Картинка как средство обучения иностранному языку
Картинка как средство обучения иностранному языку
Картинка является одним из наиболее популярных и уникальных средств обучения иностранному языку. В преподавании иностранных языков картинка используется издавна, причём в самых разных методических целях. Своего дидактического значения картинка не потеряла и в наше время.
Чем же обусловлена столь высокая “жизнеспособность” картинки как средства обучения иностранному языку?
1. Картинка непроизвольно активизирует память, мышление и воображение учащихся.
2. Использование картинок позволяет резко сократить долю родной речи на уроке иностранного языка.
3. С помощью картинок можно вызвать учащихся на высказывание нужного содержания, с использованием нужного языкового материала.
4. Нужная картинка легко может быть изготовлена или подобрана в той необозримой массе изобразительной продукции, которая выпускается и циркулирует в современном обществе.
5. Картинка проста и надёжна в использовании.
Различают следующие типы учебных демонстрационных картинок:
1. Предметные картинки.
На предметных картинках изображены типичные (“обезличенные”) представители своего класса явлений: предметы, люди, животные, растения и т. п. Например: мяч, школа, ученик, рабочий, лошадь, собака, дерево, цветы. Предметные демонстрационные картинки используются для введения и закрепления новой лексики.
2. Картинки "единичного действия".
Картинки “единичного действия” отображают отдельные повседневные действия людей и животных. Например: ребята катаются на лыжах (коньках), мальчик обедает, девочка делает уроки, мужчина (женщина) переходит через улицу, собака лает и т. п. Сюда же относятся картинки с изображением единичного действия. Например: идёт дождь (снег), гроза, на реке ледоход и т. п.
3. Тематические картинки.
Тематические картинки отображают характерный для некоторой области (сферы) действительности набор предметов, персонажей, действий. Ср., например, картинки “Комната”, “Семья”, “На спортплощадке”. Тематические демонстрационные картинки используются для введения и речевой реализации новой лексики, и для развития навыков говорения.
4. Ситуативные картинки.
Так, например, если на картинке мы видим, как мальчик (девочка) сажает дерево, то скорее всего это картинка “единичного действия”. Если же мы видим, что посадка дерева происходит весной у здания школы, что работают также учителя и другие ученики, то такая картинка будет уже ситуативной. Демонстрационные ситуативные картинки используются главным образом для развития навыка говорения.
5. ситуативные картинки.
Диалого – ситуативные картинки вводят зрителя в ситуацию диалогической речи: они знакомят зрителя с участниками диалога, дают некоторое представление о месте и времени диалога. Все диалого – ситуативные картинки могут быть подразделены на два вида:
a) Картинки, которые позволяют догадываться, о чём говорят персонажи диалога (ср., например, картинки: “Учитель входит в класс”, “Мальчик даёт девочке книгу”);
b) Картинки, которые не позволяют догадываться, о чём идёт речь (ср., например, картинки: “Двое говорят по телефону”, “Двое говорят на улице”).
6. Видовые картинки (фото).
Видовые картинки отображают объекты знакомой или незнакомой учащимся действительности: виды городов, памятников, достопримечательных мест, разного рода символики и т. п. Учебное назначение демонстрационных видовых картинок дать учащимся живое представление об объектах незнакомой им действительности или служить наглядной опорой для пояснительных высказываний учащихся об объектах знакомой им действительности.
7. Портретные картинки (фото).
Портретные картинки отображают внешний облик известных и неизвестных учащимся лиц и персонажей повествования. Учебное назначение демонстрационных портретных картинок служить наглядной опорой для восприятия учащимися рассказа о неизвестном им лице, для расспроса учащимися учителя о незнакомом им лице, для высказывания учащихся о знакомом им лице.
8. Иллюстративные картинки.
Иллюстративные картинки отображают тот или иной фрагмент содержания читаемого учащимися иностранного текста. Демонстрационные иллюстративные картинки служат более полному пониманию учащимися отдельных фрагментов читаемого текста, они используются для контроля понимания прочитанного, а также в качестве наглядной основы для высказываний учащихся.
9. Сюжетная серия картинок.
Сюжетная серия картинок это ряд взаимосвязанных по содержанию картинок, отображающих развитие некоторого жизненного события во времени и пространстве. По существу сюжетная серия картинок представляет собой рисованный диафильм. При обучении иностранному языку демонстрационная сюжетная серия картинок может служить наглядной опорой для восприятия учащимися со слуха иноязычной речи.