экологический праздник как средство воспитания экологической культуры.Приложение:сценарий праздника
Детский экологический праздник как средство воспитания экологической культуры в учреждениях УДО.
Сегодня, как никогда остро, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Каждому человеку надо овладеть минимальным набором экологических знаний для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным.Контакт с естественной окружающей средой у человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности.
Экологическая культураэто воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят :пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным ,к самому себе ;освоение элементарных знаний о растениях и животных; воспитание у ребенка чувства ответственности за всё живое.
Очень важно вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом.
В формировании экологического сознания у школьников большая роль принадлежит массовым экологическим мероприятиям. Содержание любого экологического праздника направлено на развитие познавательной активности у детей ,стимулирование интереса к изучению своего города, области и страны.
Детский праздникодна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современностью способствуют усвоению новых знании ,воспитанию патриотизма, ответственности за судьбу родной природы.
Праздник- это всегда радостное событие, экологический праздник-это уникальное мероприятие, насыщенное оригинальными идеями, позитивными мыслями и улыбками детей .Педагогический смысл экологических праздников заключается в том ,чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение ,воздействуют на личность ребенка в целом ,поэтому праздники следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой либо блок (но все- таки не чаще одного раза в 1,5-2 месяца).В сценариях этих мероприятий используется материал ,который детям хорошо знаком.
Детский праздник-важная часть жизни ребенка, это радостное событие ,которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней .Праздники духовно обогащают ребенка ,расширяют его кругозор, помогают восстанавливать старые подзабытые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
Ключ к успеху праздников - в преодолении формализма и штампа в их проведении. Занимаясь подготовкой праздника, педагоги должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых готовится этот праздник .И главный критерий подбора материала здесьзрелищность ,яркость и веселость .Праздник используется для подведения итогов обучения, является удобной ситуацией для повторения пройденного за последнее время материала ,а также развивает детей ,готовит их к творческой деятельности.
Экологические праздники можно условно разделить на два типа: календарные и тематические. Экологические праздники могут быть посвящены временам года ,урожаю (осенью),снежной и ледяной скульптуре (зимой),весеннему возрождению природы («жаворонки», «веснянки»)Летом проводятся праздники ,посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.
В пример можно привести наш ежегодный экологический праздник -Широкая Масленица. Сценарий прилагается.
Праздник «Широкая Масленица».
Цель: духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения с использованием народных традиций.
Задачи:-ознакомить учащихся с одним из народных праздников – праздником «Масленица»,его обычаями и обрядами;
-развить интерес к народным обычаям;
-развивать творческое воображение и социальную компетентность;
-воспитывать навыки культурного поведения,дисциплинированность,ответственность за порученное дело;
-воспитывать уважение к укладу жизни,быту,обычаям наших предков,пробудить эмоциональное отношение к жизни;
-воспитать самостоятельность,аккуратность в работе;
-воспитывать интерес к истории своего народа,желание поддерживать древние традиции,любовь к русской культуре,народной музыке,играм.
Форма мероприятия: праздник.
Методы и приёмы: беседа ,викторина,конкурсы,элементы театрализации.
Наглядные пособия: плакаты с пословицами о Масленице,чучело Масленицы,макеты «Солнце» и «Весна».
Оборудование и принадлежности: русские народные костюмы для скоморохов и ведущей,записи народной музыки,оборудование для конкурсов,фотоаппарат.
Подготовка праздника:подобрать на роли скоморохов ребят,разучить слова.Подготовить с детьми реквизит,подарки-сувениры для игр.Сделать чучело Масленицы.Разучить частушки.Создать инициативную группу родителей для помощи в проведении праздника (чаепитие с блинами).
Рекомендуемый возраст- 9-11 лет.
Музыкальное оформление: подборка русских народных композиций для проведения игр.
Ход мероприятия:
1-й скоморох. Добры молодцы и красны девицы, дедушки, старушки, милые ребятушки, здравствуйте!
2-й скоморох. Здравствуйте, почтенные господа. Вот и праздник к нам пришел! Не стесняйтесь, веселитесь, удовольствия желаем вам три короба!
1-й скоморох. Подходите, ближе подходите и глаза свои протрите, мы развесёлые потешники, известные скоморохи и насмешники.
2-й скоморох. За медный пятак расскажем вам всё этак да так. Полюбуйтесь, как встречали Масленицу во времена древние.
Скоморохи вместе. Широкая Масленица пришла!
Проводится конкурс частушек
Ведущий. Дорогие ребята. А сейчас я расскажу вам про праздник Масленицы.Она пришла к нам всего на 7 дней. О каждом из этих дней я вам и расскажу. Понедельник называется встреча, в этот день ребятишки выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную бабу, строили снежные горки и устраивали битвы снежками. Так они прощались с зимой, готовились встретить весну. Давайте и мы поиграем с вами в снежки.
Игра "Снежки". Дети, разделившись на две команды, берут в руки "снежки" комочки ваты, зашитые в марлю, - и пытаются попасть в корзину. Побеждает команда, которая сделала больше метких попаданий. (Звучит композиция "Вдоль по улице").
Ведущий.
Вторник назывался заигрыши. В этот день дети и молодежь усаживали в санях чучело, изображающее Масленицу, надевали на него шубу шерстью вверх, шапку, подпоясывали кушаком, обували в лапти и возили его по деревням. Кроме этого, съезжали с гор на санях, салазках, обледенелых рогожах, катались на лошадях. Когда темнело, молодежь устраивала общие вечеринки. На вечеринках пели, веселились, играли, водили хороводы. Давайте и мы поиграем в одну из таких игр.
