План — конспект урока Информация и информационные процессы в технике


Предмет: Информатика
Тема урока: Информация и информационные процессы в технике.
Цель урока: познакомить обучающихся с информацией и информационными процессами в технике
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование: ПК, интерактивная доска с проектором, конструктор VEX,
Учебно – методическое обеспечение.
Информатика и ИКТ., учебник для 8 класса\ Н.Д. Угринович- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Задачи урока:
образовательная:
закрепление представления учащихся об информации и информационных процессах;
формирование навыков практического применения знаний;
воспитательная:
воспитание ответственности, самостоятельности, самооценки, аккуратности при выполнении работы;
повышение информационной культуры учащихся;
воспитания умения работать в коллективе;
развивающая:
формирование и развитие у учащихся познавательных интересов;
развитие умения оперировать ранее полученными знаниями, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Основные понятия урока:
Информация
Информационные процессы
Системы управления техническими устройствами
Микропроцессор
Роботы
Ход урока:
Организационный момент; (1 мин.)
Актуализация знаний и проверка изученного материала; (5 мин)
Изучение нового материала; (12 мин.)
Практическая работа; (20 мин.)
Закрепление нового материала; (5 мин.)
Итоги урока; (1 мин.)
Запись домашнего задания. (1 мин.)
1 этап. Организационный момент
Приветствие учащихся. - Здравствуйте, ребята!
- Я надеюсь, что вы сегодня на уроке узнаете много интересного, полезного и даже научитесь изобретать.
Обратите внимание на доску. Что мы видим на доске? Правильно, алгоритм. Давайте выполним его.
Слайд 1

Вижу, вы все замечательно справились.
2 Этап. Актуализация знаний и проверка изученного материала.
На предыдущем уроке мы с вами изучили Информацию и информационные процессы для человека. Давайте вспомним.
Блиц–опрос. Каждый ученик по очереди отвечает на вопрос. Если возникают затруднения, право ответа переходит следующему ученику.
Что такое информация?
(Информация (от латинского information – «сведения, разъяснения» - это знания, которые мы получаем из окружающего мира.Какие вы знаете информационные процессы?
(сбор, обработка, хранение и передача, поиск, защита)
3.Какие способы восприятия информации использует человек?
(с помощью зрения, ушей, рецепторов носа, рецепторов языка, рецепторов кожи)
4.Каковы должны быть свойства информации, представленной в форме сообщений?
(понятность)
5.Каковы должны быть свойства информации, представленной в форме знаний?
(полнота и точность)
6. Каковы должны быть свойства информации, распространяемой средствами массовой информации?
(достоверность, актуальность, полезность)
Слайд 2
3 этап. Переходим к изучению нового материала. Тема «Информация и информационные процессы в технике».
Слайд 3
Чтобы технические устройства выполняли определённые задачи, они должны управляться. Так вот, само управление тесно связано с информационными процессами.
Так системы автоматической терморегуляции холодильника, утюга, кондиционера обеспечивают поддержание заданной температуры.
В системе терморегуляции управляющее устройство получает информацию от температурных датчиков, обрабатывает её (сравнивает реальную температуру с заданной) и передаёт команды нагревательному элементу (Усилить или уменьшить нагрев)
Слайд 4
Системы управления встроены практически во всю бытовую технику, станки с числовым программным управлением, транспортные средства и пр.
Например, системы программного управления обеспечивают стирку в стиральной машине в заданном режиме, запись в видеомагнитофоне, обработку детали на станке с программным управлением
Слайд 5
В некоторых случаях главную роль в процессе управления выполняет человек, в других управление осуществляет встроенный в техническое устройство микропроцессор или подключенный компьютер.
Например, управление полетом самолета может осуществлять летчик или в режиме автопилота бортовой компьютер. Они получают информацию о режиме полета от датчиков, обрабатывают ее и передают команды на исполнительные механизмы, изменяющие режим полета.
Слайд 6
– Что такое робот? Для чего нужны роботы? Зачем человек их изобретает?
Роботами называются автоматические устройства, предназначенные для осуществления производственных, научных и других работ.
