Разработка урока по теме Имя числительное с применением элементов сингапурской методики обучения
МБОУ «СОШ №2 п.г.т. Актюбинский
Азнакаевского Муниципального района РТ
Учитель русского языка и литературы
Хакимова Г.Г.
Урок русского языка в 6 классе (УМК Р.Н.Бунеева)
Тема урока: Имя числительное.
Цель: Обобщение и повторение темы «Имя числительное»
Задачи:
Научить применять знания о числительном как части речи, выявлять орфограммы в числительных, определять синтаксическую роль числительных.
Совершенствование навыков использования числительных в речи, с целью повышения ее точности и выразительности.
Воспитание интереса и внимания к языку, чувства ответственности перед своими товарищами, коммуникабельности, критического мышления, креативности.
Тип урока: повторение и обобщение.
Оборудование: доска, интерактивная доска, компьютер, карточки с заданиями, бланки ответов.
В классе 5 групп по 4 человека.
На уроке были применены следующие структуры ФРЕЙЕР. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ, СИМАЛТИНУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ, МИКС-ПЭА-ШЭА, ТАЙМД-ПЭА-ШЭА , РАУНД РОБИН .
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие. (1 мин.)
Учитель:
- Здравствуйте, уважаемые гости. Здравствуйте, дорогие мои ученики.
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга (партнеры по плечу и по лицу приветствуют друг друга).
- Скажите, о чем мы с вами будем сегодня говорить с вами? (О числительных)
Цель нашего урока: Вспомнить все изученное о числительном.
I. Обобщение материала, изученного на предыдущих уроках.
Модель ФРЕЙЕР. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ. (7 мин)
Учитель:
- Сейчас мы вспомним все, что нам известно о числительном как части речи.
Партнер №1 раздает остальным участникам сложенные вчетверо листочки.
Каждый из вас разворачивает лист и в ромбике в середине листа напишет ключевое понятие (слово) сегодняшнего урока.
В левом верхнем углу мы напишем определение этого понятия.
В правом верхнем углу пишем характеристику ( морфологические признаки), что
отличает его от других частей речи.
В верхнем углу нижнего прямоугольника напишем примеры этого понятия.
В верхнем углу правого нижнего прямоугольника пишем антипримеры (противополож-ные примеры) (5 мин)
Партнер №1 читает остальным что у него записано, остальные ставят знак +, если это у них есть, а если этого нет, то добавляют. (и так по кругу - каждый прочитывает свое, остальные дополняют свои записи, всем дается одинаковое время – 30 сек.).
Учитель:
- стол №3, партнер №3, что записано вами и вашими партнерами в первом прямоугольнике?
- Согласны ли вы (обращаясь к остальным группам) с тем, что записала эта группа?
- Спасибо.
- Стол №4, партнер №3, что написано у вас в правом верхнем прямоугольнике?
- Согласны ли вы (обращаясь к остальным группам) с тем, что записала эта группа?
- Спасибо.
- Стол №5, партнер №3, что написано у вас в левом нижнем прямоугольнике?
- Согласны ли вы (обращаясь к остальным группам) с тем, что записала эта группа?
- Спасибо.
- Стол №2, партнер №3, что написано у вас в левом нижнем прямоугольнике?
- Согласны ли вы (обращаясь к остальным группам) с тем, что записала эта группа?
- Спасибо.
То, что говорят ученики фиксируется на доске учителем, если есть дополнения, все добавляют их в листочки.
2. Работа в парах. Модель СИМАЛТИНУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ (5 мин)
Учитель:
- Берем листочки на них записаны слова. В каждой группе находим лишнее слово.
Выписываем его на свой чистый листочек. Задания передаем друг другу одновременно (Передаем по хлопку в ладоши).
Обменяемся листочками с партнером по плечу.
Учитель:
- 6, партнер №2, какие слова и почему выписал ваш партнер по плечу? Согласны ли вы с ним? Как думают другие? Кто не согласен?
