Использование элементов и приемов исследовательской работы на уроках русского языка и литературы для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся


Доклад по теме самообразования
Использование элементов и приемов исследовательской работы
на уроках русского языка и литературы
для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
В результате изучения методической и психолого-педагогической литературы я пришла к следующему выводу: чтобы добиться повышения интереса учащихся к изучению русского языка и литературы, нужно сделать обучение желанным процессом. А это возможно благодаря развитию творческих способностей школьников. Возник новый вопрос: какая технология может способствовать развитию у детей творческих способностей, поможет ученику стать творческой личностью? Для решения этой проблемы я определилась со спектром способностей, которыми должна обладать творческая личность. В этом мне помогла найти книга «Поиск новых путей: из опыта работы» (С.Н.Громцева). К творческим способностям следует отнести:
- стремление исследовать и открывать новое;
- гибкость в мышлении;
- способность находить нестандартные пути решения проблемы.
Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения для развития творческой личности недостаточно, нужны современные образовательные  технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса и продуктивно развивать креативную личность, является исследовательский метод, представляющий собой систему обучения, гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных возможностей, волевых качеств в процессе исследования под контролем учителя. Результаты ученического исследования должны иметь практическую значимость.
Принято считать, что проекты можно использовать только в дополнительном образовании, поскольку классно-урочная система с ними не сочетается. Однако это не так. Эти два составляющих одного звена. Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, шпаргалки и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты.
Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели. Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.
А в целом проектный метод, опирающийся на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, руководимую учителем, позволяет научить детей самостоятельно добывать информацию и применять её в практической деятельности, что способствует дальнейшей успешной социализации выпускников.
Исходя из вышеизложенного, я определила для себя задачи на 2015 -2016 учебный год: - повышение качества образования;
- внедрение современных педагогических и информационных технологий;
- активизация работы с одаренными детьми.
- продолжить работу по подготовке учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме;
- продолжить работу по формированию у обучающихся навыков связной устной и письменной речи, а также по освоению ими теории и практики написания сочинений, навыков анализа текста различных стилей;
- больше внимания уделять развитию навыков говорения с увеличением объема монологической речи, продолжить работу по развитию и совершенствованию навыков комплексного анализа текста;
- продолжить работу по освоению и внедрению информационных технологий в практике коллективной деятельности школьников с учетом их возрастных особенностей с целью формирования познавательных интересов, повышение эффективности преподавания русского языка и литературы;
- более интенсивно внедрять в практику работы личностно-ориентированные методы обучения, что позволит реализовать уровневый подход в изучении русского языка и литературы;
- шире использовать современные способы проверки знаний, умений и навыков учащихся;
- активно и результативно участвовать в конкурсах, НПК, олимпиадах, как для учащихся, так и для учителей русского языка и литературы.
Работа по основному практическому этапу проводилась по следующему плану:
1. Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.
2. Формирование методического комплекса.
3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.
4. Корректировка работы
На учебных занятиях в силу экономии времени можно проводить лишь мини-исследования. В качестве примера предлагаю урок русского языка в 7 классе по теме «Современные неологизмы».На этом уроке использовалось мини - исследование. Учащимися был проведён самостоятельный анализ языкового материала, ими были сделаны самостоятельные выводы по теме. Учитель на таком уроке выступает в качестве координатора процесса познания. А у учеников есть возможность почувствовать себя первооткрывателями. При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо. Об этом свидетельствуют первичное закрепление и контроль на самом занятии (почти все учащиеся за домашнее задание получили только «хорошо» и «отлично»).
Такие же мини-исследования можно предлагать способным ученикам в качестве самостоятельной работы на уроке и дома. Заниматься же серьёзной исследовательской работой можно лишь во внеурочное время. Но нужно помнить, что исследовательскую деятельность предваряет большая предварительная работа: письменные и устные задания; вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями по русскому языку; способности и интересы учащихся; обсуждение лингвистических работ; выполнение упражнений, моделирующих исследование; выполнение заданий и задач на систематизацию теоретических знаний о языке, заданий, нацеливающих учащихся на самостоятельный подбор языкового материала. Я использую исследовательскую деятельность как индивидуальную форму работы с одарёнными учащимися пятый год, но могу уже сделать однозначный вывод: детям нравится заниматься исследовательской деятельностью. Эта деятельность, действительно, развивает учащихся всесторонне. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, школьники много работают самостоятельно, подбирая нужный материал, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы, спорим. В итоге создаётся исследовательская работа, за которую мы оба испытываем гордость, но ребёнок в большей степени, безусловно. Примером этому может быть исследовательская работа на тему «Вдохновение и его источники». Также с большим интересом дети проводили исследование на тему «Влияние блогосферы на речь».
Переходя от этапа к этапу, школьник учится:
работать с первоисточниками;
наблюдать явления, факты;
объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;
формулировать гипотезу;
обобщать материал и представлять его в виде текста.
С целью стимулирования интереса ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и практического применения полученных знаний, применяю проектную деятельность, относящуюся к группе «новых образовательных технологий»