Роботы могут иметь различные внешний вид и размеры, но все они выполняют действия на основании заложенной в них программы обработки информации
Слайд 7
Промышленные роботы обычно заменяют человека в тех отраслях производства, где требуется проведение утомительных и однообразных работ, опасных технических работ, а также работ, где присутствие человека физически невозможно.
- Сегодня роботы используются для запуска спутников и поездки на другой планете в целом. Робот в настоящее время запущен на Марс для изучения планеты.
Существует несколько разновидностей роботов и для каждого из них имеется своё определение:
В аптеках Шанхая работают роботы-фармацевты. Надо просто нажать на сенсорный экран с описанием симптомов, и робот поставит диагноз и даст необходимые рекомендации. Дальше остается только предложить автомату купюру, и лекарство можно забирать.
Роботы-санитары. Работают в некоторых британских больницах. Роботы производит сухую и влажную уборку, сами выбрасывают мусор, заправляются чистящими средствами и подзаряжаются. В отличие от живых уборщиц, роботы никогда не бубнят под нос и отличаются доброжелательным отношением к окружающим. Встретив кого-то на своем пути, они извиняются и докладывают, чем они сейчас заняты.
 В Южной Корее сконструировали сторожевого робопса для охраны частных усадеб. Пес весит 40 кг, в его нос встроена фотокамера, а в корпусе имеется сотовый телефон, который немедленно посылает сигнал хозяину в случае обнаружения опасности. В критических случаях робот способен сам вызвать полицию.
Робот-фотограф. Его называют «стоп-кадр» и используют для фотографирования людей на вечеринках и других мероприятиях. Робот сам выбирает оптимальный ракурс и наводит объектив на лица. Как правило, 90 процентов снимков, сделанных роботом, оказываются удачными.
 Японский семейный робот. Он запоминает до 7 членов семьи и распознает их по лицам или голосу. Словарный запас – 65 тыс. фраз и 1000 отдельных слов. Он держит в памяти привычки каждого члена семьи и пытается находить к каждому подход. Он краснеет в ответ на шутку и бледнеет в замешательстве.
И еще одно изобретения японцев - Рободансер. Робот-танцор способен попеременно выдавать диско, панк, фанк, рок, хипхоп, брэйк и т.д.
Слайд 8
Видеоролик « 10 самых прикольных роботов»- Да, роботы очень актуальны в наше время. С каждым годом жизнь становится автоматизированной. А на вопросы, способны ли роботы заменить людей, со временем ответит каждый человек сам для себя.
4 этап. Практическая работа.
Теперь давайте попробуем сами создать робота
Каждой группе предлагается собрать по инструкции конструктор (кстати, а инструкция – это что? Алгоритм, правильно)Слайд 9.
Проводится знакомство с моделью.
У робота имеется «мозг» – устройство, которое обрабатывает информацию и посылает команды, – это контроллер VEX .
Какие части робота приводят его в движение, выполняют различные действия? ( моторы ).
Что используется для передачи информации от микрокомпьютера к моторам? ( провода ).
На слайде показываются основные устройства робота
Слайд 10
Посмотрите ролик, в котором видно, что сможет наш робот, после того, как мы его полностью соберём
Этап. Закрепление нового материала
Задание. Давайте проведём аналогию между функциями органов человека, функциями устройств компьютера и робота. Возьмите листочки с табличками и заполните их.
Информационный процесс Органы человека Компьютер VEX-робот
Ввод информации Органы чувств Клавиатура, мышка, сканер Кнопки на контроллере, датчики
Хранение информации Мозг Внутренняя и внешняя память Контроллер
Обработка информации Мозг Процессор Контроллер
Вывод информации Органы речи и опорно-двигательная система Монитор, принтер Интерактивные моторы
6 этап. Итоги урока Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомились с информационными процессами в технике. Познакомились с профессией робототехника. Провели аналогию содержания информационных процессов для человека, компьютера, робота
7 этап выдача и инструктаж домашнего задания
Слайд 11.Запишите домашнее задание