Открытый урок русского языкав 4 классе на тему Имя числительное
Русский язык 4 класс
Дата проведения:
Тема урока: Имя числительное как часть речи. Общее понятие об имени числительном. Роль числительного в речи.
Цель урока: сформировать знания об имени числительном.
Задачи урока: - ознакомить с морфологическими признаками числительного и его ролью в речи;
- формировать умение различать количественные и порядковые числительные;
- развивать умение удерживать внимание при решение учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций;
- воспитывать умение работать в группе ( высказывать свое мнении и аргументировать его, слушать собеседника, приходить к общему мнению).
Этапы урока Содержание урока Деятельность учащихся
1. Орг. момент -Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи своему соседу.
Вы сюда пришли учиться –
Не лениться, а трудиться,
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Оформление тетради (число, классная работа) Проверка готовности к уроку.
Запись в тетрадь
2. Чистописание Сегодня мы будем писать букву Зз
З з
За аз зи зоРазозлилась зима, задумала всех заморозить. Работа в тетради
3. Актуализация опорных знаний Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы с вами будем закреплять те знания, которые у вас уже есть и добывать новые знания. Но необычен урок тем, что знания эти вы должны будет найти и сформулировать сами. Работать вы будете в группах.
Итак. У вас на столе лежит красный конверт. В нем карточки со словами… Ваша задача –разложить эти карточки в конверты в зависимости от того к какой части речи принадлежит слово. Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача –не скорость, а качество выполнения.
Прочитайте надписи на конвертах. А если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут – сложите их в пустой конверт без надписи.
Проверим, что у нас получилось.
Группа № 1 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя существительное»
Читают слова: урок, красавец, сон, прыжок, бег
Докажите, что эти слова являются существительными.
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Дайте характеристику имени существительному, как
части речи. Кто ответит?
Ответы детей: Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто? что?»
Группа № 2 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя прилагательное»
Читают слова: красив, высокий, сонный, грустный, хорош
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Дайте характеристику имени прилагательному, как части речи. Кто ответит?
Ответы детей: Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой? какая? какое? какие?» В предложении чаще всего является определением.
Группа № 3– прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Глагол»
Читают слова: прыгать, сплю, бегать, выучи, бегаем
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Кто из вас даст характеристику глаголу?
Ответы детей: Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы «Что делать? Что делал? Что сделал? Что буду делать? Что делаю?»)Самостоятельная работа в группах
Выступление группы№1
Выступление группы №2
Выступление группы №3
4. Проблемная ситуация Какие же слова у нас остались?
Читают слова: шестой, восемьсот, двенадцать, двадцать шестая, сто тридцать семь, шесть, двести сорок пятое, сорок восемь, пятисотый, двенадцатый, семьдесят, первый.Итак. Вот она – проблема № 1. Как вы думаете, что мы должны сейчас сделать?
Ответы детей: определить часть речи.
Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику и название новой части речи..Давайте подумаем, что называют эти слова?
Ответы детей: порядок при счете или количество предметов
Как мы можем назвать такую часть речи?
Ответы детей: числовик, численник, числительное.
Очень хорошие названия, точные. В русском языке эта часть речи называется имя числительное.
Итак, мы с вами добыли новое знание. Это знание о новой части речи. Кто попробует сформулировать это новое знание?
Ответы детей
Правильно ли я тебя поняла? Ты хотел сказать, то имя числительное –это часть речи, которая обозначает порядок при счете или количество предметов?
Посмотрим, что же говорит об этой части речи учебник. Определение из учебника мы видим сейчас на слайде.
Коллективное обсуждение.
Работа с правилом по учебнику.
5. Формирование новых знаний 1. Составление кластера
А сейчас, опираясь на правило из учебника, вы группой должны составить кластер « Имя числительное»
2. Просмотр видеоролика.
3. Дополните свою схему новыми знаниями.
4. Люди постоянно что-нибудь считают: дома, книги, страницы, дни, годы, месяцы, числа, секунды, деньги и т. д. Количество сосчитанных предметов называют особым словом — числительное.Как обойтись бы без числаНаука целая могла?Расчёт во всяком деле нужен.Ты и с числительным будь дружен.
Цифры окружают нас повсюду. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Они делают нашу жизнь интереснее. Мы часто задаём себе вопросы, на которые легко могут ответить цифры.
Упр. 162 стр.63
Давайте устно ответим на вопросы, используя числительные. Составление и защита кластера
Схемы вывешиваются на доску.
Устные ответы
6. ФизминуткаВидео физминутка. 7. Закрепление новых знаний 1. Впиши пропущенные числительные.
…. ум хорошо, а ….. лучше.
…. раз отмерь, а …. раз отрежь.
Не имей …. рублей, а имей …. друзей.
У него открылось …. дыхание.
Обещанного … года ждут.
…. в поле не воин.
Лучше … раз увидеть, чем … раз услышать.
2. стр. 66 упр. 168 Выпишите числительные в два столбика. В 1 столбик – количественные, во 2 – порядковые.
Десять третьего
пятнадцать четвертый
два
3.
4. Заполните таблицу.
№ Загадка Ответ на русском языке прописью Ответ на казахском языке прописью Ответ на английском языке прописью
1 Лебедь плавает в тетрадке,
Значит что-то не в порядке.
Если ты совсем незнайка,
Цифру эту получай-ка. 2 У меня есть две конфетки,
Дам одну сестренке Светке.
Я не жадный, и за это
Дал мне папа две конфеты!
И теперь конфеток стало,
Даже больше, чем сначала! 3 Я сестру свою баюкал,
Утешал я Ксюшу,
Положил я к ней трех кукол
Зайчика из плюша.
Сколько же всего игрушек
У моей сестренки Ксюши? Комментированная работа.
Работа у доски
Работа в парах
Работа в группе.
8. Письмо по памяти С. 66 упр. 171 самопроверка
9. СинквеинЧисло
Порядковое, количественное.
Считать, вычислять, решать.
С помощью чисел мы можем ответить на все вопросы.
Цифра.
Работа в группе.
10. Рефлексия С какой частью речи познакомились?
Что такое имя числительное? Обобщение
11. Итог урока Д/з У вас на партах есть смайлики.
- понравился урок
- не понравился урок
- не понял тему № Загадка Ответ на русском языке прописью Ответ на казахском языке прописью Ответ на английском языке прописью
1 Лебедь плавает в тетрадке,
Значит что-то не в порядке.
Если ты совсем незнайка,
Цифру эту получай-ка. 2 У меня есть две конфетки,
Дам одну сестренке Светке.
Я не жадный, и за это
Дал мне папа две конфеты!
И теперь конфеток стало,
Даже больше, чем сначала! 3 Я сестру свою баюкал,
Утешал я Ксюшу,
Положил я к ней трех кукол
Зайчика из плюша.
Сколько же всего игрушек
У моей сестренки Ксюши?