Обучение грамоте Согласный глухой твердый звук [ш ]. Буквы Ш, ш


Тема:Согласный глухой твёрдый звук [ш ]. Буквы Ш,ш.Слайд№1 «Число/Тема урока»
Цель урока: познакомить учащихся с глухим твёрдым звуком [ ш];
упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ш»;
продолжить формирование умений практического определения звонкости-
глухости изучаемых звуков;
закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере
сравнения минимальных пар слов;
формировать умение читать предложения как относительно законченные по
смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукокопроизношения;
воспитывать культуру учебного труда
Ход урока:
I Организационный момент
Слайд№2 «Как здороваются»
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют учителя нашей гимназии. Поприветствуйте их.
Д (Оля): - Здравствуй! – ты скажешь человеку.
Д(Кристина): - Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
(Оля): И, наверно, не пойдёт в аптеку
(Кристина): И здоровым будет много лет.
II Повторение
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком, но сначала вспомним, чем звук отличается от буквы?
(Звук мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).
- На какие две группы делятся все звуки русского языка?
(На гласные и согласные).
Слайд№3 «Гласные и согласные звуки»
- В чем их отличие?
Слайд№4 «Домик звуков»
(Гласные звуки тянутся, поются и произносятся без препятствий, а согласные звуки – произносятся с препятствием, им мешают язык, губы и зубы.)
III Сообщение темы урока
- Узнать нам новый звук поможет музыка из известного и любимого мультфильма.
(Звучит мелодия «Пусть бегут неуклюже…»)
- Как называется сказка? (« Крокодил Гена и его друзья»)
- Кто автор сказки?
Слайд№5 «Портрет Э.Успенского»
Слайд№6 «Выставка книг писателя»
(Эдуард Успенский, портрет писателя, выставка книг).
- Назовите героев сказки.
Слайд№7 «Чебурашка, девочка Галя, крыска Лариска, лев Чандр, старуха Шапокляк…)
(Чебурашка, девочка Галя, крыска Лариска, старуха Шапокляк и др.)
- Ребята, старуха Шапокляк сегодня у нас на уроке. Но пугаться её не надо, она не будет хулиганить.
Мы просто объясним ей об одном интересном звуке в её имени и я думаю, что она заинтересуется , станет добрее и умнее.
На дом вам было задание: найти, что означает слово «шапокляк»? (Словарь Ожегова)
Слайд№8 «Значение слова «Шапокляк»»
«Шапокляк» (фр. Chapeau claque) – мужской головной убор, складная шляпа – цилиндр на пружинах.
- Какой первый звук мы слышим в имени нашей гостьи? ( [ш])
Слайд№9 « Шапокляк»
- В какой части слова? (В начале)
- В имени какого героя этой сказки, есть этот же звук? (Чебурашка)
Слайд№10 « Чебурашка»
- В какой части слова? (В середине)
IV Конструирование буквы «Ш»
Учитель: Хорошо. Итак, ребята, мы сегодня изучаем звук "ш", который обозначается буквами Ш, ш.
Слайд№11 «Согласный глухой твёрдый звук[ ш]. Буквы Ш,ш.Посмотрите, как эту букву нарисовала Шапокляк.
Слайд№12 «Весёлые буквы»
- Из каких элементов – шаблонов состоят буквы «Ш», «ш»?
(учащимся раздаются необходимые шаблоны и просьба сконструировать буквы «Ш», «ш»).
- На нашей «Ленте памяти» тоже появилась эта буква. Расскажите мне всё о ней.
V Физкультминутка
- Встаньте, а теперь поиграем:
- Я буду называть слова, а вы должны определить, с какой буквы они пишутся, если с заглавной, то вы встанете на носочки, если с маленькой – присядете.
( книга, Галя, друзья, Чандр, крыска, старуха, Гена, крокодил, Шапокляк, Успенский, лев)
- Какие слова пишутся с большой буквы? (Имена, отчества, фамилии людей, название городов, клички животных, начало предложения).
- Кто помнит стихотворение- правило о большой букве?
Дети (хором): Имена, фамилии,
Клички, города –
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда!
VI Работа с учебником
1) С.82
- Старуха Шапокляк приготовила для вас звуковые схемы. Прочитайте эти слова по слогам и орфоэпически.
