Методическая статья Опыт использования интерактивной доски на уроках физики
Жандарова Л.Б., учитель физики
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Калуги
Опыт использования интерактивной доски в образовательном процессе
Концепция модернизации российского образования определяет информатизацию процесса образования как приоритетное направление развития, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения.
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски (ИД) – комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Популярность ИД среди педагогов объясняется не только технологией, способной заменить традиционную школьную меловую доску, но и широкими возможностями использования на всех ступенях школьного обучения, удобство визуализации текстовой и графической информации с последующей корректировкой и сохранением её на электронных носителях.
Интерактивная доска, подключенная к компьютеру и проектору, позволяет показывать фото, видео, слайды, схемы, таблицы, формулы, наносить маркером поверх статичного или динамического изображения пометки, надписи, делать выделения объектов, исправления текста и т.д. С помощью прикладных программ, прилагаемых к ИД, возможно имитационное моделирование реальных объектов, процессов, явлений. ИД осуществляет поочередное взаимодействие учителя, ученика и программного обеспечения, при этом каждое действие участников взаимодействия отражается на доске и доступно для оперативного диалога.
К ИД может быть подключено любое дополнительное цифровое оборудование: микроскоп, фотоаппарат, видеокамера, следовательно, со всеми отображаемыми материалами можно работать непосредственно во время урока! В комплекте к ИД может быть установлена интерактивная система для проведения опросов на уроках (тренинги, тесты), которая позволяет оперативно оценить уровень усвоения учебного материала группы учащихся или всего класса и продемонстрировать результат на ИД.
ИД предлагает образовательному процессу новые возможности: интерактивность, мультимедиа, новые методы анимации (моделинг), коммуникативность и, в результате, новый уровень качества образования.
Записи урока на интерактивной доске сохраняются в электронном виде и могут быть переданы по электронной почте ученику, пропустившему урок, для самостоятельной отработки материала.
В общеобразовательных учреждениях г. Калуги технических новинок немало, и среди них все чаще появляются интерактивные доски различных видов и производителей. Сегодня в 45% калужских школ установлены интерактивные доски и приставки и их число растет.
Освоение учителями приемов работы с этими техническими средствами особенно активно проводилось в текущем учебном году методистами муниципального образовательного учреждения «Информационно-методический центр» г. Калуги. Среди наиболее эффективных форм сопровождения педагогов, внедряющих в практику работу с интерактивными досками, можно выделить постоянно действующий семинар «Методика использования интерактивной доски в образовательном процессе» (Приложение). В результате обучения участники семинара овладели методами и приемами работы с интерактивной доской, научились использовать возможности программного обеспечения как входящего в комплект поставки, так и свободно доступных цифровых образовательных ресурсов в Интернет, а также создавать на их основе собственные интерактивные уроки по различным предметам. По мнению педагогов, лучшими формами подготовки являются практические и демонстрационные занятия. При этом, чем чаще учитель самостоятельно экспериментирует, чем больше вариантов использования доски он находит для себя и своих учеников, тем эффективнее будет в дальнейшем использование техники.
Увидев, какие возможности на уроке дает интерактивная доска, учителя стремятся как можно быстрее перейти к созданию мультимедийных уроков. Но даже если обычный урок требует времени для подготовки, то подготовка урока с интерактивной доской - это достаточно объемная работа. Она включает подбор необходимого материала, поиск в Интернете, просмотр дисков с цифровыми образовательными ресурсами и создание материала в электронном виде. А еще нужно продумать сценарий урока: как в разумном соотношении совместить видео-, аудиоматериалы, анимации и традиционные виды работы. Однако опыт показывает, что время подготовки к уроку с ИД уменьшается тем быстрее, чем чаще учитель работает с доской: формируется автоматическое владение интерактивными инструментами доски, появляются собственные шаблоны уроков, в которых меняется лишь наполнение – учебная информация, а на следующем этапе учитель подбирает не информацию под известный шаблон интерактивного урока, а выбирает инструменты и программы под учебный материал. И этот увлекательный процесс уже необратим, ибо и дети, и учителя преподносят и получают информацию в интересной, новой форме, а значит – учение с увлечением!
Для обмена опытом, воплощения и развития методических идей использования ИД на уроке МОУ «Информационно-методический центр» г. Калуги организовал работу творческой группы учителей-предметников по теме «Методика использования интерактивной доски в учебном процессе». И сразу стало понятно, что при огромном количестве возможностей ИД, каждый предметник избирательно ищет и находит инструменты и методические приемы, подходящие для обучения его предмету. Когда же учителя разных предметов в творческой группе демонстрируют друг другу свои находки и придумки, оказывается, что они вполне и даже очень интересно применимы для других предметов – универсальны. Только наполнить содержанием! По результатам работы творческой группы создан банк данных «Урок с использованием интерактивной доски», назначение которого - накопление и распространение педагогического опыта в использовании новых ТСО.
