Реферат по педагогике на тему: Концепция духовно-нравственного воспитания гражданина России (руководитель Боева Екатерина Михайловна)
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Орловской области
«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
II КОНКУРС ПРОЕКТНЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА РОССИИ
РЕФЕРАТ
Выполнил: Болдёнков Дмитрий Сергеевич
студент 2 курса специальности 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном
образовании
Руководитель: Боева Екатерина Михайловна
преподаватель педагогики
с. Плещеево
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение………………………………………………………………………3-4
Глава I. Роль духовно-нравственного воспитания в становлении личности школьника…………………………………………………………………….5-6
1.1. Цели и задачи духовно-нравственного воспитания………………7-9
1.2. Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования…………………………………………………………………...10-12
1.3. Основные принципы организации духовно-нравственного воспитания........................................................................................................13-17
Глава II. Содержание нравственного воспитания………………………...18-19
2.1. Формы и методы нравственного воспитания…………………….20-21
2.2. Взаимодействие школы, семьи, институтов гражданского общества в духовно – нравственном воспитании школьников…………………...........22-23
2.3. Роль христианской морали в нравственном совершенствовании личности…………………………………………………………………….24-26
Заключение…………………………………… ………...……………………..27
Литература……………………………………………………………………...28
Введение.
Мы выбрали данную тему, потому что проблема духовно-нравственного воспитания является важной задачей в воспитании подросткового поколения. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и экономической неустроенности.
Наша проблема сейчас актуальна, так как духовно-нравственное воспитание связано с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Целью нашей работы стало: выявить роль духовно-нравственного воспитания в становлении личности школьника, изучить цели и задачи духовно-нравственного воспитания и основные принципы его организации.
Для реализации наших целей мы поставили перед собой следующие задачи:
– проанализировать проблему духовно-нравственного воспитания личности, используя научную литературу зарубежных и отечественных исследователей по данной теме;
- определить цели и задачи духовно – нравственного воспитания;
- определить основные принципы организации духовно – нравственного воспитания;
- определить ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования.
В работе над рефератом нами использовалась Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС второго поколения), в которой был раскрыт вопрос о взаимодействии школы, семьи и институтов гражданского общества в духовно – нравственном воспитании школьников. Интересной и полезной оказалась книга В.В. Воронова «Педагогика школы: новый стандарт». В ней были сформулированы основные цели и задачи духовно – нравственного воспитания личности и ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования. Не мало важную роль с играла для нас книга по педагогике (автор И.П. Подласый). В ней мы нашли основные формы и методы нравственного воспитания.
ГЛАВА I. РОЛЬ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.
Духовно-нравственное воспитание – это, по сути, основа всей многогранной системы воспитания подрастающего поколения. Воспитывая ребенка нравственно, мы стремимся так воздействовать на его личность, чтобы у него складывались взгляды на поведение; при этом мы побуждаем нравственную активность самого ребенка, который сам усваивает моральные нормы, сам вырабатывает жизненные позиции и руководствуется ими в отношении к действительности, к Родине, к труду, к людям, к своим обязанностям и к самому себе.
Духовно-нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду; в школе оно приобретает еще большую систематичность и целенаправленность. Педагоги в тесном союзе с родителями заботятся о воспитании подрастающем поколении подлинно общественной активности, нравственности, которые не ограничиваются личным самоусовершенствованием, а требуют обязательного участия в совершенствовании всей окружающей жизни.
В начальных классах ребенок не только овладевает основами знаний – у него уже закладываются основы характера, воли всего нравственного облика. Если эти основы «добротные», то развитие ребенка идет должным образом. Было бы неверным рассматривать нравственное воспитание только как особый раздел воспитания. Ведь духовно- нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность и интеллектуальную сферу, ибо проявление нравственности и духовности связаны с отношением к обществу, окружающим людям, к труду, к вещам и к самому себе.
Воспитание вообще и духовно-нравственное воспитание в частности – эти два понятия неотделимы друг от друга. Потому что воспитание предусматривает прежде всего привитие детям тех моральных качеств, ценностей, привычек, которые принято называть духовно-нравственными. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает.
Обеспечение духовно-нравственного воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
укреплению национальной безопасности.
Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования.
Выступая в ноябре 2008 года перед Федеральным Собранием Российской Федерации, Президент России Д.А. Медведев заявил: «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек». Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.
Основным содержанием духовно-нравственного воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Критерием систематизации базовых национальных ценностей, разделения их по определенным группам являются источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но также для организации жизни в нашей стране. Эта система определяет самосознание российского народа, расставляет приоритеты общественного и личностного развития, определяет характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни. Воспитательное и обучающее пространство общеобразовательной школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны.
Эти ценности выражают суть общенациональной максимы: «Мы – российский народ». Это то, что объединяет всех россиян, придает им единую идейность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом.
