Технологическая карта по обучению грамоте и письму. Тема: «Гласный звук [у], буквы У, у».
Технологическая карта по обучению грамоте и письму
Тема: «Гласный звук [у], буквы У, у»
Тема Гласный звук [у], буквы У, у
Педагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [у], буквами У, у, развития речи
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Знают особенности произнесения звука [у], его характеристику; различают гласные звуки [а], [о], [и], [ы]
Личностные результаты Воспринимают важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: осуществляют контроль деятельности.
Познавательные: общеучебные – применяют схемы, иллюстрации, художественные тексты для получения информации; логические – анализируют пословицы.
Коммуникативные: исправляют деформированные рисунки и схемы: находят ошибки, изменяют; умеют работать в группе
Основное содержание темы, понятия и термины Гласный звук [у], заглавная, строчная, печатная и письменная буквы У, у. Гласные звуки [а], [о], [и], [ы]
Образовательные ресурсы Счетные палочки. Парашюты с буквами а, о, и, ыХод урока
Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма
контроля
Осуществляемые действия Формируемые умения 1 2 3 4 5 6
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствие учащихся.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
– Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Фронтальный. Наблюдение учителя
II. Речевая разминка. Фонетическая игра «Буквы – пара-шютисты» Коллективная. Словесный. Фонетическая игра – Сегодня чудесный осенний день и буквы отправились прыгать с парашютом. Они парят в воздухе и поют песенки. Я буду показывать на букву, а вы тянуть ее звук до тех пор, пока я не переведу указку на другую букву: а, о, и, ы.
– Почему у этих букв получилась такая мелодичная песенка? Поют песенку, например: [оооо ааа ыы иииии аааааааааа ы о]
– Буквы О, А, ы, И обозначают гласные звуки Готовят артикуляционный аппарат к чтению Коллективный. Правильное произношение звуков
III. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный. Беседа, загадка – Отгадайте загадку:
Удивительный ребенок,
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
– Как догадались, что это утенок? – Утенок.
– Утенок плавает и ныряет сразу после рождения Анализируют текст, высказывают и аргументируют свое мнение Фронтальный. Устные ответы
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Слого-звуковой анализ слов куры, гуси (учебник, с. 37) Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа 1. Анализ слова куры по схеме.
2. В слове утки два слога: ут-,-ки. Первый слог является ударным. Первый звук в первом слоге – звук [у]. Он является гласным звуком, так как его можно петь, тянуть [уууу]. Обозначаем этот звук красным квадратом. 1. В случае затруднения учитель помогает провести анализ слова куры.
2. Вместе с учителем проводят слого-звуковой анализ слова утки Выделяют звук [у] в процессе слого-звукового анализа. Наблюдают над особенностями произнесения звука [у]. Характеризуют выделенный звук; доказывают, что звук [у] гласный Фронтальный. Правильно выполненный слого-звуковой анализ
Второй звук в первом слоге – звук [т]. Он является согласным, т. к. он не тянется, не поется. На схеме звук [т] обозначаем белым квадратом.
Второй слог -ки является слиянием согласного звука [к’] (не тянется, не поется) с гласным звуком [и] (можно петь, тянуть [ииии]). На схеме обозначим слог-слияние прямоугольником 2. Знакомство с буквой УФронтальная. Словесный, практический.
Беседа, моделирование буквы – Звук [у] на письме обозначается гласной буквой У.
– Найдите букву У на «ленте букв».
– На что похожа буква У?
Буква У совсем проста.
Тянет ушки из хвоста.
– Выложите букву У из счетных палочек Находят букву У на «ленте букв». Высказывают своипредположения. Из палочек выкладывают букву УНаходят букву У на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки Физкультминутка Коллективная. Практический « Льется чистая водица»
Льется чистая водица
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево.
Опусти головку вниз
И тихонечко садись.
Выполняют движения под руководством учителя Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке Коллективный. Правильное выполнение движений
3. Работа со стихотворением В. Берестова (учебник, с. 37). Дифференцированное задание Коллективная. Словесный. Чтение, беседа – Прочитайте стихотворение.
– О ком идет речь в стихотворении?
– Сколько слогов в слове малютки? – Утята, утки.
– Три Находят слова с буквой У в тексте стихотворения. Определяют количество слогов в слове Коллективный. Чтение, устные ответы
4. Работа с пословицей «Ученье – путь к уменью» (учебник, с. 36) Фронтальная. Словесный. Беседа – Как вы понимаете смысл пословицы?
– Кто такой – прилежный ученик?
– Кого из своих одноклассников можно назвать прилежным учеником? Объясняют смысл пословицы. Отвечают на вопрос учителя Называют качества прилежного ученика.
