урок-зачёт по теме Имя числительное(6 класс)


Тараканова Тамара Константиновна,
учитель русского языка и литературы
Урок-зачёт по теме «Имя числительное»
Цель: 1.систематизировать материал по теме «Имя числительное»;
2. воспитание любви к малой Родине.
Задачи: 1.Умение применять на практике знание о склонении числительных;
2. правильное употребление числительных с различными частями
речи;
3.отработка норм произношения.
Оборудование: 1.Таблица «Имя числительное».
2. Алгоритм «Склонение числительных».
3. Карта Саратовской области.
4. Выставка книг « Саратов – город мой родной»
-Сегодня, ребята, я приглашаю вас совершить заочную экскурсию по Саратовской области, по нашему родному краю.
1. Записываем на доске и в тетрадях число, вместо слов «Классная работа», пишем «Путевой лист экскурсовода».- Ребята, а что такое экскурсия?(слайд№2)
2.Сообщение обучающегося о значении слова «экскурсия»
-Вместе с экскурсоводами мы перелистаем страницы истории, поговорим о географическом положении Саратовской области. Пройдем по современным улицам Саратова. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.
Задача нашего урока – повторить всё, что мы знаем об имени числительном, а знаем мы много, посмотрите на таблицу.(слайд№3) Ещё мы должны проверить, умеете ли вы применять на практике свои знания о склонении числительных, правильно ли вы употребляете числительные с другими частями речи, соблюдаете ли нормы произношения. Отправляемся мы с вами в путешествие на так полюбившемся паровозике из Ромашково. Перед вами карта Саратовской области,(слайд№4) так что в путь, дорогие друзья.
3.Сообщение обучающегося об истории Саратовского края.(слайд№5)
Первые сведения о Саратовском крае относятся ко 2 веку нашей эры, когда появляются географические данные о Волге (раньше название реки было Ра). До 10 января 1934 года Саратовская область называлась краем, так как в её состав входила немецкая автономная область.
Саратовская область протянулась на 575 км. По территории она занимает второе место в Поволжском регионе. В её состав входят 38 районов, 20 из которых расположены на территории правого берега (Правобережье) и 18 – на левом берегу (Левобережье).
- Очень интересную информацию дал нам экскурсовод. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем всё, что вам известно об имени числительном как части речи.
4. Начнём оформление наших путевых листов. Запишите числительные из текста словами, определите, к какому разряду они относятся
Ко 2 веку, 10 января 1934 года, 575 км, 38 регионов.
- Как изменяются порядковые числительные
-В чём особенность склонения имён числительных (слайд№6, 7)
5.Просклоняйте числительные сорок –I вариант; второе – II вариант.
- А вы знаете, какова речная сеть Саратовской области?
6.Сообщение обучающегося.(слайд№8)
Речная сеть Саратовской области включает свыше 1900 рек. Протяжённость Волги в границах нашей области 500 км. Максимальная ширина – 11 км., максимальная глубина – 37м. Волга занимает 1-е место среди рек Европы, 5-е место среди рек России, 16-е место среди рек земного шара.
7. Сделайте новую запись в своих путевых листах, внеся в него числительные из текста
1900 рек, 500км, 11км, 37км.
Тысяча девятьсот рек, пятьсот км., одиннадцать км., тридцать семь км.
- В каких числительных пишется Ь?(слайд№9)
8. Приготовьте перфокарты, задание на правописание ь знака в именах числительных.
Семьсот, восемьдесят, сорок, двести, одиннадцать, шестнадцать, девятьсот, девятнадцать, девяносто, семнадцать, шестьдесят.- Наш паровозик приближается к Саратову.(слайд№10)
9.Сообщение обучающегося.
Саратов является областным центром. Трижды он переносился с одного берега Волги на другой. Город возник в 1590 году как крепость на правом берегу, но в 1613 году сгорел, и был вновь построен на левом берегу Волги в 1617 году. По указу царя Алексея Михайловича в 1674 году был перенесён на правый берег, на его современное место. Современный Саратов насчитывает 895,2 тыс. жителей.
- Какие числительные употреблены в тексте?
- Целые – 1590, 1613, 1617, 1647.
- Дробные – 895,2.
10.Запишите словами дробные числительные (слайд№11)
-Как склоняются дробные числительные?
11. Просклоняйте числительное 3,5
- Какие символы города Саратова вы знаете?
12.Сообщение обучающегося о гербе г.Саратова.
13.Запись под диктовку на доске.
На гербе города Саратова художник изобразил три стерляди.
- Проведём синтаксический разбор этого предложения и морфологический разбор имени числительного.
14.Сообщение обучающегося.
Саратов – город труженик. 85,5 % населения занято в сфере материального производства, 6,9 % - в просвещении, науке, культуре, 5% - в здравоохранении.
Саратов – центр музыкальной и культурной жизни Поволжья. Здесь в 1873 году родился русский национальный цирк, открылся первый в России общедоступный художественный музей и одна из первых консерваторий.
-Назови числительные в этом тексте
-Расскажите о собирательных числительных.
На доске записаны предложения.
14. Прочитайте предложения. Найдите речевые ошибки. Исправьте их.(слайд№13)
В Саратове работает семеро кинотеатров. (семь)
В обеих крупных районах Саратова (Ленинском и Заводском) живут около 250 тысяч человек. (обоих)
Трое ученических бригад приняли участие в субботнике. (три)
- Запишите предложения в исправленном виде.
- Просклоняйте числительное оба.
15.Наше путешествие подошло к концу. Последняя запись в путевом листе – словарный диктант.
Километр, секунда, одиннадцать, бассейн, миллион, миллиард, гараж, экземпляр, экскурсия.
- Путевые листы вы сейчас сдадите на проверку диспетчеру экскурсионного бюро.
- Подведём итоги нашей работы.
- Что вы интересного сегодня узнали? Какова роль имён числительных в нашей жизни?
Дом. задание: повторить всё об имени числительном, напишите сочинение на лингвистическую тему «Для чего нужны имена числительные»