Ход урока:
Организационный момент.
Введение в тему, целеполагание.
-Сегодня мы обращаемся к творчеству писателя-философа А.П. Платонова(Клементова). В 5 классе мы занимались с его рассказом «Никита».
- Вы помните этот рассказ?
- Что особенного было в главном герое произведения? (Фантазер, в самых обычных окружавших его предметах видел нечто необычное)
- Какой прием использовал А.П. Платонов, «оживляя» неживые предметы? (Олицетворение)
- И вот перед нами другая сказка, сказка-быль «Неизвестный цветок», написана она в 1950 году совсем незадолго до смерти писателя. Платонов подарил сказку своей дочери Маше. Это, если хотите, его завещание, последний наказ ей и всем нам, людям.
Создание проблемной ситуации.
- Попробуем понять, что же завещал своей дочери А. Платонов, и воссоздать основные пункты его последнего наказа. Какими хотел видеть людей писатель? И что нужно, чтобы стать на этой земле счастливым? А ответить на все эти непростые вопросы и поможет нам сказка-быль «Неизвестный цветок».
Первичное усвоение новых знаний.
Что значит «неизвестный»? Подберите синонимы к этому слову. (Неведомый, незнакомый)
Где же мог появиться такой цветок?
Каким вы представляете цветок? (Нежный, прекрасный, но очень упорный, сильный и т.д.)
А каким рисует его автор? (Читаем 6 абзац текста)
С чем сравнивает его автор? (Со звездой)
Как называется это средство выразительности? (Метафора)
Как Даша нашла цветок? Почему она пошла на пустырь? (Он пах, благоухал. Она вспомнила сказку)
Почему девочка вдруг поцеловала цветок? (Из чувства сострадания)
Для чего Даша привела друзей? Что её так поразило в цветке? Чем хотела поделиться с ребятами?
Что значит «удобрить» землю? (Сделать доброй, т.е. плодородной)
Как земля отблагодарила людей за заботу? (Пустырь покрылся цветами)
А что же стало с неизвестным цветком? (Он умер, но повторился в своём сыне, который был ещё лучше)
Чем сын был не похож на отца?
Первичная проверка понимания.
Ребята, только ли о цветке идет речь в сказке-были Платонова? (О людях, об их способности выживать, бороться, быть сильными духом, уметь сострадать, помогать, сочувствовать)
Первичное закрепление
Что сказочного в произведении А. Платонова? (Живой цветок)
Как называется этот вид тропа? (Олицетворение)
Приведите пример другого средства выразительности, с которым мы встретились на уроке?
Рефлексия
- Вернемся к проблеме урока. Что же завещал писатель-философ своей дочери и всем нам. Как нужно жить, чтобы быть счастливым? Что необходимо помнить? (Дети самостоятельно записывают ответы в тетради)
Обобщение делает учитель.
- Многие философы и мудрецы размышляли о смысле жизни. Предлагаю вам некоторые афоризмы, которые, на мой взгляд, обобщают все сказанное вами. (Слайд)
1. Жить – значит действовать. А. Франс.
2. Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений. Гораций.
3. Кто не отзывается на зов, отказывается от того, для чего его зовут. Суахали.
Д/З. Нарисовать цветок, дать ему имя. Ответить на вопрос: как бы поступили вы, встретив такой цветок? Статью ученого о Платонове читать.
15