Слайд№13 «Звуковые схемы слов»
[ш л* а п а ][д у ш ][ ш у б а]
[ ш ы н а]
[г р у ш ы ]- Сколько в слове слогов?
- Назовите ударный слог? На каком месте в слове … стоит буква «ш»?
- Дайте характеристику звуку [ ш].
(Звук согласный глухой, твёрдый)
- Назовите односложные слова.
- А двусложные? В чём отличие односложных и двусложных слов?
2) С.83
Слайд№14 «Слова- предметы, слова-признаки»
- Прочитайте, назовите к какой группе относятся выделенные слова: к словам-предметам(р) или к словам-признакам(ж)?
Ши – шина – машина – машины
Шил – сшил – перешил – перешила
Душ – душистый –душистая
Туш – тушить – затушить
Ша –груша –груши –грушка -грушевый
3) - Назовите в последней строке родственные слова?
- Какие слова мы называем родственными?
(Родственные слова – это слова близкие по смыслу, имеющие общий корень.)
4) - Прочитайте слова. Какими буквами отличаются данные слова?
Слайд№15 «Слова, которые отличаются одним звуком»
(Нас – наш, сесть – шесть, миска – мишка, крыса – крыша)
5) - Прочитайте слова. Назовите, каким звуком отличается эта пара слов?
(Мель – шмель, мука – мушка, утка- шутка, лапа – лапка, шёл – шёлк, умный – шумный)
Слайд№16 «Жадина»
6) С.83, рассказ «Жадина»
Слайд№17 « Вопросы к тексту»
- Кто автор стихотворения?
- Что просили у Гриши?
- Что он отвечал на все просьбы?
- Дайте характеристику главному герою этого стихотворения.
VII Игра:
- Шапокляк всегда ставила героев сказки в неудобное положение. Вот и вам она приготовила трудное задание:
Слайд №18 « Игра с буквами»
- Надо составить слова из букв: Ш Ш К
Ш Л Ш
Ш П ВН К
Ш П КЛ К

- Между этими буквами необходимо вставить гласные буквы. Какие слова у вас получатся?
Слайд№19 (Шишка, шишки, шашка, шашки.)
VIII Итог урока:
Если бы старуха Шапокляк, училась в нашем классе, как бы она ответила на этот вопросы?
Слайд№20 «Итог урока»
- Только вопросы задавать буду я, а отвечать на них будете вы.
- Что нового узнали на уроке?
– Какой звук обозначает буква «ш»?
- Назовите парные согласные звуки?
– Какие слова называются родственными?
– Какие слова являются односложными, двусложными?
– Как определить количество слогов в слове?
- Молодцы! Шапокляк ответила бы так же. Ведь она стала умнее и добрее. Посмотрите на неё.
-Как вы думаете, ребята, почему Шапокляк была вредной?
(Наверно, потому что она не посещала школу, не читала добрых книг, ни с кем не дружила.)
- Посмотрите, как даже внешне изменилась Шапокляк !(Она стала смешной и забавной: на ней шляпка, шарф, а на ногах туфли на шпильках.)
Слайд№21«Добрая старуха Шапокляк»!
Я думаю, что в конце урока, ей можно преподнести подарок, о котором вы узнаете, отгадав загадку:
Слайд№22 «Загадка»
Я и красный, и зеленый,
Я и голубой, и черный.
Только лишь надуй меня,
Улечу я в небеса.
( Это – воздушные шары).
Слайд№23 «Воздушные шары»
- Почему именно этот предмет мы ей сегодня подарим?
( Потому, это слово начинается на букву "Ш", с которой начинается имя героини. Именно их подарили герои сказки, чтобы Шапокляк улетела далеко. Но у нас она стала умнее и ей, наверное, понравилось учиться в школе и она еще захочет побывать у нас на уроках.)
XI Рефлексия:
- Похлопайте в ладоши те, кому из вас на уроке было интересно.
- Что вам понравилось на уроке?
- А теперь, похлопайте в ладоши те, кто открыл для себя на уроке что- то новое.
– Что на уроке вас удивило?
- Похлопайте в ладоши те, кому на уроке было трудно.
- Что показалось самым трудным?
Слайд№24 «Молодцы!» «Спасибо за урок!»