Урок по русскому языку для 2 класса «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Буква ь на конце и в середине слова».


КОНСПЕКТ
пробного урока русского языка
Учебник «Русский язык». Автор(ы) Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.
Класс 2 . Стр. 133.
Образовательная система (модель) «Школа 2100».
ТЕМА: «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Буква ь на конце и в середине слова».
Составила студентка 341 группы
Быкова Фаина Николаевна
МОУ СОШ № 12, класс 2 «а», каб. № 24.
___________
Цель урока: формировать умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью буквы ь и букв: е, ё, ю, я и писать слова с мягким знаком в середине и конце слова.
Задачи урока.
Личностные:
Формировать устойчивое желание учиться.
Предметные:
Расширять словарный запас учащихся через значение словарных слов.
Актуализировать знания детей о звуках речи.
Развивать умения писать и переносить слова с буквой ь в середине слова.
Продолжить обучение моделированию.
Развивать орфографическую зоркость через умения писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Развивать память, внимание, мышление.
Воспитывать интерес к русскому языку через познание нового.
Метапредметные (УУД):
Формировать умение работать в парах (коммуникативное УУД)
Формировать умение самоконтроля (регулятивное УУД)
Развивать обобщенные способы мышления через моделирование (познавательное УУД)
( вид УУД: регулятивное, познавательное, коммуникативное)
Тип урока: урок открытия новых знаний, урок закрепления, урок повторения, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок развития речи, контрольный урок, урок работы над ошибками (нужное подчеркнуть)
Тип знания. (Для урока открытия новых знаний)
Оборудование.
У учителя: картинки, карточки со словами, учебник, презентация.
У учащихся: ручка, карандаш, ластик, тетрадь, учебник.
Оформление доски
с.126, упр.189.
Минутка чистописания (ошибки)
Алфавит, Отечество, учитель, воробей, человек.
2, 3, 6, 8, 10.

Библиографический список:
Например:
М. А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» 2 класс – «Баласс» 2002, с.87.
Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. «Русский язык» 2 класс – М, «Баласс» 1997, 2003, с. 117.
С. И. Ожегов. Толковый словарь.
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Организация начала урока
Цель. Создать условия для вхождения обучающихся в учебную деятельность
Задачи:
1. Настроить обучающихся на урок.
- Ребята, я бы хотела, чтобы на уроке вы следовали следующему четверостишию:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять -
Буду грамотно писать.
- О каком уроке можно сказать, что он пошел ребятам впрок?
-Поднимите руку, кто хочет, чтобы сегодняшний урок был для него полезным?
-Поэтому ребята, мы с вами сегодня будем очень внимательными и активными на уроке. Дети приветствуют учителя.
- Об уроке, который прошел с пользой, в ходе которого ребята узнали что - то новое для себя.
Дети подняли руки.
Минутка чистописания
Задачи:
Совершенствовать скоропись через безотрывное письмо.
Добиться одинаковой высоты и ширины элементов букв.
Добиться одинакового наклона букв.
2.Минутка чистописания
- Ребята, наш урок русского языка мы начнем с минутки чистописания.
- Сегодня на минутке чистописания мы с вами будем совершенствовать свое письмо, свой подчерк. Откройте, пожалуйста, свои тетради по чистописанию на странице 39 и найдите урок №93.
-Рассмотрите задание для минутки чистописания.
- Письмо, каких буквы сегодня будем улучшать?
- Назовите основные ошибки в письме этих букв? (появляются карточки)
- О чем нужно помнить при написании этих букв?
- Какие качества письма будем совершенствовать при написании этих слов?
- А у кого еще не все буквы одинаковой высоты и ширины?
- Поднимите руку и скажите, над, чем кому еще надо поработать?
-Кто знает, как решить эту задачу? - С минутки чистописания.
- Ж, Ш, И.
- Разный наклон элементов.
- Разная ширина элементов.
- Что наклон и ширина каждого элемента должны быть одинаковыми.
- Ширину, высоту и наклон.
- Чтобы проверить, насколько у вас одинаковая ширина элементов, вы можете сверху карандашом провести дужки. Если дужки одинаковой ширины, то ширина элементов одинаковая, в противном случае неправильная.
- Чтобы добиться правильного наклона, можно использовать прием «включение бокового зрения».
- Ответы детей.
Словарно – орфографическая работа
Задачи:
Совершенствовать умения писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Способствовать развитию речи учащихся, обогащению словаря через составление предложений.
Формировать умение работать в парах.
Формировать умение самоконтроля.
Расширять словарный запас учащихся через значение словарных слов.
- Теперь открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа.
- Ребята, а сейчас мы проведем словарно - орфографическую работу, которая называется «толковый» словарь.
- А что мы узнаем в толковых словарях?
- Я, сейчас не называя словарного слова, буду читать вам значение слова. А вы должны угадать, что это слово и записать его в тетрадь.
Начинаем писать с красной строки, с заглавной буквы, в строчку через запятую. В словах ставим ударение и подчеркиваем орфограмму.
