Сценарий конкурса по биологии ( неделя биологии и географии) для СПО
БПОУ ОО «Орловский технологический техникум»
Сценарий конкурса по биологии
( неделя биологии и географии)
Подготовила: Марченко И.Ю.
преподаватель биологи
г. Орел
Сценарий конкурса по биологии
Цель. Активизировать и расширить субъектный опыт обучающихся, позволяющих создать для них ситуацию выбора и мотивировать студента на успех и творчество: коллективное и индивидуальное. Создание условий для проявления своих творческих способностей, в целях повышения практической направленности обучения.
Образовательные задачи:
расширение кругозора в области биологии ,географии, химии, биологии, естествознания;
развитие познавательных способностей.
Воспитательные задачи:
воспитание нравственных качеств, отражающих отношение друг к другу: доброта, деликатность, взаимопомощь;
воспитание нравственных качеств, отражающих отношение к самому себе: ответственность, самооценка, сопереживание успехам одногруппников.
Развивающие задачи:
развитие речи: обогащение словарного запаса, развитие у обучающихся умений владеть художественными образами, выразительными средствами языка;
развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, подбирать аналоги, доказывать.
Организация и проведение.
Формируются команды из групп 1 курса по 6 человек. При формировании групп обязательно учитывать желания студентов в выборе коллег по команде. Задача преподавателя на этом этапе состоит в том, чтобы помочь сформировать команды, в которые вошли бы и “теоретики”, и “практики”, и “фантазёры, и “лирики”.
Количество этапов варьируется в зависимости от времени, желания и возможностей преподавателя и студентов.
Особенность данного внеклассного мероприятия в том, что оно позволяет связать такие разные предметы, как химия, биология, география, естествознание. Обучающие часто не связывают воедино разрозненные факты, которые мы им сообщаем в рамках одного предмета.
Время проведения – 30-40 минут.
Ход игры.
I. Организационный- До начала конкурса. Организует расстановку парт и стульев так, чтобы участники игры могли сесть командами (по 6 человек) на расстоянии примерно 2 метра друг от друга
Уточняет у каждой команды капитана, ответственного за работу группы.
Члены жюри (выбираются из педагогов) знакомятся со своей задачей, определяют оптимальную методику подсчёта результатов, используя таблицы Приложения 1.
II. Приветствие всех участников.
Объяснение правил игры:
Каждая команда по очереди выбирает область знаний и цену вопроса.
Вопросы зачитывает ведущий. На обдумывание дается 10-15 секунд. При правильном ответе команда получает баллы в соответствии с ценой вопроса.
Если команда, выбравшая вопрос, затрудняется с правильным ответом, то его дает та команда, которая первой подняла сигнальную карточку.
Если ни одна из команд не ответит на вопрос, то ответ дает ведущий.
Выигрывает команда, набравшая max количество баллов.
III. Проведение игры.
Команды выбирают себе название, вытягивая лотерею: «Веселые медузы», «Хитрый лис», «Бандерлоги».
1. Блиц- опрос. За каждый правильный ответ 1 балл.
1.Какое растение называют «следом белого человека? (Подорожник)
2.Какое растение считают символом России? (Берёза)
3.Какое дерево называют медовым? (Липа)
4.Назовите самый быстро растущий злак? (Бамбук)
5.Банан это дерево или трава? (Трава)
6.Древесина, какого дерева используется в кораблестроение? (Сосна)
7. Какая змея «плюётся»? (Кобра)
8.Какой зверь после еды полощет зубы водой? (Тигр)
9. Имя первой собаки космонавта? (Лайка)
10. «Вкусные, сочные, пахнут свежестью … Кто не любит эти ягоды! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда – любому кушанью они придают аппетитный вид. О какой же ягоде идёт речь»? (Огурец, его плод – ягода)
11. Самое быстрое животное суши? (Гепард)
12.Этот оксид выдыхают животные и человек. (Углекислый газ)
13. Писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою можно наслаждаться, не ведая, что ты такое… Ты самое большое богатство на свете…». О чем писал Экзюпери? (о воде).
