План-конспект внеклассного практического занятия по учебной дисциплине Психология Саморегуляция

План-конспект
внеклассного практического занятия по психологии
«Саморегуляция. Самостоятельное регулирование своих эмоциональных состояний»
преподавателя филиала Областного государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Рязанский педагогический колледж» в г. Касимове
Абрамовой Галины Ивановны


Тема. «Саморегуляция. Самостоятельное регулирование своих эмоциональных состояний».
Цель занятия. Познакомить студентов с понятием «психическая саморегуляция», дать представление о различных методах саморегуляции эмоциональных состояний (аутогенной тренировке, релаксации, внутреннем сосредоточении, ресурсных состояниях), развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.
Содержание и ход занятия.
Что такое саморегуляция?
Саморегуляция – это способность человека произвольно управлять своей деятельностью: планировать, ставить перед собой цели, выбирать адекватные методы их достижения, осуществлять выбор решения, контроль и оценку своих действий.
Мы проведём несколько упражнений на саморегуляцию, используя метод релаксации, метод аутогенной тренировки, метод внутреннего сосредоточения и метод ресурсных состояний (упражнения проводятся с использованием музыкального сопровождения).

1. Аутогенная тренировка. Метод основан на способности человека к самовнушению: с помощью специальных формул (где повторяются определенные фразы, например: «Моя правая рука тяжелая, теплая») человек может вызвать у себя состояние расслабления и сбросить эмоциональное возбуждение, тревогу, напряжение.


Упражнение «Успокой свое тело».
Время на выполнение – 5 минут. Необходимо вызвать напряжение мышц. Затем по контрасту – расслабление и ощущение теплоты. Вначале изо всех сил напрягите все мышцы, затем расслабьте все мышцы. Выполните это три раза. Затем продолжайте поочередно расслаблять каждую часть тела. При этом говорите себе: «Мои пальцы ног (ступни, ноги, бедра и т.д.) теплые и расслабленные». После того как вы расслабили голову, закончите упражнение, говоря про себя «Сейчас я абсолютно спокоен, расслаблен, полностью готов к тому, что произойдет».

2. Релаксация. Известно, что умственному напряжению всегда сопутствует мышечное. Отсюда возникла мысль прибегнуть к мышечному расслаблению – релаксации (англ. relax – расслабление) – для борьбы с состояниями тревоги и эмоциональной напряженности, а также для предупреждения их возникновения. Метод релаксации направлен на обучение человека поочередно напрягать различные мышцы тела, а затем расслаблять их и наблюдать за контрастными ощущениями.
Упражнение «Маска релаксации».
Займите удобную позу. Голова опущена на грудь. Положите руки на колени и закройте глаза.
Наморщите лоб и сожмите губы, как будто хотите сделать устрашающее лицо. Напрягите мускулатуру лица (5 с).
Теперь расслабьте мышцы лица и тела. Спокойно поднимите голову. Мышцы снова становятся мягкими. Мысленно повторяйте команды:
– Я сосредотачиваю свой взор на собственном лице и вижу его как бы со стороны: глаза закрыты, губы чуть приоткрыты, на лице легкая улыбка.
Мой лоб расслабляется, легкий ветерок освежает лоб, и морщинки лба расслабляются. Лицо спокойное, расслабленное Дыхание спокойное, ровное, ритмичное
Попытайтесь запомнить и сознательно оценить чувство расслабления (10 с).
Сделайте глубокий вдох и откройте глаза.

3. Внутреннее сосредоточение. Этот метод берет начало из восточных техник, где внутреннее сосредоточение считается важным условием умения управлять своей энергией.
Упражнение «Концентрация на дыхании».
Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Ваше волшебное слово ПОКОЙ. Когда вы дышите, думайте только об этом слове. При вдохе думайте о слоге «ПО», при выдохе – о слоге «КОЙ». Если вас отвлекают другие мысли, заставьте их лопнуть, как мыльные пузыри, и снова обратитесь к волшебному слову ПОКОЙ (20 с). Вы медленно возвращаетесь из волшебного мира, открываете глаза и чувствуете себя обновленным и отдохнувшим. К вам вернулись бодрость и свежесть. Потянитесь или зевните.

4. Ресурсные состояния. Этот метод называют еще «визуализацией» – представлением образов. Человек вызывает у себя какое-то приятное воспоминание, место, время, звуки, запахи и т.д., «вживается» в это состояние, запоминает его и тренирует способность вызывать его по желанию. Это состояние называется ресурсным, и, научившись быстро вызывать его, можно включать это состояние в трудные минуты.
Упражнение «Место для отступления»
(с использованием музыкального сопровождения).
Сядьте так, чтобы вам было удобно и закройте глаза. Представьте себе какое-нибудь красивое место. Оно должно быть приятным, удобным для вас, действовать на вас успокаивающе (2 с).
Осмотритесь и рассмотрите подробности. Обратите внимание на цвета (20 с), послушайте звуки (10 с), почувствуйте запахи (10 с), ощутите поверхности (5 с). Соедините свои ощущения.
Наслаждайтесь чувством, которое теперь исходит от вас. Это место – ваше безопасное убежище, место для внутреннего отступления. Вы можете в любое время возвращаться сюда. Когда захотите, когда вам нужно обрести уверенность и безопасность.
Теперь возвращайтесь назад. Но не торопитесь. Откройте глаза, когда вам этого захочется, через 1-2 минуты. Вы хорошо отдохнулиВаши силы восстановилисьВы готовы действовать Сделайте глубокий вдох и откройте глаза
Таким образом, необходимо накапливать опыт саморегуляции, так как умение управлять собой, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы, все это необходимые профессиональные умения педагога.











13PAGE 15


13PAGE 14415




15