Интерактивная доска на уроке – это дополнительный инструментарий для реализации различных приемов и методов, которыми владеет учитель. Направления применения этого инструментария покажем через примеры различных приемов, предложенных творческой группой педагогов-предметников (продолжительность работы с интерактивной доской этих учителей от полутора до восьми месяцев).
1.Создание обучающих видеоалгоритмов
При формировании умений и навыков применения знаний на практике учитель показывает, какие действия и в какой последовательности должен выполнить обучающийся, чтобы получить определенный результат – построение фигуры, решение задачи, определение параметров и.т.д. Для этого создается видеоалгоритм, в котором на интерактивной доске пошагово выполняются действия, сопровождаемые пояснениями учителя. Записи и голосовой комментарий сохраняются в электронном виде как видеоролик, который может быть просмотрен на уроке необходимое количество раз, может быть передан учащимся на электронных носителях в качестве учебной опоры и образца для выполнения заданий в классе и дома. Также видеоалгоритмы будут полезны детям, по какой-либо причине пропустившим урок, так как позволят самостоятельно отработать материал.
Преимущества интерактивной доски. Создание видеоалгоритмов по ключевым предметным вопросам позволит частично преодолеть проблему «мозаичности» образования, ведь далеко не всегда в практике учитель может уделить учащемуся, пропустившему по болезни целые блоки тем, столько внимания, чтобы помочь в усвоении необходимых видов деятельности. Видеоалгоритмы как видеоуроки станут помощниками в самообразовании, при итоговом повторении учебного материала. Например, алгоритмы построения чертежей, записи условия задач
2.Решение задачи несколькими способами на одном готовом чертеже: учитель показывает первый способ решения задачи, затем быстро удаляет рукописные пометки, сам чертеж при этом не стирается, потом показывает второй способ решения этой же задачи. Возможен и другой вариант работы: готовые чертежи появляются последовательно, на каждом из них демонстрируется иной способ решения задачи, чертежи сохраняются и в конце анализируются в сравнении, например для выявления рационального способа решения задач.
Преимущества интерактивной доски Использование готовых чертежей позволяет письменно решить на уроке несколько задач, а также сравнить различные способы решения одной и той же задачи и рассмотреть вопрос, сколько различных решений она может иметь. На одном и том же чертеже можно решить несколько задач, быстро удаляя рукописные пометки. Сам чертеж при этом не стирается.
У обучающихся формируется умение выбирать оптимальный способ решения и корректно представлять решение задачи.
3.Интерактивный опрос
Учитель задает вопрос, который одновременно появляется на доске, обучающиеся выбирают ответ и результаты голосования отображаются на экране для оценивания.
Преимущества интерактивной доски: задействованы одновременно зрительный и слуховой каналы восприятия информации.
4.Используя одну из возможностей ИД – перетаскивание объектов - можно составить несколько видов заданий, расширяя диапазон методов и приемов обучения.
4.1. Задание на заполнение пропусков:
Доска: объекты с формулировкой задания (формулы, слова, предложения, схемы, кроссворды и т.д.) закреплены на слайде (для исключения случайного перемещения и редактирования слайда во время работы), объекты – ответы не закреплены и сгруппированы в одной области доски.
Ученик: выбирает объект для перемещения (буква, слово, фигура и т.д.) или инструмент для заполнения пропуска от руки и заполняет пропуски в тексте, схеме, кроссворде и т.д.
Преимущества интерактивной доски: визуальное, красочное представление информации, возможность выбора и, при необходимости, изменения ответа. Данный прием можно применять для составления заданий с выбором ответа, где к вопросу перемещается выбранный из списка правильный ответ.
4.2. Задание на установление соответствия
Доска: объекты объединены в группы по общим признакам, группы разнесены в разные области доски.
Ученик: выбирает объект из одной группы и находит соответствующий ему по признаку, обозначенному в задании, объект из другой группы, затем выполняет перемещение объектов или соединяет их стрелками.
Преимущества интерактивной доски: из опыта работы можно утверждать, что в данном задании целесообразно выбранные учеником пары объектов сопоставлять перемещением и помещать в третью группу – «мешок», «корзина» или просто в другую область доски, так как сопоставление с помощью стрелок загромождает слайд и препятствует восприятию целостности информации. Необходимо отметить, что задания на установление соответствия направлены на освоение обязательных общеучебных видов деятельности, значит, данный тип заданий будет востребован педагогами.
4.3. Задание на группировку объектов
Доска: объекты для группировки в произвольном порядке расположены на доске, обозначено место для группировки – рисунок, фигура. Объектам задана функция «на задний план» и при перемещении их на рисунок для группировки они исчезают.