- Кто не понял, как выполнять задание?
- Слушайте значение первого слова:
Порядок букв, принятый в азбуке.
Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.
Лицо, которое обучает чему-нибудь.
Маленькая птичка с серо-чёрным оперением.
Живое существо, обладающее даром мышления и речи.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки простой карандаш и сверьте написанное с доской. (на доске открываю слова)
- Поднимите, руку у кого не было ошибок? (поставьте на полях 5)
- У кого 1 ошибка? (поставьте 4)
- В каких словах вы допустили ошибки?
- Поделитесь с товарищами приемами запоминания слов.
- Ребята, вы можете еще раз дома прописать те слова, в которых вы допустили ошибки. - Дети слушают задание.
- Значение слов.
- Алфавит(дети называют, потом записывают).
- Отечество.
- Учитель.
- Воробей.
- Человек.
- Дети проверяют тетрадь соседа.
Актуализация знаний по теме. Формулировка темы и задач.
Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания и замотивировать их на изучение нового материала.
Задачи:
Актуализировать знания детей о звуках
4.Актуализация знаний, необходимых для изучения нового знания.
– Закончите предложения:
а) Звуки речи делятся на …
б) Гласные звуки бывают …
в) Согласные звуки делятся на …. и …, а также … и …
г) Твёрдые и мягкие звуки бывают … и …
д) Непарные мягкие звуки – это …
е) Не обозначают звуков буквы … (на слайде) - Гласные и согласные.
- Ударные и безударные.
- Твёрдые и мягкие, глухие и звонкие.
- Парные и непарные.
- [ч], [щ], [й].
- ь и ъ.
Изучение нового материала.
Цель. Организовать поиск решения учебной проблемы.
Задачи:
Познакомить детей со способами обозначения мягкости согласных звуков на письме.
Познакомить с написанием ь знака в разных частях слова.
Развивать умения писать и переносить слова с буквой ь в середине слова.
- На доске слова:

лейка
плюс
мясо
зяблик
синие
- Какой звук обозначает подчеркнутая буква эль?
- Откуда мы знаем, что букву эль надо читать мягко?
- Во втором слове назовите звук, который обозначает подчеркнутая буква?
- Откуда мы знаем, что букву эль надо читать мягко?
- А в третьем слове, какой звук обозначает буква эм?
- Какой звук обозначает буква зэ в слове зяблик?
- Найдите в столбике слово, где буква е не обозначает мягкость согласного звука.
- Какие звуки обозначает эта буква?
- Ребята, давайте сделаем вывод, с помощью каких букв обозначается мягкость согласных звуков на письме?
- Прочитайте слова второго столбика:
руль
соль
конь
день
- Есть ли в слове мягкий согласный звук?
- Где он находиться?
- Назовите его.
- Откуда вы узнали, что эту букву нужно читать мягко?
- Где мягкий знак выходит на работу?
- Вот это место в слове орфограмма.
- Как будем узнавать это орфограмму?
- Назовите мягкие согласные звуки в остальных словах.
- Почему в остальных словах тоже надо писать мягкий знак?
- Есть ли в данных словах еще мягкие согласные звуки?
- Назовите их.
- Какая буква дала команду согласному звуку читайся мягко?
- Давайте подчеркнем ее двумя чертами, а букву которую обозначает мягкий согласный звук 1 чертой.
- Прочитайте слова 3-го столбика:
банька
пальто
редька
- Есть ли в словах мягкие согласные звуки?
- Где они стоят?
- Перед какими согласными звуками?
- Как обозначить его мягкость?
- Когда же в середине слова надо писать мягкий знак для обозначения мягкости? - Звук [л’].
- Т.к. буква И дает команду букве ЭЛЬ читайся мягко. (и на доску)
- Звук [л’].
- Буква Ю дает команду букве ЭЛЬ читайся мягко. (и на доску)
- [м’]
- [з’]
- Слово синие.
- [йэ]
- С помощью букв е, ё, ю, я, и.
- Есть.
- На конце слова.
- [л’].
- Т.к. после нее стоит мягкий знак.
- В конце слова.
- Если на конце слова слышим мягкий согласный звук, значит надо писать ь знак.
- [л’], [н’].
- Т. к. на конце слов слышим мягкие согласные звуки, надо писать ь знак.
- Есть.
- [д’]
- Буква е.
- Есть.
- Перед согл.
- Мягкими.
- С помощью мягкого знака.
- После мягкого согласного звука.
Воспроизведение нового знания.
Задачи:
Помочь детям осмыслить правило.
Продолжить обучение моделированию.
Работа над правилом.
- Прочитайте правило в рамке.
– Сколько частей в правиле?
– Назовите ключевые слова в 1-й части.
– Какое важное слово пропущено во 2-ом правиле?
- Чит. правило.
- После любой согласной буквы пишется мягкий знак?
- А после какой?
– Как обозначается мягкость согласных звуков на письме?