14.Элемент, самый распространенный в космосе (водород)
15.Эта кислота есть и в крапиве и у муравьев (муравьиная).
16.Мельчайшая частица химического элемента? (Атом)
17.Какой город может парить в небе? ( Орёл)
18.Древесина какого растения используется в кораблестроении?(сосна).
19. Как называется наука о собаках? (кинология)
20.Какое растение очень любят кошки? (валериана)
2.Загадочные животные.(4 балла)
Здесь даны названия животных. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место и ответьте на вопросы. Каждой команде по 2 задания.
Для команды «Веселые медузы»
Какое из этих животных самое маленькое?
Рубакс, рикодолк, шугляка, шкала, бакоса.
Какое из этих животных – ни на шаг от собственного дома?
Украбс, авуд, тикула, инфледь.
Для команды «Хитрый лис»
1.Какая из этих рыб самая большая?
Губела, куньо, какиль, секрат.
2. Какое животное лучше всех видит?
Ембогет, фигр, абезонья, брак.
Для команды «Бандерлоги»
Какое животное выше всех?
Рыкса, фариж, грит.
2.Какое из этих животных самое маленькое?
Рубакс, рикодолк, шугляка, шкала, бакоса.
3.Памятники животным. За каждый правильный ответ 10 баллов
А)В Нью-Йорке поставили памятник другу
За то, что сквозь ветер и зимнюю вьюгу,
Сквозь холод и лёд, через злые мытарства,
Чтоб город спасти, он доставил лекарства!
И люди герою за верность воздали,
А деньги на памятник дети собрал
Так было, и всё это точно не враки,
В Нью-Йорке есть памятник верной….. (собаке).
Б)В Лондоне памятник есть удивительный,
Просто не знать о таком возмутительно!
Памятник этот поставлен животному-
Самому лучшему в мире охотнику,
Самому доброму, самому милому,
И грандиозному, ну и красивому.
Так за величие и доброту
Памятник этот поставлен… (коту).
В) В России памятник рекордсменке,
Но не актрисе и не спортсменке.
В Москве он поставлен и людям на диво
Животное выглядит очень красиво.
Спокойно и важно глядит на дорогу,
И кажется, облако трогает рогом.
Меня вы не поймаете на слове,
Ведь памятник этот удойной….. (корове).
Г) Австралия – страна большая,
Об этом каждый в мире знает.
Там есть животное одно-
Доход несёт в страну оно.
В ответ не стали австралийцы
На памятник ему скупиться.
И что добавить мне в конце?
Лишь то, что памятник….(овце).
4. Пищевая цепь. За правильный ответ 10 баллов
Составьте правильно цепь питания. Командам раздаются карточки с названиями животных и растений капитан команды руководит постройкой пищевой цепи.
1) трава-заяц - лиса - падальщик - бактерии 2) орехи - белка - волк - стервятник - бактерии
3) трава – зелёный кузнечик – лягушка – уж- бактерии
IV. Подведение итогов.
Жюри подводит итоги.
А пока жюри подводит итоги игры, поиграем со зрителями.
За каждый правильный ответ вы получите 1 балл, который можете отдать команде, за которую болели:
1. Если мне на место «а»
Мягкий знак дадите,
Сразу сорную траву
В птицу превратите. (Лебеда - лебедь.)
2. Меня за аромат давно ты ценишь, Всюду я красой своей горда,
Но если«р» на «к» ты переменишь,
То вырастут рога и борода (Роза - коза.)
3. Первое - нота, второе - тоже,
А в целом я на горох похожа. (Фа - соль.)
4. Три простеньких слова –
Нота, круг, союз –
Дают нам вместе овощ,
Приятный всем на вкус. (Ре - диск - а.)
5. Местоимение, предлог,
Меж них - фамилия поэта.
А целое - известный плод,
Что зреет на исходе лета. (Я- блок - о.)
6. На поляне, у реки гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки, белоснежные... ромашки.
7. Ветка в гроздья разодета, фиолетового цвета.
