Статья: Пути творческого развития личности ребенка средствами декоративно-прикладного творчества

Пути творческого развития личности ребенка
средствами декоративно-прикладного творчества
Иванова Ирина Юрьевна, методист, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД "Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово"


Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей. Если человек даже с самыми хорошими задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются. Благоприятная среда воспитания и обучения способствует раннему пробуждению задатков. Способность не только проявляется в деятельности, но и создается в ней. Вот почему на начальном этапе ребенок пробует себя в различных видах деятельности.
Для того, чтобы вызвать интерес у детей, в начале учебного года я делаю выставку работ, на которой представлены лучшие детские работы, работы педагога, новые направления в деятельности. Делаю это еще и для того, чтобы дети более осознанно сделали выбор объединения, т.е. создаю условия выбора.
Интерес на начальном этапе носит непосредственный характер, он связан с занимательностью, привлекательностью, что важно для ребенка в период выбора деятельности. При получении первого положительного результата у ребенка возникает желание больше узнать о предмете, проникнуть в суть того, что ему интересно, после чего он с желанием занимается данной деятельностью. Большую роль в этом играет специально оборудованный кабинет и наличие разнообразного дидактического материала:
образцов (работы педагога или контрольные работы детей),
иллюстративного материала (альбомы, репродукции, таблицы),
раздаточного материала (шаблоны, эскизы, разметки),
технологического материала (технологические карты).

Создаются оптимальные условия для учебного процесса:
Микроклимат в группе. Зависит от профессионализма педагога, от его коммуникативных качеств. Для создания положительного микроклимата наиболее эффективен, на мой взгляд, коллективный метод работы группы.
Народное, художественное творчество по своему характеру всегда было коллективным, поэтому цель моей работы состоит в том, чтобы, создавая единое, художественное произведение каждый исполнитель мог наилучшим образом проявить свою творческую индивидуальность.
Связь с жизнью. Русская пословица гласит: «Ремесло есть не просит, а само кормит». Это значит, что все, чему ребенок научится, ему пригодится в жизни. Пусть он не станет ремесленником или мастером, но всегда сможет создать уют и красоту в своем доме. У него навсегда останется чувство прекрасного. Впоследствии этот интерес может стать центральным даже у всесторонне развитого ребенка.
Поддержание интереса к работе. Для этого поэтапно усложняю задания, чтобы в процессе их выполнения каждый ребенок подошел к определенному индивидуальному достижению. Кроме того предлагаю и занимательные задания, такие как «Печатаем цветы и листья», «Рисуем пальцами», «Кляксы» и т.д.
Творчество есть новаторство, но новаторство не самоцель. Творчество необходимо, чтобы продукт эстетической деятельности обладал новизной (детям предлагаю работу с камнем, перьями, манкой). Творчество - с одной стороны предполагает приятие и развитие определенных традиций (знакомство с исконно-русскими ремеслами: гжель, мезенская роспись, хохлома и др.). С другой - отказ от некоторых из них, их преодоление (лепка из теста, бумаги, работы дополненные непривычным материалом – бисером, природным материалом, крупой).
Творческий процесс – это единство созидания и отрицания, у большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества, которые являются новыми для него, т.е. открытием. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Помогают в этом дидактические упражнения, такие как «дорисуй кляксу», «Чудо дерево»
Воображение и эмоции (чувства) в жизни ребенка нераздельны. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Чтобы вызвать эмоциональный всплеск можно использовать дидактические упражнения: «Рисуем музыку», «Чудо рисунок», творческое задание «Несуществующее животное», декоративная композиция «Зимняя сказка» и т.д. Чувства оказывают различное влияние на деятельность. Хорошее настроение усиливает желание работать. Если ребенок испытывает на занятии приятные чувства – ему интересно, он увлечен работой – у него не будет проблем.
В своей работе я использую метод стимулирования интереса к учению через эмоции, удивление, познавательные игры, конкурсы и такие приемы, как
«привлекательная цель» - перед детьми ставлю простую, понятную и привлекательную для него цель, выполняя которую он волей не волей выполняет и то задание, которое запланировано. Например, картины для выставки, ярмарки;
«удивляй» - нахожу такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Например: рисуем углем, ватной палочкой и пр.;
«фантастическая добавка» - дополняю реальную ситуацию фантастикой. Например: путешествие в теплую или холодную страну, изображение зеркального озера, путешествие на машине времени, удивительное в природе и пр.;
«лови ошибку» - объясняя материал, я намеренно допускаю ошибку, дети заранее предупреждаются об этом. Например: в упражнении по смешиванию цветов.
Для того, чтобы ребенок начал мыслить творчески, на начальном этапе предлагаю различные задания, где он манипулирует с предметами: составление композиций из засушенных растений, составление натюрмортов, и пр. Далее детям даю творческие задания, где они самостоятельно решают задачи поставленные педагогом. Например: «цвет и изображение», «силуэт и формат». В последствии ребенок начинает мыслить абстрактно, поэтому ему предлагаю творческие задания по композиционному построению.
Главная цель моей деятельности – развитие творчества, которая является ведущей в моей работе с детьми.
Отсюда можно сделать вывод: творческое развитие личности ребенка происходит на каждом занятии. Этому способствуют методы и приемы, описанные выше. А если проследить путь творческого развития личности, то он начинается с осознанного выбора объединения, возникновения идеи, интереса, создания оптимальных условий для учебного процесса. Но все это невозможно без развития и воспитания личностных качеств ребенка, таких как творческое нестандартное мышление, свобода воображения, широта кругозора, стремление к всестороннему знанию бытия, наблюдательности, памяти, творческой активности и, конечно, фантазии и интуиции, которые развиваются постоянно и в системе, а это необходимые компоненты творчества.