Основные принципы организации духовно-нравственного воспитания.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
нравственного примера педагога;
социально-педагогического партнёрства;
индивидуально-личностного развития;
интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
социальной востребованности воспитания.
Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.
В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя.
Необходимо существенно повысить государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи.
В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Организация социально-педагогического партнёрства может осуществляться путём согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ.
Развитие социально-педагогического партнёрства должно стать приоритетной сферой государственной политики. Индивидуально-личностное развитие являлось приоритетом отечественной педагогики 90-х гг. ХХ в. и остаётся одной из важнейших задач современного образования. В пространстве духовно-нравственного воспитание приобретает полноту своей реализации.
Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т.е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания. Одной из таких программ может быть обучение духовным основам религиозной культуры и светской жизни.
Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся. Это воспитательная задача, на решение которой направлена учебно-воспитательная деятельность.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
истории России, российских народов, своей семьи, рода;
жизненного опыта своих родителей, предков;
традиционных российских религий;
произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
фольклора народов России;
общественно полезной и личностно значимой деятельности;
учебных дисциплин;
других источников информации и научного знания.
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного воспитания личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.
Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.
Духовно-нравственное воспитание достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Таких проблем в России множество, и они не уходят даже из жизни самых благополучных, динамично развивающихся стран. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя.
Программы духовно-нравственного воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России. Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодёжные движения, организации, сообщества. Они должны иметь исторически и социально значимые цели и программы их достижения.
Организация воспитательного процесса в системе «школа — семья — социум» потребует педагогов, способных не только учить, но и воспитывать обучающихся.
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
Содержание духовно-нравственного воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Духовно-нравственное воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:
усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;
содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.
Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
семейной жизни;
культурно-регионального сообщества;
культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии;
российской гражданской нации;
мирового сообщества.
Формы и методы нравственного воспитания.
Формы нравственного воспитания бывают индивидуальными и массовыми (промежуточные — в небольших группах). Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки и в известной мере дополняют друг друга.
Индивидуальное нравственное воспитание позволяет в большей мере учесть особенности внутреннего мира, условий жизни того или иного индивида, использовать наиболее эффективные в данном случае методы влияния. Кроме того, в индивидуальном воспитании происходит непосредственное взаимодействие двух личностей: воспитателя и воспитуемого. В результате возникает неповторимая, эмоционально-нравственная атмосфера, своеобразное магнитное поле между полюсами двух сердец.
В определенной мере недостатки индивидуального нравственного воспитания преодолеваются в воспитании массовом, которое к тому же усиливает позитивное воздействие индивидуальной работы. Хорошо известно, что в коллективах нередко возникает та духовная атмосфера, которая активно содействует выработке моральных убеждений личности, приобщению ее к нравственной культуре. В коллективах срабатывают механизмы коллективной психологии (подражание, внушение и т.д.), которые также оказывают воздействие на нравственный мир человека. И весьма важно не ограничиваться одним лишь нравственным просвещением, но формировать навыки нравственного поведения.
Методы нравственного воспитания:
методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);
методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которым стремится человек. Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. Самосовершенствование - процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества. Для младших подростков характерно стремление к самовоспитанию. К окончанию школы у некоторых юношей и девушек возникает духовная потребность сознательного самосовершенствования. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
Взаимодействие школы, семьи и институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании школьников.
Духовно-нравственное воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Религия присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывает до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара. Всеобщность религии – один из самых впечатляющих фактов всемирной истории. Она представляет собой неотъемлемый элемент культурно-исторического развития и духовного мира отдельного человека и человеческих сообществ. Знание и понимание этого феномена, приобщение к религиозной культуре исключительно важны для полноценного образования и духовно-нравственного становления личности.
Гражданская национальная идентичность в современной России – неотъемлемое условие развития общества и государства. Наша гражданская идентичность основана на нравственных ценностях нашего народа. При этом важным компонентом национальной концепции «Мы – российский народ» является отечественная религиозно-культурная традиция, включающая в себя традиционные российские религии, гармонию их отношений и взаимодействий.
Сегодня светская и религиозная стороны жизни зачастую охватывают разные сферы личностного опыта. Задача школьного воспитания – формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта. Сотрудничество культуры, науки и религии в воспитании, понимание того, что нравственные основы мотивации поведения человека имеют непреходящую ценность, можно направить в русло социального творчества. Под ним понимается любая созидательная деятельность во имя общественного блага. Для этого воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный и др.), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др.) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота.
Школа и традиционные российские религиозные организации совместно с общественными организациями, а также с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития россиянина. Вопрос, следовательно, состоит не в том, может ли религиозная организация участвовать в воспитании и социализации школьников. Не только может, но и должна в силу того, что это часть ее миссии в мире. Религии способны обеспечить чистоту, основательность и устойчивость нравственности и общественной морали. Это особенно характерно для этико-центричных культур, к которым, безусловно, относится культура России.