Это в жаркий летний день расцвела в саду... сирень.
8. Он стоит на ножке длинной, Будто в пачке балерина.
Как букет, цветок один, темно-красный ... георгин.
9. Вот шершавый стебелек, в середине уголек,
Лепестки блестят, как лак, распустился красный... мак.
10. Если летом на болоте нежные цветы найдете,
Не теряйте ни минутки, собирайте... незабудки.
11. На кустах в саду растет,
Запах сладкий, словно мед,
Но нередко льются слезы
Тех, кто рвет руками... розы.
12. Летом посреди реки, трепеща, как поплавки,
По воде плывут пушинки, темно-желтые... кувшинки.
13. Холод. Все сады пусты.
Ну какие тут цветы?
Но у нас, назло морозу, в марте продают... мимозу.
14. Чтоб отгадать - имей терпенье. С «л» - часть лица, а с «б» - растение. (Лоб - боб.)
15. Личное местоимение - первый слог.
Пение лягушки - слог второй.
Все - растение, у которого плод - ягода. (Ты - ква.)
16. Первый слог - орган растения для питания,
Второй - соединительная буква,
Третий - найдешь в танцах,
Целое - явление в жизни растения. (Лист-о-па-д.)
17. Буква шипящая, гласная буква, нота,
Назойливое двухкрылое насекомое,
Все - дерево с белоснежными пахучими цветами
И вяжущими плодами. (Че - ре -муха.)
18. Первый слог - песня весенней капели, Второй - губы.
Все - растение, про которое сложена загадка:
«Был ребенок, не знал пеленок,
Стар стал, пеленаться стал». (Кап -уста.)
19. Река в Италии течет,
За ней две ноты, еще буква,
А в целом - вышел вкусный плод,
Но только не арбуз, не тыква, а ...по- ми -до-р.
Преподаватель организует рефлексию вопросов: какой был для отвечающих А) наиболее сложный Б) наиболее интересный и запоминающийся.
Сообщает итоги: называется победитель и призёры игры .Награждение победителей.
Сегодня мы не только в очередной раз выявляли лучших знатоков биологии, но и обнаружили, что существуют некоторые проблемы с качеством знаний, над которыми следует ещё поработать. Я надеюсь, что предложенные вам вопросы были интересны и не будут сразу же забыты при выходе из зала. До свидания.
Используемая литература:
1.В.В. Пасечник «Биология» 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
2. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
Были использованы материалы сайтов:
www.admkrai.kuban.ru
www.krasnodar.intergrad.ru
www.blue-marlin.ru
www.oopt.priroda.ru
Загадки - http://www.solnet.ruПриложение 1
Таблица для подсчета
Задания Баллы «Веселые медузы» « Хитрый лис» «Бандерлоги»
Блиц- опрос 1 балл за каждый правильный ответ Загадочные животные 4 балла Памятники животным 10 баллов каждый правильный ответ Пищевая цепь 10 баллов Всего: Загадочные животные.(4 балла)
Здесь даны названия животных. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место и ответьте на вопросы.
Для команды «Веселые медузы»
1. Какое из этих животных самое маленькое?
Рубакс, рикодолк, шугляка, шкала, бакоса.
2. Какое из этих животных – ни на шаг от собственного дома?
Украбс, авуд, тикула, инфледь.
Загадочные животные.(4 балла)
Здесь даны названия животных. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место и ответьте на вопросы.
Для команды «Хитрый лис»
1.Какая из этих рыб самая большая?
Губела, куньо, какиль, секрат.
2. Какое животное лучше всех видит?
Ембогет, фигр, абезонья, брак.
Загадочные животные.(4 балла)
Здесь даны названия животных. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место и ответьте на вопросы.
Для команды «Бандерлоги»
1.Какое животное выше всех?
Рыкса, фариж, грит.
2.Какое из этих животных самое маленькое?
Рубакс, рикодолк, шугляка, шкала, бакоса.
«Веселые медузы»
«Хитрый лис»
«Бандерлоги»