«Этика в профессиональной культуре педагога»


Тема:
«Этика в профессиональной культуре педагога»
Трошина И.М.
учитель начальных классов
МОУ СОШ №4 с УИОП
г. Фрязино
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. ………………………………………………………......2 стр.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………3 стр.
1). Педагогическая этика, как предмет. ………………………………...3 стр.
2). Зарождение и развитие педагогической этики. ……………………4 стр.
3). Нравственное сознание педагога……………………………………8 стр.
4).Проблемы педагогического общения……………………………….14 стр.
а) Взаимодействие учителя с учащимися……………………………...14 стр.
б) Нравственные аспекты отношений учителя с родителями
учащихся ………………………………………………………………..16 стр.
в) Психологические особенности педагогического коллектива…….17 стр.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………19 стр.
4. ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………20 стр.
5 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ……………………..21 стр.
1. Введение
Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:
высокую гражданскую ответственность и социальную активность;
любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
подлинную интеллигентность, духовную культуру, желание и умение работать вместе с другими;
высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятие творческих решений;
потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
физическое и психическое здоровье, профессиональную работоспособность.
Вот какое определение этике даёт С.И. Ожегов: «Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения». Этика – есть теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность). Два этих термина – мораль и нравственность – синонимы. У С.И. Ожегова мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Все эти высказывания и определение идеала относятся прежде всего к современной личности педагога.
2. Основная часть
1). Педагогическая этика, как предмет.
Мир взрослых дети постигают через призму взглядов любимого учителя, который нередко становится их идеалом на всю жизнь. Если мне зададут вопрос: «Кто оказал на вас наибольшее влияние при выборе профессии?» Ответ на этот вопрос очевиден: учителя школы и классный руководитель. Из 28 выпускников нашего класса (выпуск 1981г.,МОУ СОШ №4 г.Фрязино, кл. руководитель Пронина Р.А.), несколько человек выбрали педагогические учебные заведения. Среди учителей немало истинных воспитателей, приобщающих детей не только к знаниям, но и к добру, красоте, оказывающих решительное влияние на формирование их идеалов, жизненных позиций. Но современные дети совсем другие. У них изменились и идеалы. Вот результаты опроса, проводимого среди наших учащихся начальной школы по теме ”На кого я хочу быть похожим”. (См. фото в приложении.) Очень приятно, что 33% хотят быть похожими на своих родителей и 5% - на своих родственников. И всё же 34% хотят быть похожими на героев голливудских мультфильмов и фильмов таких, как Человек – паук, Зорро, Халка, Джека – воробья, а так же на Бреда Пита, Арнольда Шварцнегера и других. Ни один ребёнок не указал, что в хочет стать похожим на учителя. Конечно, здесь играют негативную роль средства массовой информации, неосведомлённость некоторых родителей, но и сами учителя допускают ошибки в общении с учениками и родителями, забывая о своёй профессиональной этике.
Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности.
Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики – в изучении состоянии нравственного сознания педагога.
2). Зарождение и развитие педагогической этики.
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. Передача духовного, социального и производственного опыта последующим поколениям людей и остаётся важнейшим условием существования и развития человеческого общества. Это обуславливает необходимость критически переосмысливать некоторые идеи, проблемные вопросы педагогики, искать новые и совершенствовать существующие способы модернизации школьного обучения и воспитания. В концепции модернизации российского образования уделено особое внимание необходимости повышения профессионального уровня педагогов. В соответствии с гуманистической парадигмой образования важнейшей ценностью является личность человека, формирование и развитие всех его потенциальных возможностей. От современного учителя требуется готовность к непрерывному самостоятельному нравственному и профессиональному развитию. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности. «В античных школах закладывалось всё великое и прекрасное…» - Пифагор (580-500 до р. Х.) Сократ (469-399 до р. Х.) считал, что необходимо сообразовывать воспитание с природой ребёнка. По его мнению природа и воспитание подобны: воспитание создаёт вторую природу человека (на основе труда, непрерывного упражнения в нравственных поступках, выработки навыков правильного поведения). Метод Сократа – помощь учителя ученику в рождении истины. Платон (427-347 до р. Х.) утверждал, что в основе государства лежит идея всеобщего блага. Задача образования – формировать у членов общества такие качества, которые необходимы государству для реализации этой идеи. Аристотель (384-322 до н. э.) считал, что ум ребёнка от рождения есть «чистая доска». Я. Коменский (1592-1670гг.) делал акцент на доброжелательное отношение педагога к обучаемым, критиковал формально-показное выполнение учительских обязанностей. Д.Локка (1632-1704гг.) уделял большое внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя.
Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Ж-Ж. Руссо (1712-1778 гг.) был среди тех, кто наиболее последовательно и решительно настаивал на демократизации педагогической программы Просвещения. Он говорил, что учитель должен быть лишён человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. А.Дистервег (1790–1866). Его называют «учителем немецких учителей», поскольку с его именем связана борьба за утверждение народной школы как школы развития личности ребенка, за улучшение социального и материального положения учителя народной школы. Он сформулировал чёткие требования к учителю (совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.)
Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А.С. Пушкин (1799- 1837 гг.), посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А. П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена"
Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. Большое внимание педагогической этике удиляет в своих трудах Н.А. Добролюбов (1836-1861 гг.) . Он пишет: «…горе учителю, который неосторожным своим поведением …разрушил то обаяние, которым был окружён… Как только нравственное доверие потеряно, тотчас же слово учителя теряет свою силу, - его похвала и порицание не имеют значения…». Добролюбов доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей. М.И. Калинин (1875-1946 гг.) затрагивает тему педагогической этики учителя. Он пишет, что учитель должен быть высокообразованным и кристально честным. В советское время разработку проблем профессиональной этики мы находим у В.А.Сухомлинского (1918-1970 гг.). Он подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Центральная роль … принадлежит воспитателю. В.А. Сухомлинский подчеркивает необходимость искренности и естественности в проявлении эмоций.
Во всех высказываниях великих людей прослеживается мысль о том, что современный учитель не имеет права стоять на месте. Он должен расти, как человек и педагог, совершенствовать свои умения и навыки.
3). Нравственное сознание педагога.
Нравственное сознание педагога – это осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках.
Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики. Основными элементами педагогического такта являются:
требовательность и уважительность к воспитаннику;
умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
деловой тон общения;
внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
во внешнем облике педагога;
в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
в самокритичной оценке своего труда.
Педагогический такт это всегда творчество и поиск.
4). Проблемы педагогического общения
Педагогическое общение - это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка. Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать
следующие задачи:
взаимообмен информацией между учителем и учащимися;
взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;
мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;
взаимодействие и организация совместной деятельности;
взаимная удовлетворенность участников общения.
а). Взаимодействие учителя с учащимися - один из важнейших
путей воспитательного влияния взрослых. Учитель, в принципе, достаточно подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с учащимися. Однако на практике взаимоотношения учителя с учащимися складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля руководства педагога (т.е. от характерной манеры и способов выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с учащимися).
Стиль руководства накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношений учителя с учащимися: на то, как воспринимает учитель своих учеников, как часто его конфликты с учащимися и т.д. Складывающиеся взаимоотношения учителей с учащимися зависят также от того, насколько педагоги учитывают возрастные особенности школьников, в частности свойственное подросткам и юношам стремление к взрослости. Уважение воспитателем личности школьника является обязательным психологическим условием возникновения доверительных взаимоотношений учащихся с учителями. В противном случае возникают конфликты учащихся с учителями. В начальных классах они проявляются как недовольство ученика учителем. У подростков нередки открытые столкновения с учителем.
На родительских собраниях, в частных беседах стараюсь ближе познакомиться с родителями, с семьями, узнать больше о ребёнке, о его друзьях для того, чтобы понять его и правильно построить работу с ним.
Таким образом, учитель и родители тесно связаны друг с другом, и зачастую мы, учителя, не в состоянии решить некоторые школьные проблемы без семейной поддержки, без мира в семьях.
С. Шалкаускис писал: «Школа в воспитательном отношении должна быть не кем иным, как хранительницей семейного очага. Таким образом, учитель должен быть доверенной и надежной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям» .
б). Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся
Педагогическая мораль предусматривает выявление таких требований к личности учителя, которые являются педагогически целесообразными и необходимыми при установлении им контактов с родителями учащихся. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках педагогического процесса. Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. В систему отношений “учитель – родители учащихся” учитель вовлекается объективной необходимостью и самими условиями осуществления педагогического процесса. Эта система отношений способна функционировать и без непосредственного контакта её частников, потому что их связывает учащийся как объект взаимного влияния. Отношения “учитель – родители учащихся” являют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся. Осуществление ведущей роли учителя в сотрудничестве с родителями учащихся представляет значительную трудность. Морально-педагогический фактор в формировании этих отношений играет важную роль. Ещё одно важное обстоятельство, которое должно приниматься во внимание при изучении нравственных отношений школы и семьи: школа или развивает нравственные качества ребёнка, заложенные в семье, или вынуждена его перевоспитывать. В обоих случаях педагог должен знать семейную нравственную ситуацию, а родители – знать нравственно-педагогические требования учителя. Задача учителя - повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Суть взаимодействия учителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
в). Психологические особенности педагогического коллектива
А.С. Макаренко писал: «... я не представлял и не представляю, можно ли воспитать... детский коллектив, если не будет коллектива педагогов».
Педагогический коллектив имеет определенную организационную структуру. Структура определяет отношения взаимной зависимости, взаимного контроля членов коллектива. В рамках этой структуры работает педагогический совет, методические объединения учителей-предметников и классных руководителей, администрация школы. В педагогическом коллективе существует определенное разделение труда и кооперация в процессе его. Это требует от учителя владения навыками сотрудничества, в первую очередь умения совместно добывать необходимую информацию, обсуждать проблемы, выслушать, понять точку зрения коллеги, принять ее, дополнить или аргументированно отклонить. Эти, и многие другие умения и навыки делового сотрудничества приобретает учитель в педагогическом коллективе.
