Конспект урока Декоративно-сюжетная композиция в оформлении заглавной буквы
Статья «Декоративно-сюжетная композиция в оформлении заглавной буквы» (выполнение эскиза буквицы как способ развития творческих способностей и графической культуры детей на уроках изобразительного искусства).
Содержание I Концепция II План-конспект урока по теме. III Историческая справка. IY Иллюстрации. I Концепция. Книга – одна из самых привычных и, казалось бы, самых обычных предметов, которые нам известны с раннего детства. Но за привычностью этой вещи скрывается тайна её чудесных превращений, интереснейшая история появления и развития книги. Книги в различных своих ипостасях сопровождают человека на протяжении веков, они как верные друзья и мудрые учителя рядом с людьми в течение всей истории человечества. Несомненно, книга – исторический и культурный феномен, и знать правила, законы, принципы, по которым создаются книги, необходимо каждому. Именно поэтому уроки, посвящённые книжной графике, я обязательно включаю в планы уроков изобразительного искусства во всех классах. На уроках, посвящённых книжной графике, учащиеся получают первоначальные представления об архитектонике, о структуре построения книги, об элементах этой структуры, о правилах оформления книг, знакомятся с искусством художников – иллюстраторов, оформителей книг, с творчеством известных мастеров в области книжной графики. В процессе бесед и практических занятий к детям постепенно приходит понимание единства функционального и эстетического аспектов каждого элемента книги. Практических заданий по этой теме может быть множество. Учитель вправе выбрать самый подходящий для себя вариант, учитывая степень сложности, временные рамки, возрастные особенности детей и прочие аспекты в каждом конкретном случае. Возможные виды практических заданий: эскиз обложки книги, эскиз суперобложки, эскиз переплёта, эскиз титульного листа, эскиз фронтисписа, эскиз шмуцтитула, эскиз форзаца, эскиз заставки, эскиз концовки, эскиз буквицы, эскиз иллюстрации. На уроках дети знакомятся с историей книги, письменности ( см. историческую справку), совершенствуют своё изобразительное мастерство, так как работы по темам книжной графики требуют развитого чувства стиля, декоративного чутья, высокой графической культуры и богатой фантазии. Привожу описание урока по теме «Эскиз буквицы», так как это, по моему мнению, одна из интереснейших тем среди всех предложенных. Это задание требует от ученика проявить множество умений: изобразить букву-знак, сделав её узнаваемой, проиллюстрировать содержание текста реалистически или символически, используя образы героев и сюжет повествования, проявить своё декоративное чутьё и знание законов цветовой гармонии, умение грамотно пользоваться художественными материалами (акварелью, гуашью, цветными карандашами, фломастерами, мелками и т.д.). Материалы, используемые в этих заданиях, могут быть самыми разными (тушь, перо, кисть, гелевая ручка, восковые мелки, акварельные мелки, пастель, простой карандаш, фломастеры, гуашь, акварель). Можно позволить детям каждому выбрать материал по желанию, но удобнее ограничить выбор чем-то одним (например, красками, или фломастерами), так как приёмы работы каждым материалом имеют свои особенности, о которых необходимо рассказать, и даже продемонстрировать эти приёмы учащимся во время объяснения. Для конкретизации заданий рекомендую выбирать один текст (сюжет) для всех. Но возможна и работа каждого ученика с им самим выбранным текстом (по желанию). Название выбранного для иллюстрирования произведения нужно написать на обратной стороне листа (для проверки соответствия стиля рисунка стилю литературного произведения, его образам). Обычно дети работают с интересом и проявляют чудеса фантазии, если суметь разбудить их эмоции в предварительной беседе.
План-конспект урока.