Наша игра называется «Ручейки»
Ведущий.
Среда считается лакомкой. В этот день тещи угощали зятьев блинами. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда всходил месяц, да еще приговаривали:
Как на масленой неделеИз печи блины летели.
А как вы думаете, почему блины круглые? Какие блины бывают? С чем их едят?
Игра "Испеки блины". В игре участвуют 2 команды.
Для игры надо приготовить 2 ракетки от бадминтона , «блины» из бумаги. Задача участников - быстро «испечь» блины. Для этого им нужно поставить «сковородку» с бумажным «блином» в «печь» (стул), затем принести обратно. Побеждает команда ,которая сделает это быстрее. (Звучит музыкальная композиция).
1-й скоморох.
Получайте безделушки,Самодельные игрушки,За улыбку и за шутку,За любую прибаутку.Подходи и налетай -Все, что хочешь, выбирай!
2-й скоморох.
Кто задачку отгадает -Весь товар мой забирает.
Проводится конкурс загадок. За правильный ответ скоморохи выдают приз.
Загадки.
Всех оденет,А себя никогда. (Иголка с ниткой).
В одном месте метров двести. (Клубок).
Четыре четырки,Две растопырки,Один вертунИ два - как яхонты. (Кошка).
На весь мир хватаетИ во все щели пролезает. (Свет).
Берега крыты, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блины, масло).
Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде).
Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях).
Слушайте внимательно,Очень занимательно:Чего нет в капусте,Ни в свекле, ни в репе,А есть в моркови,Огурце, помидоре? (Буквы "О").
Каким гребешком никто не причесывается? (Петушиным).
Отчего гусь плавает? (От берега).
Какой в реке камень? (Мокрый).
Летела стая гусей, одного убили. Сколько осталось? (Один).
Несла баба в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? (Ни одного).
Скоморохи. Торговали, торговали, даже устали.
Ведущий.
Четверг назывался широкий, или разгуляй-четверток. Веселье усиливалось. Днем молодежь веселилась на улице, разгуливая с песнями и гармониками или устраивая хороводы. Парни и девушки ходили также на ледяные горки, где усаживались толпой на больших санях, лихо скатывались с них. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лен. Вечером встречались на вечеринках, гуляньях, которые сопровождались песнями, частушками, плясками. Приходили ряженые.
1-й скоморох
Ой, было, давно это было. Да и по сей день осталось. Добры молодцы собирались на площади силой своей померяться да затеять кулачные бои, да и посмотреть на бои петушиные.
2-й скоморох. Приглашаем самых сильных посостязаться.
Игра "Петушиный бой". На площадке рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга.
(Звучит музыкальная композиция)
Ведущий.
В пятницу и субботу устраивали посиделки, потому эти дни так и называли. В эти дни ходили к родственникам в гости на блины. В городах устраивали балы, маскарады, в театрах давали дневные спектакли. Особенно популярным было катание по улицам в нарядных санях с бубенцами под дугой. Везде светились огни балаганов, выступали артисты, продавали чай, блины, сладости.
1-й скоморох.
А вот еще одна забава -Победителя ждет слава!Кто в беге в мешках победит,Того скоморох наградит.
Проводится бег в мешках.
Конкурс « Кто быстрей оденется».
В конкурсе участвуют два человека, их задача как можно больше на себя одеть за несколько минут.
2-й скоморох. Ай да Масленица-веселуха! Всех рассмешила да позабавила!
Ведущий. В старину на площади ставили высокий столб. А наверху всякие призы вешали: петух в клетке, сапоги и другой дорогой товар. Многие смельчаки пытались на него взобраться. Кто добирался доверху, получал богатый приз. А уж, сколько зевак собиралось - видимо-невидимо! Кто из вас самый смелый и ловкий? Выходи - прояви сноровку!
Игра «Перетягивание каната»
Ведущий:
Суббота - золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.
Ведущий. А теперь еще один конкурс. Я посмотрю, как вы с шайбой дружите и с зимними видами спорта, какие вы ловкие. Слушайте внимательно. Сейчас игрок каждой команды должен провести шайбу между кеглями вперед и назад и передать ее следующему. Кегли не сбивать. Победит та команда, которая проведет шайбу быстрее и не собьет кегли.
Воскресенье - прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили :"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
Ведущий: А теперь ребята давайте дружно попросим друг у друга прощение.
Скоморохи выносят чучело Масленицы, дети и родители одеваются и выходят на улицу.
1-й скоморох
У нас такой обычай есть:Надо масленицу сжечь,Чтоб тепло ее костраВесна – девица краснаВсей душою ощутила,В свои права, Весна, вступай,Природой править начинай!
Ведущий Отойдем подальше и скажем Масленице прощальные слова!
(Все встают вокруг чучела) .
Все вместе:
Гори, гори ясно,Чтобы не погасло,Чтобы все метелиРазом улетели.Чтобы птички пели,Небеса синели.Ну, а все невзгоды,Холод, непогоды,Зимние морозы,Неудачи, слезы Пусть они сгорают.Гори, гори ясно,Чтобы не погасло!
Сжигают чучело, угощают всех блинами, которые принесли родители.
2-й скоморох.
До свиданья, до свиданья,До свиданья через год!Через год на это местоПриходи, честной народ.Будут снова чудеса,Будут развлечения,А теперь прощаемсяВсе без исключения !
После проведения праздника оформляется фотоотчёт.
15