Ученик: выбирает объект из одной группы и находит соответствующий ему по признаку, обозначенному в задании, объект из другой группы, затем выполняет перемещение объектов или соединяет их стрелками.
Преимущества интерактивной доски: этот прием обладает высоким уровнем наглядности и способствует освоению умений сопоставлять объекты, находя их общий признак. У младших школьников такие задания вызывают живой интерес, позволяя активизировать познавательную деятельность учащихся, так как логические умозаключения выполняются на основе перемещения красочных объектов, что было бы невозможно на обычной доске.
4.4. Задание на составление модели объекта
Доска: формулировка задания, под ней свободная рабочая область и под рабочей областью - базовые элементы для конструирования, отделенные чертой или иным образом.
Ученик: используя базовые конструкции, составляет модель объекта (при необходимости базовые элементы можно клонировать).
Другие инструменты ИД – «шторка», затенение экрана, подсветка - позволяют составлять задания со скрытой информацией.
Преимущества интерактивной доски: при составлении, например, модели молекулы какого-либо химического элемента, учащийся не рисует молекулу на доске, а составляет её из атомов. Для этого необходимо отобрать из группы базовых элементов необходимые атомы и соединить их в нужном порядке, бездумно выполнить такое задание невозможно. Другим примером может быть составление схем электрических цепей: значительно интереснее учащимся соединять готовые элементы в схемы, чем долго рисовать каждый из них.
4.5. Задание со скрытой подсказкой
Доска: формулировка задания и подсказки (текст, формула, фигура и т.д.), скрытые с помощью инструментов «шторка», затенение экрана или подсветка. Открыта только область доски с заданием.
Ученик: при затруднении в выполнении задания использует подсказку, скрытую на слайде.
Преимущества интерактивной доски: использование данного приема показало, что учащиеся, против ожидания, видят в подсказке дополнительный стимул к выполнению задания и стремятся заглянуть в подсказку только после полного выполнения задания, чтобы сравнить своё решение с правильным. Оформление и использование интерактивной подсказки невозможно с обычной доской.
4.5. Задание на построение
Стандартное программное обеспечение (ПО), входящее в комплект поставки ИД, содержит интерактивные инструменты для построения: транспортир, линейка, циркуль и др. Используя измерительные инструменты из коллекции ПО, можно предложить учащимся задание на построение.
Доска: формулировка задания и измерительные инструменты.
Ученик: используя предложенные инструменты, ученик выполняет построение на основе алгоритма.
Любой метод работы с ИД, а также его составляющие будут интересны при более детальном рассмотрении и творческом преломлении «на себя», «своих» учеников. Поиски в области методики использования ИД в учебном процессе продолжаются с целью более полного раскрытия потенциала этого технического средства, разрабатываются общие и частные методические приемы обучения. Несомненно, ИД позволяет ученикам стать активными участниками образовательного процесса, учиться эвристике, творчеству, учиться пользоваться знаниями. Восприятие учебного материала проходит более активно, повышается внимание, интерес к предмету, яркие моменты урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Чередование различных видов деятельности помогает избежать утомляемости и однообразия в работе на уроке, стимулируется активность и инициативность обучающихся, которые не только воспринимают информацию, преподнесенную учителем, но и сами участвуют в её создании.
Использование ИД позволяет осуществлять процесс обучения на качественно новом уровне, при котором реализуются такие важные принципы как наглядность, доступность, системность, последовательность, сознательность.
Интерактивная доска на уроке калужских учителей - это не только лист для записи или экран для проектора, но пространство, на котором развиваются события урока по собственному сценарию, которым они управляют волшебной палочкой маркера.
Приложение
Постоянно действующий семинар
«Методика использования интерактивной доски в образовательном процессе»
№ п/п
Тема занятия
Форма работы
1
1. Что такое интерактивная доска (ИД)? Некоторые технические характеристики ИД
2. Установка программного обеспечения
3. Знакомство с программой Smart Nootbook 10
4. Инструменты и принципы их работы
Демонстрационное и практическое занятие
2
1. Инструментальная среда для разработки учебных материалов
2. Создание и сохранение Nootbook-презентации в различных форматах
3. Принципы работы с ИД
Практическое занятие
3
1. Практическая работа с ИД
2. Нестандартные возможности, предоставляемые различными меню Smart Nootbook 10
Практическое занятие
4
1. Инструмент «Средство записи Smart».
2. Просмотр обучающего видеоролика «Как снять видеофильм»
3. Видеоурок «Учимся снимать и смотреть кино»
Практическое занятие
5
1. Работа с ИД в программах Microsoft Office
2. Некоторые приемы и методы создания собственных дидактических материалов для работы с ИД
Практическое занятие
6
Практическая работа с ИД. Обмен опытом работы
Практическое занятие
15