Брошюра на тему:«Педагогическая этика в профессиональной культуре педагога».


ГБОУ СПО ЕПК КК
«Педагогическая этика в профессиональной культуре педагога».

Подготовила
студентка Ш-31 группы
Омельченко Екатерина
2
Цель брошюры: расширить представления о педагогической этике.
Сегодня в российском обществе – обществе XXI века остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, с коллегами по работе, другими субъектами образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях динамично меняющейся действительности.
Сфера деятельности педагога - это зона доверия между людьми, поэтому педагог должен быть не только хорошим специалистом, профессионалом, но и обладать высоким уровнем профессионально-этической культуры. Соответственно проблема этичного поведения учителя, сегодня особенно актуальна.
Педагогическая культура. Чтобы овладеть педагогическим мастерством, учителю необходимо не только хорошо знать свой 3
предмет, но и владеть этикой межличностного общения, культурой педагогического труда.
В основе педагогической культуры лежат мировоззренческие, нравственные, эстетические, интеллектуальные и другие компоненты общей культуры преподавателя. Без постоянной работы учителя над развитием своей личности достигнуть высокой педагогической культуры невозможно.
Согласно результатам устного опроса, проведенного среди педагогов нашей школы основные качества личности учителя: компетентность, ответственность, интеллигентность, сдержанность, коммуникабельность, целеустремленность.
Этика (лат. ethica – наука, искусство нравственности) учение о нравственности и морали. Этот термин введен Аристотелем.
Этические подходы в системе взаимоотношений «учитель и педагогический коллектив».
4
Педагогическое влияние на учащихся оказывает не только отдельный учитель, но и весь учительский коллектив. Морально-педагогический облик учительского коллектива является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на учащихся как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного учителя.
Заслуживает внимания опыт организации педагогического коллектива на основе идеи коллективной ответственности за каждого воспитанника, за профессиональный рост каждого учителя, за повышение качества учебно-воспитательного процесса. Если в коллективе отношения между людьми создают обстановку сплоченности и доброжелательности, то они благоприятны для педагогического процесса.
Простые секреты бесконфликтности:
Включите «душевное зрение».
5
Понаблюдайте за своим собеседником, подумайте, какие его слова раздражают Вас и постарайтесь не обращать на них внимания, а какие слова разряжают напряжённость, прислушивайтесь к словам, которые приближают вас друг к другу.
Создайте тёплую атмосферу.
Первое и основное правило: «Самый главный человек на свете - тот, кто перед тобой». Принимайте его таким, каков он есть. Постарайтесь, чтобы собеседник Вам понравился. Дарите ему знаки симпатии и уважения
Ищите то, что вас сближает.
Стиль, манера общения – чем больше будет у Вас в этом сходства с собеседником, тем лучше. Мнения, ценности, установки – чем меньше обнаружится у вас в этом разногласий, тем лучше. Не надо противоречить по любому поводу. Приучите себя находить в собеседнике то, что может вас сблизить.
6
Настройтесь на волну собеседника.
Вы должны постараться понять и разделить переживания собеседника. Почувствуйте то, что его волнует. Не нагнетайте напряжённость. Если же его эмоции и установки для Вас неприемлемы, попробуйте настроить собеседника на нужную Вам волну. Например, он грустит, и вы погрустите вместе с ним, а затем мягко подтолкните его к другому настроению.
Никогда не обвиняйте собеседника.
В разговоре задавайте нужный тон – корректный и уважительный. Избегайте в разговоре крайностей, обвинений и оскорблений. Не отвечайте грубо.
Без нужды не задевайте.
Стройте общение на равных, а не в позиции сверху. Не задевайте того, что человеку дорого. Лучше обойтись без отрицательных оценочных суждений.
Избиение под знаком юмора.
7
Юмор прекрасен, но им можно довести человека до белого каления, если он направлен против этого человека, когда смешно всем, кроме того, над которым смеются. Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений.
Разрешите Вас поправить?
Если Вы заметили ошибку или неточность собеседника, то оставьте это открытие при себе. Если уж очень хочется поправить, то делайте это максимально тактично. А советы чаще злят, чем учат. Давайте советы только тогда, когда Вас об этом просят.
Не спорьте.
Иметь своё мнение и не соглашаться – ваше право, а стремление всегда возражать и спорить – признак невоспитанности. Никогда не спорьте по мелочам и не спорьте с тем, кому важнее поспорить, а не разобраться.
О категоричности.
8
Возражая собеседнику, научитесь обходиться без резкости и категоричности, не давайте отрицательных оценок его мнению.
Философия мира и истины.
Старайтесь не победить в споре, а найти истину. Старайтесь понять то, что хочет сказать собеседник. Ищите то, в чём он прав, а не ошибается, старайтесь согласиться, а не возразить. Признавайте возможность своей неправоты.
Каждый день учителя собираются в учительской, и уже по атмосфере в ней можно во многом судить о нравственных отношениях в коллективе: грубость или доброжелательность, ворчание и угрозы или искренность, раздраженность или внимательность и т. п.— уже какой-то показатель этих отношений. А практика показывает, что даже настроение из учительской учитель несет в класс, и раздраженность, возникшая в ней, влечет за собой недостаточную педагогическую 9
продуктивность на уроке. Плохое настроение испытывают на себе и обучающиеся.
Педагогический коллектив — сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того, чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников. Сотрудничество в выполнении всеми единой задачи обучения и воспитания регулируется разными средствами и, прежде всего, административными: распределением поручений,
10
расписаниями, текущими распоряжениями, решением педсоветов и т.п.
Заключение
Специфика профессиональной этики педагога заключается в следующем:
1) объект труда – человек;
2) педагог всегда несет моральную ответственность за будущее человека;
3) труд педагога психологически и организационно сложен;
4) педагог – пример в нравственном воспитании личности, человек высоких моральных идеалов.
Любовь к детям, высокий профессионализм, умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность – вот основные особенности профессиональной этики педагога.