Высказывают свои суждения по проблеме Фронтальный. Устные ответы
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Развитие связной речи. Составление рассказа по иллюстрации к сказке «Гадкий утенок» (учебник, с. 36) Групповая. Словесный, практический, наглядный. Беседа, рассказ – Назовите одним словом, кто изображен на рисунке.
– Почему этих птиц называют домашними?
– Какие домашние птицы изображены на рисунке? В названии каких птиц есть звук [у]?
– Посмотрите внимательно на иллюстрацию и вспомните название сказки и ее автора.
– Какой момент сказки изображен? – Домашние птицы.
– Люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получать мясо, яйца, перья, пух.
Перечисляют названия птиц.
– Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок».
Составляют рассказ по картинке Осуществляют классификацию предметов, определяя ее критерий. Составляют рассказ по сюжетной картинке, соблюдая логику изложения Групповой. Рассказ
Физкультминутка Коллективная. Практический Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг. Выполняют движения по тексту Осуществляют профилактику утомления глаз Коллективный. Правильное выполнение движений
2. Работа с пословицами (учебник, с. 36) Парная, фронтальная. Словесный, практический. Беседа, поиск букв – Найдите в пословицах буквы У. Сколько их?
– Почему так говорят..?– Мягкость или твердость предшествующего согласного звука обозначает буква У? Находят буквы, считают.
Отвечают на вопросы.
– Буква У обозначает твердость предшествующего согласного звука Осуществляют взаимопроверку друг друга. Находят слова с буквой У в тексте пословиц. Объясняют смысл пословиц. Делают вывод о значении буквы УПарный. Распознание буквы У. Устные ответы
3. Работа с сюжетной картинкой. Чтение предложения (учебник, с. 38) Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа, чтение предложения – Что изображено на картинке?
– Прочитайте, что она кричит.
– Какой знак стоит в конце предложения?
– Как нужно читать предложение с восклицательным знаком в конце?
– Переставьте буквы. Что получилось? Кто так кричит? – Девочка заблудилась.
– Ау! Ау! Ау!
– Восклицательный знак.
– С восклицательной интонацией.
– Уа! Уа! Уа! Маленькие дети Осуществляют перестановку букв в словах, образовывают новые слова, объясняют их значение. Объясняют роль восклицательного знака. Соблюдают восклицательную интонацию при чтении восклицательных предложений(Ау!) Фронтальный, индивидуальный. Чтение, устные ответы, чтение с восклицательной интонацией
4. Дидактическая игра «Найди ошибку» (учебник, с. 38) Парная. Словесный, наглядный, практический. Игра, беседа – Рассмотри рисунок. Назови птиц.
– В каком слове нет звука [у]?
– Найди, где рисунки и схемы не соответствуют друг другу. Поставь схемы правильно – Голубь, ворона, гусь, курица.
– Ворона.
Исправляют ошибки Распознают звук [у] в словах. Соотносят предметные картинки и схемы-модели слов; находят ошибки, исправляют их Парный. Устные ответы, умение работать со схемой-моделью слова
5. Чтение стихотворения Ф. Бобылева (учебник, с. 38) Фронтальная, индивидуальная. Чтение – Прочитайте стихотворение.
– Расскажите, о чем это стихотворение Читают, отвечают на вопрос учителя Понимают смысл прочитанного стихотворения Фронтальный, индивидуальный. Чтение, устные ответы
6. Дидактическая игра «Кто больше?» (учебник, с. 39) Групповая. Словесный, практический. Беседа, дидактическая игра – Рассмотрите рисунок.
– Назовите слова с гласными звуками. Кто назовет слово последним, тот победил. Работайте дружно По очереди называют слова с гласными звуками: сначала с одним звуком, затем с другим, и так со всеми изученными.
– Арбуз, пудель, мышка, утюг, индюк, осел Работают в группе: совместно определяют цель задания, называют слова по очереди, контролируют правильность ответов друг друга, определяют, кто будет выступать перед классом (рассказывать о результатах совместной работы: как работали (дружно, соблюдали правила работы в группе, придумали много слов), кто победил) Групповой. Игра
7. Работа с «лентой букв» Индивидуальная. Словесный. Беседа – Где на «ленте букв» расположена буква У? Почему? – На красном поле, это гласный звук. Рядом с а, о, ы, обозначает твердость предшествующего согласного звука. Бывает заглавная и строчная буквы Определяют место изученной буквы на «ленте букв». Характеризуют особенности буквы У и звука[у] Индивидуальный. Устные ответы
VI. Рефлексивно-оценочный Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа – Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– Спасибо за урок Отвечают на вопросы учителя Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке Индивидуальный, фронтальный. Оценка своей деятельности