План-конспект урока обучения грамоте по теме Буквы Шш. Звук [ш].
Буквы Шш. Звук [ш].
Цель: познакомиться с новым звуком и узнать, какой буквой он обозначается на письме.
Задачи: познакомиться со звуком [ш], буквами Шш; научиться находить новый звук в словах, читать слоги, слова и предложения с буквой ш, развивать речь; воспитывать уважительное отношение друг к другу, прививать любовь к лесу и живым существам.
Формируемые УУД: предметные (различать произношение и написание слов, находить рифмы в стихотворении); регулятивные (понимать цель деятельности, действовать по предложенному плану, осуществлять самоконтроль); коммуникативные (участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать своё мнение, дополнять ответы); познавательные (анализировать, сравнивать, делать выводы); личностные (необходимость овладения правильным осознанным чтением).
Ход урока
I. Вводно-мотивационный этап
Вокруг себя вы повернитесь,
Гостям мило улыбнитесь,
Друг другу удачи пожелайте
И места свои занимайте.
II. Актуализация знаний
Ученики хором читают слоги и слова, записанные на доске.
па бодутёша
пар боч дуб тёр шар
пар-табоч-ка дуб-ки тёр-ка шар-фик
- Определите пары звуков в этих слогах по глухости-звонкости.
-Сколько пар у вас получилось? (Две [б] – [п], [д] – [т])
-Какой звук остался без пары? [ш]
III. Целеполагание.
- С каким звуком мы будем работать сегодня на уроке?
- Откройте букварь. Рассмотрите картинки сверху. Назовите предметы, которые там изображены. (Шахматы, шлем, Шапокляк).
- Произнесите хором эти слова и послушайте первый звук в них.
- Что общего у всех слов? (В начале слов слышим звук [ш])
- Кто знает, какой буквой обозначается этот звук?
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Познакомиться со звуком [ш], буквами Шш).
- Определим задачи урока при помощи слов – опор:
Узнать (какой буквой на письме обозначается звук [ш], дать характеристику звуку [ш]).
(читать слоги, слова с буквой ш).
Упражняться в чтении (предложение и текстов с буквой ш).
- Это будет планом нашего урока.
IV. Усвоение нового материала.
- Приступим к решению первой задачи. Назовите её.
- Как зовут старушку из мультфильма с крысой в сумке?
- Произнесите первый звук в имени старушки.
- Какой это звук? (Согласный). Почему? (преграда)
- Что ещё мы должны определить в этом звуке? (глухой, твердый)
-Проведём исследование и узнаем, может ли звук [ш] быть мягким.
- Назовите слова со звуком [ш] в начале слова, в конце, в середине.
- Дайте характеристику звуку [ш] по плану. (Согласный, твердый, глухой).
- Какой буквой на письме обозначается данный звук? (Ш)
- На что похожа буква ш?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. Первичное закрепление.
1. Работа в парах
Мышь – мыши
Морж - моржи
Ёж - ежи
Произнесите первые слова. Какой звук вы слышите в конце каждого слова?
- В слове морж, хотя мы и слышим звук [ш], пишется буква ж. проверочное слово – моржи.
- Произнесите еще раз два слова: ёж-ежи. Какое слово требует проверки, а какое – проверочное?
3. Послушайте слова. Если слышите в слове звук [ш], хлопните в ладоши: машина, собака, карандаш, стол, шуба, шишки.
VI. Переходим ко второй задаче. Назовите её.
- Придумайте предложение со словами шутка, Шапокляк. (Шапокляк устраивает шутки).
- Шапокляк часто устраивает злые шутки, но книга Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» учит добру. (Как вы думаете зачем я её вам показала?)
VII. Переходим к третьей задаче урока. Назовите её.
- Посмотрите на доску, здесь зашифрованы слова, угадайте какие:
Шлш, шпвнк, Шпклк, бкшк, шпклк, шшк.
(Шалаш, шиповник, Шапокляк, букашка, шапокляк, шишка)
- Назовите два слова, схожие по звучанию.
- Почему одно слово написано с заглавной буквы, а другое – с маленькой?
- А слово написанное с маленькой буквы вы знаете? Хотите узнать. (Ученик рассказывает с показом)
- Где встречаются шалаш, шиповник, букашки, шишки? ( В лесу)
- Чтение и разбор текста В лесу
VIII. Повторение и закрепление изученного.
IX . Рефлексия.
SђЗаголовок 215