Урок по русскому языку для 6 класса «Имя числительное»

Обобщающий урок по теме «Имя числительное»
Цель: систематизировать и обобщить знания о числительном, как части речи; углубить знания и навыки, связанные с употреблением числительных в устной и письменной речи (в нужной форме), соблюдать нормы употребления при согласовании с существительными; навыки правописания числительных; воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, оценочный лист.
I.Работа по теме урока
1.Вступительное слово
Ребята, сегодня на уроке мы с вами повторим все сведения об имени числительном, закрепим, обобщим и систематизируем свои знания по этой интересной теме. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, тему.
Для начала прочитаем высказывание 6-классника. «Петя: Опять какую-то новую часть речи придумали, надоело уже, мало что ли на уроках математики с числами работаем, так теперь ещё и на русском. Витя: Ты не прав, Петя. Мы никак не можем обойтись без имени числительного. А сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Посмотри лучше на сегодняшнее число. Разве это не числительное?» Ребята, кто из ребят прав и почему? Сделаем вывод в конце урока. Урок у нас пройдёт в форме игры.
II. Закрепление и обобщение
Беседа.
Представьте себе, что вы работаете в СМИ.
- А что такое СМИ? (средства массовой информации – радио, телевидение, газеты, журналы).
- Кто работает в СМИ? (журналисты, дикторы, корреспонденты)
- Как вы думаете, работающим в СМИ нужны знания об имени числительном? (Они должны быть не только коммуникабельными, эрудированными, но и грамотными, соблюдать нормы литературного языка)
Итак, вы сегодня попробуете себя в роли журналистов, дикторов, корреспондентов.
Выполнение заданий
Вы все – известные журналисты, приехали в небольшой город, встречаетесь с будущими журналистами и проводите мастер-класс. (Один ученик у доски рассказывает, что называется именем числительным).
1) Ребята, значение числа, кроме имен числительных, могут иметь и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи только словами. Выписать только имена числительные.
Пятёрка (за ответ), два (мальчика), двухместный (номер), утроить (силы), сотый (по списку), сто (кустов), столетний (дед), (старинный) пятак, (стал) шестиклассником, семь (минут), пятый (день), трёхэтажный (дом).
(Второй ученик рассказывает о простых и составных числительных)
2) Распределить имена числительные в 2 столбика (1 - простые, 2 - составные): пятнадцать, семнадцатый, сто девять, семьдесят второй, шестьдесят, пятьдесят пять, восемнадцать, тридцать три, десятый, девятьсот восемьдесят, пять.
(Третий ученик рассказывает о количественных: целых, дробных числительных)
(Четвертый ученик рассказывает о собирательных числительных)
3) Замените цифры словами, употребляя, где это возможно, собирательные числительные:
Около школы встретились 2 друзей и 2 подруги. Ребятам предстояло разъехаться по 2 разным городам. 3 суток продолжался карнавал. В зоопарке родилось 2 медвежат.
(Пятый ученик рассказывает о порядковых числительных)
4) Запишите предложения, подчеркните порядковые числительные волнистой линией.
П. М. Третьяков в 1892 году передал в дар Москве 1927 произведений искусства. С тех пор собрание галереи увеличилось в 10 раз и сейчас составляет более 45000 экспонатов.
3.Физкультминутка
Порядковые числительные – руки в сторону, количественные – поднимаем руки вверх: два, восьмой, три, сотый, одиннадцать, одна вторая, тринадцатый, одна тысяча, тысяча девятьсот первый, три, миллион, двенадцатый, двое, сто, второй, десятый.
4. А теперь вы работаете дикторами. Представьте, что перед вами стихотворение, и прочитайте его.
714, 15, 3247,
16, 318, 140, 327,
3, 28, 220, 126, 145,
615, 18, 2225.
713, 116, 512, 43,
2 000 000, 320, 17, 333.
5. Вы телеведущие. Вам предстоит прочитать предложения с математическими примерами, правильно проговаривая окончание. Запишите эти примеры словами (можно не все, только 1-2).
1) К 647 + 100; 2) К 149 + 753; 3) С 55 сложить 19; 4) От 945 отнять 63; 5) К 8,6 + 13,005; 6) К 50,8 + 11, 54; 7) К 9 ѕ + ј; 8) Из 5 ѕ -ј.
6.Представьте, что вы работаете корректорами. Корректор это человек, который ищет ошибки в разных статьях и книгах, является сотрудником издательств, редакций, типографий. Сейчас выходит много книг, журналов и газет для детей и взрослых. Наверное, было бы неприятно, если бы человек стал читать интересную книгу, а там встретилось бы много ошибок, опечаток, были бы перепутаны какие-нибудь слова или предложения. Перед сдачей книги в типографию ее обязательно читает корректор и исправляет все ошибки и опечатки. Корректор человек очень внимательный, и при этом знающий правила грамматики.
Исправьте ошибки в употреблении числительных, если таковые имеются:
1) Ученики школы готовятся к 1 сентябрю. 2) Двое девочек играли на асфальте. 3) По обоим сторонам улицы стояли деревья. 4) Сейчас идёт двух тысяч одиннадцатый год. 5) Директор завода доволен семисот девяносто рабочими.
Ребята, вы успешно справились с заданиями. Сейчас ответим на вопрос, кто же всё-таки прав: Петя или Витя? Нужно ли нам изучать имя числительное?
Посчитайте все свои оценки. Выведите среднюю оценку, которая пойдёт в журнал.
III. Домашнее задание: упр. 388 (списать 3-й абзац)

 ђ Заголовок 115