Необходимо педагогически интегрировать духовную ответственность всех традиционных российских конфессий и религиозных организаций в возрождаемую в настоящее время государственно-общественную систему обучения, воспитания и социализации детей и молодежи. В ней не может быть обособленных фрагментов, социальных групп, преследующих свои, сугубо односторонние интересы. Каждая особая часть этой системы, сохраняя свои принципы, содержание, традиции, должна содействовать достижению общенациональной цели – духовно-нравственному воспитанию гражданина России. Если гражданская идентичность ослабляется или разрушается, то глубокие трещины идут по всем поддерживающим ее компонентам.
Роль христианской морали в нравственном
совершенствовании личности.
Советские исследователи в прошлом исходили из того, что нравственность отнюдь не связана с религией неразрывными узами и человеку, чтобы быть высоконравственным, нет никакой надобности непременно обращаться к Богу. Религиозные авторитеты, наоборот, учили и учат, что источником нравственности, нравственного развития личности может быть только религиозная вера, что только она выступают колыбелью и хранительницей нравственных ценностей, всех духовных богатств общества.
Как нетрудно догадаться, эти два крайних подхода к религии, её роли в нравственном развитии человечества препятствуют выработке объективного взгляда на место религиозных моральных ценностей в историческом развитии общества.
Если иметь ввиду, что большую часть населения нашей планеты составляют верующие, которые видят в религии гуманистическую основу духовной жизни человека, да и не малое количество людей, формально неверующих, также считают её действенным средством нравственного воспитания.
Сегодня, когда духовная культура общества переживает период глубокого кризиса, а образовавшаяся в «посткоммунистический» период ниша в мировоззрении людей во многом заполнена религиозными представлениями, в духовно-нравственном возрождении личности религиозным ценностям, наряду с другими социальными ценностями, должна быть отведена не последняя роль.
Очевидно, что совершенным не является хорошо воспитанный и естественно, спонтанно добрый человек. Нравственное совершенство не вытекает лишь из воспитания, характера или благоприятных обстоятельств; оно представляет собой результат целенаправленных усилий человека по изменению себя, его стремления соответствовать тому образу совершенства, который содержится в нравственном идеале.
Мы уже неоднократно отмечаем, что через мораль представлена одна из сторон (один из моментов) духовной жизни, что мораль является одним из механизмов одухотворения человека. Но понятие духовности неочевидно и нуждается в дополнительном прояснении.
Духовность совершенно справедливо понимается как обращенность человека к высшим ценностям — к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу — одухотвориться.
Не всякие культурные нормы духовны. Многообразие культурного опыта включает в себя и гигиену, и письмо, и гимнастику с атлетикой, и этикет, и наслаждение, и зарабатывание денег, и извлечение прибыли и т.д. Так что культура сама по себе, без обращенности к идеалу не является духовной.
Это не значит, что гигиена или гимнастика (даже тогда, когда речь идет о гимнастике именно тела, а не «гимнастике души») непременно недуховны или бездуховны. Например, известны случаи, когда сохранение привычки ежедневно чистить зубы щеткой было не просто выполнением элементарного гигиенического требования, но формой самосохранения себя как личности в нечеловеческих условиях, а значит, противостояния нечеловеческим условиям жизни, борьбы с ними.
Возьмем другой пример — наслаждения. Исключительная склонность к наслаждениям справедливо расценивается как угроза нравственному и духовному здоровью личности. Однако в ригористичной и лицемерной социальной среде ценности наслаждения могут восприниматься как выражение личной автономии, социальной неангажированности. Следование этим ценностям может позволить индивиду проявить свою независимость по отношению к рутинным социальным регулятивам, возвыситься над обыденностью каждодневного существования.
В противостоянии природному обнаруживается духовность. Но духовность обнаруживается и в противостоянии социальности. Как было сказано, в сфере духовной культуры человек возвышается над каждодневным, внутренне освобождается от его зависимостей (материальных, социальных, психических). Но не всякие иноположенные (и противопоставленные) каждодневности ценностные представления и нормы непременно духовны. Преодоление природного, обыденного действительно может быть выражением духовности, если не принимает формы ухода, бегства от действительности. В продолжительном или последовательном эскапизме человек не одухотворяется. Более того, он легко утрачивает собственную одухотворенность.
Заключение.
Духовно-нравственное воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Литература:
1. Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт. – М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2012. – 288 с.
2. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. –С.49.
3. Подласый И.П. Педагогика новый курс. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 256 с.
4. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский – М.: РИО МГТА, 2003.
5. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». ФГОС второго поколения.