Взаимоотношения учителей в педагогическом коллективе определяются и опосредуются целями и содержанием их деятельности. Отношения, которые складываются между учителями можно условно назвать официальными и неофициальными. Первая - общая система межличностных
нравственно-психологических отношений, охватывающая весь педагогический коллектив. Вторая - сеть избирательных отношений, основанная на взаимных симпатиях между отдельными учителями. Успешность деятельности педагогического коллектива оценивается пятью критериями: обученность школьников, их воспитанность, способность педагогического коллектива оперативно решать возникающие задачи, профессиональная квалификация и личностное самосовершенствование педагогов.
Эффективность деятельности педагогического коллектива зависит от морально-психологического климата в нем. От него зависит самочувствие учителя в школе, его стремление к полной самоотдаче в педагогической деятельности. Климат коллектива в немалой степени определяет и меру творчества каждого учителя. Климат педагогического коллектива зависит от ряда обстоятельств: стиля руководства администрации школы, условий труда, социально-психологической совместимости учителей - членов коллектива; социально-психологических установок, реализуемых учителем, администрацией школы. Благоприятный климат предполагает наличие в коллективе радости труда, оптимизма, радости общения, доверия, чувства локтя, чувства защищенности, бодрости. Педагогический коллектив, который объединен не только общей целью, но и узами дружбы, взаимного уважения и симпатий, становится могущественным воспитателем детского
коллектива.
3. Заключение
Радует, что в настоящее время государство и правительство обратило особое внимание на проблемы школы. Национальный проект «Образование» успешно осуществляется в России. Мы это ощутили и в области, в городе и в школе. Но именно сейчас во главу угла ставится личностно-ориентированный подход на уроках. Это обусловлено, прежде всего, тем, что за последние несколько лет в стране выросло совсем новое поколение, современные дети часто не верят бездоказательным утверждениям учителя. Нередко у многих детей мы встречаем пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. В настоящее время слабеет влияние школы на выбор нравственных образцов. Учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. Поэтому, прежде всего учитель должен сам перестроиться. Чтобы грамотно преподавать, заинтересовать ученика, учителю нужно понять потребности современного школьника. А для этого необходим учитель, влюбленный в свой предмет, уважающий личность учащегося, способный воспринять его точку зрения, учитель-психолог, учитель, владеющий современными ИКТ, учитель – соратник. Конечно, таким учитель должен быть в идеале. Надеюсь, что моя работа поможет учителям задуматься о том, каким должен стать учитель в свете решения национального проекта и как найти пути, чтобы начать решать свои проблемы.
4. Приложение
Результаты опроса, проводимого среди учащихся начальной школы класса
по теме ”На кого я хочу быть похожим”
-927735204470
Основные формы работы с родителями:
Родительские собрания -1 в триместр.
Индивидуальные беседы и консультации – по мере необходимости.
Организация совместной деятельности родителей и детей класса (праздники, экскурсии, классные часы, общественно-полезный труд)
Организация работы классного родительского комитета
Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета.
Поощрение родителей за сотрудничество - в конце триместра, по итогам года, по итогам начальной школы.
Основные темы родительских собраний.
1 Класс.
Особенности адаптации первоклассников к школе.
Режим дня младшего школьника
Развитие внимания у детей.
Мир начинается дома (итоговое собрание).
2 Класс.
Путь-дорога. Первые школьные отметки
Я и мой ребенок – поиски взаимоотношений.
Труд – дело чести. Формирование у детей ответственности.
Правила, по которым вы живете (итоговое собрание).
3 Класс.
Семейные традиции и их значение в жизни ребенка.
Застенчивость и неуверенность ребенка. Как их преодолеть.
Понимать ребенка – это…
Вот и стали мы на год мудрее (итоговое собрание).
4 Класс.
Я – выпускник начальной школы.
Мой ребенок становится трудным.
Любите ли вы своего ребенка.
Зодчие семьи. О родных и близких с любовью.
Наши традиции (итоговое собрание).
5. Список литературы
1.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. - М., 1981. - Т. 3.
 2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н.Митюров. - М., 1985. - С. 167. 
3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1995. - С. 248-284.
4. Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. V. - С. 178. 
5. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (С-Я). Издательство "Азъ", 1992.
6. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. - Л., 1977. - Т. 2. - С. 351.
7. Чернокозов И. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988
8. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /А.С. Роботова , Т.В. Леонтьева и др. М., 2000. 
 9. О профессиональной этике педагога // Сибирский учитель. - Декабрь. - 2000. - №11 (спецвыпуск)
10. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»Эл. адрес: festival@1september.ru   
11. http://www.wikipedia.org/