План-конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «ЗВУК [о], БУКВЫ О, о»

План-конспект открытого урока по литературному чтению
в 1 классе по теме: «ЗВУК [о], БУКВЫ О, о»
Учитель начальных классов: Кондакова Вера Валентиновна
22.09.2015г.
Задачи:
познакомить учащихся с гласным звуком [о] – ртораскрывателем;
учить акцентированному произнесению гласных звуков;
развивать фонематический слух;
обогащать словарный запас;
воспитывать трудолюбие.
Цели урока:
деятельностные:
Формирование учащихся способности чувствовать орфограмму
уточнение способа проверки нахождения гласного звука в слове


познавательные УУД:
работа со словарем происхождения слов и орфографическим словарем.

регулятивные УУД:
определение цели урока, исходя из того, с чем работали накануне.
проведение самооценки: как работал(а), что нового узнал(а), понял(а), что повторил(а).

Образовательные ресурсы: рисунки и схемы слов укунь, увцы, окну, дум, кут; карточки с заданиями и тестами; жетоны-шарики для мотивации ответов; справочный материал для развития речи; конструкция табличка со словами из словаря В.И. Даля; рисунок «Лесенка» и таблички с родственными словами; «шарики - фонарики» для проведения рефлексии»; «словарь настроений» для психологической минутки.

Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– С какими буквами вы познакомились на предыдущем уроке?
– Какой звук они обозначают?
– Звук [а] – гласный или согласный?
– Почему гласный?
– Как охают больные? (Ох-ох!)
– С какого звука они начинают стонать? (Со звука [о].)
– Значит, сегодня мы с вами познакомимся с каким звуком? (Со звуком [о].)
– А еще мы познакомимся с буквами О, о, которые обозначают звук [о].
III. Упражнение в звуковом воспроизведении слов, заданных рисунками и схемами.
– В левом верхнем углу учебника нарисован смешной человечек, который просит вас произнести звук [о].
Дети произносят звук [о].
– Обратите внимание на форму открытого рта.
– Обратите внимание на то, что звук [о] можно пропеть и что ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта, незаметен.
Это можно проверить с помощью листа бумаги, поднесенного ко рту.
– Сравните произношение звуков [о] и [а].
– Сравните произношение звуков [о] и [б].
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что нарисовано на первой картинке? (Осы.)
– Произнесите это слово в замедленном темпе, интонируя каждый звук, и соотнесите их последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы. (О с ы .)
– Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука.
Учитель держит указку на кружке.
– На каком месте в слове находится звук [о]?
Аналогичная работа проводится со словами и схемами: укунь, увцы, окну, дум, кут.
Справочный материал для развития речи
Оса – жалящее насекомое с продолговатым полосатым брюшком.
Осиная талия – очень тонкая талия.
Осы живут в улье.
.
– Отгадайте загадку.
Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Осы.)
Окунь – пресноводная рыба с красноватыми нижними плавниками.
Папа поймал два окуня.
.
– Окунь назван так за красивые глаза, а точнее, просто за глаза. У окуня глаза очень большие, потому он и «окунь». «Окунь» от слова «око», а «око», как известно, и есть «глаз».
Овца – небольшое домашнее жвачное животное с изогнутыми рогами и густой волнистой шерстью.
– Отгадайте загадку.
По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (Овца.)
На лугу пасутся овцы.
.
– Объясните значение крылатых выражений:
 заблудшая овечка (овца) – так говорят про сбившегося с верного жизненного пути человека;
 кроткий, как овечка – про тихих, покорных людей.
Дом – жилое здание.
В городе строят новые дома.
.
Маша живет в кирпичном доме.
.
Кот – домашнее животное.
– Отгадайте загадку.
Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище. (Кот.)
– Все кошки – замечательные охотницы, они очень похожи на своих диких родственников. У домашней кошки долгая и славная история. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно стали свозить в хранилища, в амбары. Тут-то и набросились на добро крысы и мыши. Чтобы избавиться от них, человек приручил кошку.
Физкультминутка
IV. Анализ и конструирование печатных букв О, о.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Е. Тарлапан
V. Формулирование правила.
Буква «о» обозначает гласный звук [о].
VI. Занимательные задания.
1. Развитие памяти, внимания.
– Кто больше запомнит слов со звуком [о]?
Орел облетал округу, оглядывал острым орлиным оком озеро, овраг, опушку, осинник.
– Ого! Овечки! Отличный обед! – обрадовался орел.
Облюбовал он одну овечку. Ой! Оказалась овечка облачком. Обманулся орел.
Облако обернулось отважным охотником. Отогнал охотник орла.
Л. Яхнин
2. Игра «Лесенка».
– Подберите слова так, чтобы звук [о] постепенно перемещался с первого места на последнее, то есть в конец слова.
осень овцы
нож косы
стол крот
перо окно
– Придумайте слова на «о», начиная с двух букв, постепенно прибавляя по одной букве.
ох
оса
охота
огурец
Физкультминутка
VII. Чтение и анализ сказки К. Ушинского.
ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА
У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.
Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.
Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.
Роет норы, умница, глубокие: много входов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы.
Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка, – да разбойница лиса: любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.
– Опишите лису словами и нарисуйте красками.
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какой звук обозначает буква «о»?
– Кто автор сказки «Лиса Патрикеевна»?
Рисунок 465Рисунок 466Рисунок 467Рисунок 468Рисунок 46915