Статья Забота об одаренных детях
Иванова Алена Васильевна,
учитель русского языка и литературы , I категория, МКОУ ЧСОШ № 13
sk.63@mail.ru
Система работы с одаренными детьми по филологии.
Забота об одаренных детях – одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, творческие выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как у детей появляется возможность проявить свои неординарные способности, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами.
Предметные олимпиады являются действенным способом не только выявления, но и развития детской одаренности. Подобные творческие соревнования учащихся позволяют увидеть наиболее способных в области литературы и лингвистики. Подготовка детей к олимпиаде пробуждает интерес к научному изучению русского языка и развитию творческих способностей учащихся.
Начальный этап – олимпиады на уровне класса и школы – позволяет привлечь к выполнению нестандартных, творческих заданий наибольшее количество учащихся с признаками одаренности. Участие в школьной олимпиаде предполагает личностное развитие.
В олимпиады надо включать вопросы для расширения кругозора учащихся.
Готовя детей к олимпиаде по русскому языку, необходимо опираться на языковое чутье и смекалку школьника. Подготовка детей к олимпиаде предполагает серьезную, планомерную системную работу.
Работу по подготовке к олимпиадам я провожу на уроках и во внеурочное время. Уже в 5 классе я стараюсь на каждом уроке использовать лингвистические задания на развитие логического мышления, много внимания уделяю заданиям по орфоэпии, этимологии слов, фразеологии, морфемике, работаю со сложными случаями постановки знаков препинания в предложениях. Знакомлю детей с разными видами словарей и известными лингвистами. В 7 классе веду кружок «Занимательный русский язык», в 9 и 11 классах – факультатив «Секреты русского языка».
Работа, проводимая в системе, дает свои результаты.
В этом году моя ученица 7 класса Крутенкова Светлана стала призером районного тура олимпиады по русскому языку, Макарова Юлия, ученица 11 класса, уже несколько лет подряд была победителем районного тура олимпиады. Мои ученики регулярно принимают участие в дистанционных конкурсах, получая высокие результаты. В прошлом году Макарова Юлия заняла 1 место во всероссийском чемпионате по филологии.
Не менее интенсивно идет подготовка детей к олимпиаде по литературе. На мой взгляд, здесь важно выбрать того ученика, который с интересом относится к чтению книг не только по программе, но и сверх нее, который заинтересован этим предметом.
Подготовка к олимпиаде по литературе достаточно объемная. Чаще всего я начинаю с теории литературы. Отрабатываю роды и жанры. Углубляю знания по теме и идее произведения. Учащиеся знакомятся с планом анализа лирических и прозаических произведений. Тренируются как под моим руководством, так и самостоятельно. Несколько занятий посвящаю работе над изобразительно-выразительными средствами языка. Обязательно подробно знакомлю с основными направлениями в литературе.
С интересом изучают школьники сведения о родовых поместьях писателей и их псевдонимы. Участникам олимпиад предлагается прочитать ряд книг современных авторов.
На занятиях по подготовке к олимпиаде отводится время для изучения материала ЕГЭ по литературе. Уже второй год я готовлю свою ученицу Авдюкову Светлану к ЕГЭ по литературе. В этом году она стала победителем районного тура олимпиады по литературе и в январе 2014 года будет представлять наш Богучанский район в г. Красноярске.
Необходимо уделять внимание творчеству учащихся и их умению создавать собственные высказывания различных стилей и жанров. Дети пишут сочинения-рассуждения,эссе, статьи на разнообразные темы. Со своими работами участвуют в краевых конкурсах сочинений. В 2012 году работы Крутенковой С. и Авдюковой С. заняли призовые места. В этом учебном году пять работ отправлены на конкурс «Проба пера», три работы на конкурс «Мой сказочный край», две – на конкурс «Птица счастья».
Важно помнить, что ученик не сможет выступить успешно, если имеет недостаточно знаний по истории, обществознанию, краеведению и другим предметам. Поэтому я поддерживаю связь с коллегами и очень благодарна им за ту помощь, которую они оказывают мне при подготовке учащихся к олимпиаде.
Одаренные дети, как правило, хорошо занимаются по многим предметам. Поэтому пусть они сами решат, какой предмет для них важнее.
Если у них есть желание познать русский язык и литературу глубже, то с ними надо много работать.