Хорошо, спасибо.
Двойка, тринадцать, пять, семеро (двойка-существительное)
Девятый , два, сорок, семнадцать (девятый- порядковое числительное, остальные-количественные)
Семеро, пять, тридцать, четыреста (семеро - собирательное числительное)
Сто сорок, двадцать, одиннадцать, шестьсот (сто сорок – составное, остальные –
сложные)
3. Разминка. Модель МИКС-ПЭА-ШЭА. (7 мин)
Учитель:
Сейчас вы встанете, задвинете стулья, смешаетесь под музыку. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшим к вам учеником и «дать пять», взяться за руки в воздухе.
Я задаю вопрос и даю 3 секунды на размышление.
4. Обучение в парах. Модель ТАЙМД-ПЭА-ШЭА. (7 минут)
Отвечает тот, кто повыше, тот, кто пониже слушает и благодарит партнера за ответ:
Вопрос: Сколько было козлят в известной сказке – семь или семеро? Объясните, почему. (3 секунды на раздумье, 30 секунд на ответ)
Учитель выбирает партнера пониже и просит повторить ответ партнера повыше.
Снова звучит музыка, снова перемешиваемся, выбираем партнера.
Вопрос: Пятерка, тройка, миллион - числительные? Почему? (3 секунды)
Отвечает ученик, чьи волосы длиннее.
Учитель выбирает ученика с короткими волосами и просит повторить ответ партнера.
Снова музыка и перемешиваемся. Выбираем новую пару.
Вопрос: Как определить, каким членом предложения является числительное?
Отвечает тот, чьи волосы светлее.
Партнер с темными волосами повторяет его ответ.
Вопрос: Назовите разряды числительного
Отвечает тот, у кого ноги побольше.
3секунды на размышление.
Ответ партнера с ногами поменьше.
5.Составление предложений со словами на карточках.Модель ТИК-ТЭК-ТОУ(8 мин)
Перед вами ряд слов (три ряда по три слова)
Каждый из вас составляет по три предложения с тремя словами, находящимися на одной линии. (Время – 3-5 минут)
Прочитываем предложения партнерам по кругу (30 секунд каждому).
Вопрос - радость - сколько
Партнер – ответ – учитель
Знание - интерес – помощь
Учитель: Стол №1, партнер№2, который ближе к учителю прочитает лучшее предложение своего стола.
6. Ответ на вопрос до и после получения информации Модель ЭЙ АР ГАЙД (3мин)
Вопрос: К какой части речи относились числительные один, два, три, четыре в древнерусском языке?
Запишите на листочке ответ.
Прочитаем текст на электронной доске (можно в учебнике)
В древнерусском языке слова-названия чисел не образовывали особой части речи, а относились к другим частям речи
Изменился ли ваш ответ? Почему?
Отвечает партнер №3 стол №2, 6
7. Проверка домашнего задания. ТАЙМД РАУНД РОБИН (5 мин.)
Учитель:
Вы дома должны были найти пословицы и поговорки с числительными. Мы проведем РАУНД РОБИН. У каждого участника будет 30 сек. Через 30 секунд вы передаете лист партнеру по часовой стрелке. Начинает участник №3. Вы готовы? Ваши 30 секунд. (выполняет) Участник №4 – ваши 30 сек. (выполняет) Участник №1 – ваши 30 сек. (выполняет) Участник №2 – ваши 30 сек. (выполняет). Завершили работу. Спасибо большое.
Теперь я хочу узнать, какие пословицы вы нашли дома. Отвечает участник №2 со стола №2. Спасибо. Ещё я хочу услышать участника №2 со стола№4. Спасибо.
Учитель: Спасибо, ребята, вы очень хорошо работали. (Группы оценивают свою работу на уроке)
Дом. задание : Составить рассказ по одной из пословиц, которые вы нашли.
15