Тема: «Буквица к русской сказке (или любому литературному произведению)»
Вид работы: декоративное рисование. Цель: Развитие творческой активности учащихся, чувства стиля, композиционных умений, оригинальности мышления. Задачи: 1. Познакомить учащихся с элементами строения книги и с правилами её оформления. 2.Закрепить навыки работы с предлагаемым для этого задания материалом. 3.Сформировать у детей представление о буквице как элементе книги. Оборудование Для учителя: книги с различными вариантами оформления, рисунки буквиц, изображения героев конкретной русской народной или авторской сказки, выразительные, яркие (например, «Царевна-лягушка», «Сказ про Фёдора-стрельца» Л.Филатова, «Конёк-горбунок» Ершова и т п.) Для учеников: лист (А4), трафареты контуров буквиц для наиболее слабых, простой карандаш, ластик, отрывки из текста сказки (раздаточный материал), выбранный материал для выполнения работы в определённой технике (краски, фломастеры, карандаши и т.д.). Урок рассчитан на два часа. План первого часа. 1.Организационная часть. Домашнее задание. (1-2 мин.) 2. Беседа (объяснение нового материала, словарная работа, инструктаж по выполнению практического задания). (15 мин.). 3. Практическая работа. Индивидуальные консультации.(20 мин.) 4. Итоги 1 этапа работы. Выводы. Рекомендации.(5-7 мин.) План 2 часа. 1.Организационная часть. Домашнее задание. (1-2 мин.) 2. Беседа (повторение материала, словарная работа (фронтальный опрос, кроссворд, викторина), инструктаж по выполнению практического задания. (15 мин.) 3. Практическая работа. Индивидуальные консультации.(20 мин.) 4. Итоги 2 этапа работы. Выводы. Демонстрация лучших работ с кратким анализом.(5-7 мин.) Итогом урока может стать выставка рисунков в классе или в школе.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята. Добрый день! Сегодня я предлагаю вам очень интересную роль: роль художника-иллюстратора, художника книжной графики. Вы будете иллюстрировать русскую народную сказку «Царевна-лягушка». Но это будет не просто картинка-иллюстрация, а иллюстрация, вставленная, врисованная, встроенная в большую букву. Такая нарядная большая буква называется важно и торжественно: «Буквица». Именно с неё начинается текст, история, повествование. Она своим оформлением должна подготовить читателя к встрече с содержанием произведения. Её внешний вид, характер декоративного решения должны соответствовать стилю и характерным особенностям текста. Но что же такое «буквы»? Как они появились? Какими были первые буквы, алфавиты, книги? Об этом мы с вами сейчас побеседуем. Следует рассказ об истории письменности. Далее сообщаем о строении и отдельных элементах книги. Проводим словарную работу. На доске должны появиться новые для детей слова-понятия (переплёт, форзац, суперобложка, титульный лист, фронтиспис, заставка, буквица и др.) по усмотрению учителя. Демонстрируем элементы книги на примере нескольких хорошо изданных книг (например, «Сказки», оформленные И.Билибиным, книги, оформленные Конашевичем, Ю.Васнецовым, И. Егуновым, С.Ковалёвым и др.) А теперь вспоминаем сказку «Царевна-лягушка». На доске по ходу сюжета появляются выразительные фигуры-портреты её героев: царь и его сыновья с жёнами, Царевна-лягушка, Кощей Бессмертный и др. Приступаем к практическому заданию после краткого рассказа-инструктажа о б этапах предстоящей работы. Каждый ученик получает карточку с отрывком из текста сказки и выделенной для оформления буквой. В процессе практической работы проводим индивидуальные консультации нуждающимся в этом учащимся, помогаем, советуем, направляем. В конце урока показываем всем и анализируем некоторые работы, удачные и не очень хорошие, с недочётами, привлекаем к аналитической беседе учеников. На первом уроке данного блока в основном должен быть выполнен первый этап работы. Он заключается в прорисовке простым карандашом всей задуманной композиции буквицы – это этап линейного рисунка. На втором уроке данного блока работа должна быть завершена. Что это значит? Ученик заканчивает рисунок выбранным им или заданным учителем материалом, соблюдая все правила и приёмы работы данным материалом.
Критерии успешности выполненной работы.
Стилевое решение буквицы соответствует стилю содержания текста. Удачная композиция (изображение в середине листа, не мало, не велико, части его соразмерны, композиционно связаны и т. д.) Оригинальность, необычность образного решения. Гармоничность цветового или тонального решения работы.
На втором уроке данного блока для закрепления понятий, с которыми знакомились дети на первом уроке, желательно провести викторину или разгадывание кроссвордов с изученными словами, проверку домашнего задания. А домашним заданием может быть вот что: выбрать в домашней или школьной библиотеке хорошо изданную книгу и, пролистав её, найти в её строении все изученные понятия, то есть все элементы структуры книги. Подготовиться дома к демонстрации этой книги и к ответу перед классом на втором уроке. Итогом данного блока уроков может стать выставка рисунков в классе или в школе. Желательно перед этим обязательно вывесить все рисунки перед классом на доске и провести беседу - анализ детских работ, найдя хотя бы несколько слов для характеристики каждой, обязательно выделив в каждой положительные, достойные похвалы, элементы, указав и на недостатки.