– Могут ли гласные е, ё, ю, и, я обозначать мягкость согласных в начале слова, после согласных, после гласных?
Приведите примеры.
– Где пишется ь, если он обозначает мягкость согласного?
– С какой орфограммой ознакомились?
- Я составила схему по данному правилу:

е ь ь ё
ю я
и
- Зеленым кружочком я обозначила мягкий согласный звук, а красным гласный.
- Почему я от гласных поставила стрелочку к красному кружочку?
- Почему от гласных стрелочка к зеленому кружочку?
- Что обозначает 2 схема.
- А третья?
- 3 части.
- Мягкость согласных, буквы и, е, ю, я, ь.
- Нет.
- После буквы, которая обозначает мягкий согласный звук.
- С помощью букв и, е, ю, я, ь.
- В начале не могут, т. к. обозначают 2 звука. (юла)
- После согласных служат для обозначения мягкости (Лена).
- После гласных обозначают 2 звука (синие)
На конце и середине слова после мягких согласных звуков.
- Правописанием ь знака.
- Я поставила, какие буквы могут обозначать мягкость согласного.
- То, что мягкий знак может находиться на конце слов и служить для обозначения мягкого согласного звука.
- Мягкий знак пишется после мягкого согласного звука.
Упражнения в применении нового знания.
Задачи:
Развивать умение применять полученные знания на практике.
ФизминуткаРаз – подняться, потянуться
Два – нагнуться, разогнуться
Три – в ладоши 3 хлопка
Головою 3 кивка
На 4 ноги шире
5- руками помахать
6- за парты тихо сесть.
- Что учились?
- Чему дальше будем учиться?
Откройте страницу 125 и прочитайте задание к упр. 187.
- Прочитайте слова.
- Что у них общего?
- Почему в конце слов пишется ь?
- Давайте с комментированием будем записывать слова в тетрадь.
Слово боль – на конце слышу мягкий согласный звук л’ , поэтому на конце слова пишу ь знак. Мягкий знак подчеркиваю 1 чертой, букву, которую обозначает мягкость согласного звука 2-мя чертами.
(дети с объяснением записывают еще 2 слова: автомобиль, король)
Списывание с грамматическим заданием.
На слайде слова:
Люстра, пальто, морковь, песня, вишня, крепость.
– Выпишите сначала те слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами, а потом те, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь.
Проверка работы. На слайде появляются две группы:
Люстра, песня, вишня, крепость.
Пальто, морковь, крепость.
– Какое слово выписали дважды? Почему?
- Подчеркните в данных словах мягкий знак 1 чертой, а букву, обозначающую мягкий согласный звук 2-мя чертами.
- Где находиться мягкий знак в словах?
-Давайте поучимся писать мягкий знак в середине слова.
- Следующее упражнение, которое мы выполним упр. 188. (списывание с грамматическим заданием).
- Прочитайте задание.
– Что общего у слов?
– Где в слове находиться ь?
- Какой звук обозначает буква, после которой написан ь?
- Вот так, ребята, надо переносить слова.
- Сделайте вывод, как нужно переносить слова с ь?
- Давайте вспомним, как нужно переносить слова с мягким знаком в середине слова.
- Спишите эти, слова, разделяя их для переноса горизонтальной чертой, и подчеркните мягкий знак одной чертой. - Слышать мягкий согласный звук.
- Попробуем написать такие слова.
- Наличие мягкого знака.
- Потому что на конце слов мы слышим мягкий согласный звук.
Крепость, т.к. в нем есть и мягкий знак и буква обозначающая мягкость согласного звука е.
- В середине слова и в конце.
- После мягких согласных звуков
- Мягкий согласный звук.
- Редь- ка, боль-ной, поль-за.
- Нужно помнить, что буква ь от предшествующей буквы не отделяется:
Итог урока. Домашнее задание.
Цель. Подвести итог учебной деятельности
Задачи:
Подвести итоги по уроку.
Сделать выводы по теме.
Объяснить д.з.
- А теперь ребята, давайте подведем итог нашего урока.
- Какую тему мы сегодня изучили?
- Давайте вспомним, на какие вопросы мы ответили сегодня на уроке.
Запишите в дневники домашнее задание: с. 126, упр. 189. Дневники закрыли и послушайте, как надо выполнять задание: вам нужно разделить слова на группы и записать их по группам, разделяя на слоги. Выписать отдельно еще раз лишнее слово и объяснить, почему вы так решили.
- Кому задание не понятно поднимите руки? - Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Буква ь в начале и середине слова.
- Как обозначается мягкость согласных звуков? (с помощью мягкого знака и буква е, ё, ю, я, и)
- Где пишется ь знак? (в конце и середине слова)
- Для чего он служит? ( для обозначения мягкости предшествующего согласного звука)
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Задачи:
Определить насколько дети поняли тему с помощью приема незаконченных предложений.
- Посмотрите на доску, и скажите, кто из вас сегодня чему научился, кто что узнал, и что повторил. Дети отвечают.