Детское творчество как средство формирования коммуникативной культуры учащихся
Республиканский семинар по проблеме:
«Педагогическая система начального образования в условиях реализации ФГОС»
тема выступления:
«Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время»
Пробудить заложенное в каждом ребенке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве – задача не из легких. Период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. Следовательно, задача школы – создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие этих качеств у ребенка.
Основная энергия учителя расходуется на то, как сделать урок, а следовательно, и обучение в целом, более интересным, более доступным, более радостным. Мы отлично понимаем, что обучение творчеству – процесс длительный, требует многократного и разнообразного повторения, но его не обязательно ввести сразу и до конца.
Богатый материал для развития детского воображения и творчества представляют русские народные сказки, недаром они составляют значительную часть текстов, на которых дети постигают богатство родного языка. В начальной школе основная задача – пробудить в ребенке читательский интерес через собственную творческую игровую деятельность. Через развитие потребностей творить формируется способность воспринимать, постигать произведения литературы и искусства. Самая большая ценность, возникающая в детском художественном творчестве, это читатель-художник, формирующийся в юном авторе. Средством достижения этой цели, в первую очередь, являются уроки литературного чтения и внеклассные мероприятия.
Осознавая и осваивая коммуникативную функцию художественных средств, ребенок занимает по отношению к ним новую коммуникативно-рефлексивную позицию. У него возникают мотивы отношения к литературному произведению (чтение ради общения с автором, творчество ради общения с читателем).
Развивать коммуникативную, рефлексивную, личностную культуру школьника, где каждый ребенок обучается способам работы; получает навыки принятия самостоятельных решений творческих задач, позволяют нетрадиционные уроки.
После содержательного, увлекательного тренинга постепенно начала применять элементы сингапурской методики. Рассадила учеников по четверо, разделив на группы, чередуя усваивающих учебный материал на разном уровне. Ребята должны работать в команде, при ответе на вопросы высказывать свои мысли устно или письменно, помогать слабоуспевающим. Никто не должен оставаться в стороне от учебной деятельности. Наряду с закреплением изученного, освежением в памяти забытого, развитием речи это способствует воспитанию чувства уважения друг к другу, толерантности. Здесь нет лидеров, все равны. Такой метод нравится и самим ребятам. А учителю помогает правильно распределить время, на одном уроке проверить знания всех учеников. При подготовке к таким занятиям, учащиеся выбирают любой понравившийся вопрос для творческой работы и в зависимости от общности интересов объединяются в группы. Поэтому из структур обучения выбрала близкую структуру «Конэрс», которая предусматривает разделение на группы по интересам.
Пробовала работать и с «РАУНД ТЭЙБЛ» и с КОНЭРС. При этой письменную работу команда по очереди выполняет на одном листе. Структура «Таймд пэа шэа» заключается в том, что два участника за определенное время дают полные ответы. Остальные введем лишь после детального запоминания английских названий и методики, оттачивания алгоритма действия.(слайды –фото с открытого урока)
Так, на уроке окажутся и сказочники и иллюстраторы сказок, и юные филологи. Задача учителя заключается в том, чтобы «разблокировать» способности ребенка, создать условия для раскрытия и реализации его творческого потенциала.
На занятиях комфортно будет всем: и слабоуспевающим, и одаренным. А педагог получит прекрасные работы: выразительные, эмоционально окрашенные, выходящие из глубины души. Вопросы и задания носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.
Итоговое занятие по теме: «Устное народное творчество»я обычно провожу по такому плану:
нарисовать иллюстрацию к любимой народной сказке, привести соответствующую цитату;
по памяти написать любимые загадки, колыбельные песни;
написать рассказ по пословице;
сочинить сказку;
придумать вопросы сказочной викторины;
рассказать о путешествии по стране сказочных героев;
подобрать пословицу к сказке.
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому
формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Неисчерпаемыми возможностями в формировании творческой личности обладают уроки развития речи. Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Нужно научить ребёнка не только видеть и понимать предмет, но и уметь описать его живым, выразительным словом. Классное чтение обогащает речь ученика новыми понятиями, новыми словами, словосочетаниями, оборотами речи.
Способность детей к стихотворству – это залог развития их речи и формирования творческой личности, одной из средств самовыражения ребенка. Работая над созданием и удержанием положительного отношения к учению, учитель не должен забывать и о таком виде творческой работы, как сочинение. Именно на этих уроках создается атмосфера, способствующая творческому подъему. Для того, чтобы пробудить жажду творчества, необходим системный подход к решению задач речевого развития. Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до написания самого сочинения на различных уроках и во внеурочное время. В подготовке к сочинению выделяют три этапа:
Накопление материала (наблюдение, экскурсия, прогулки, чтение художественных произведений);
Отбор и расположение материала (обсуждение, выделение важного, составление плана);
Словесное и речевое оформление.
Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности.
Высшим уровнем развития письменной речи учащихся является творческая работа, предполагающая высокую степень активности младших школьников и их познавательной самостоятельности. Цель творческих упражнений – создание своего, нового, оригинального, на основе предложенного учителем или подобранного учащимися материала.. Творческие письменные работы оживляют уроки, увлекают самих учеников мыслеречевой деятельностью и нередко вносят элемент соревнования.
Наиболее эффективным методом включения школьников в творческую деятельность на уроке является самостоятельная работа учащихся, направленная на выполнение различных текстовых упражнений под руководством учителя, но без его непосредственного участия. При этом методе работы учитель ставит вопросы, направляет деятельность учащихся, предлагает исходный материал, на основе которого школьники создают творческую работу.
Незамысловатые детские считалочки гарантированно обеспечивают случайность выбора, которая устраивает большинство детей, помогая им легко и быстро сплотиться внутри получившихся групп. ТИМБИЛДИНГ. Сплочение это происходит как бы впопыхах, на скорую руку, что уже является весьма неплохим коммуникативным результатом. Поэтому учителю после того, как он с помощью игровых приемов обеспечит «самозарождение» в учениках деловой увлеченности, остается всего-то на всего не мешать дальнейшей взаимной возгонке, сопряжению и обогащению этой самой детской увлеченности.
Диапазон творческих задач на уроках необычайно широк по сложности. При решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять, комбинировать и т.д. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. И перед учителем стоит задача – вырастить своих учеников инициативными, думающими, творческими людьми. Ребенок сочиняет. Он впервые делится своими впечатлениями, чувствами – пока еще неумело, но уже достаточно ответственно. Робкие и несмелые первые работы первоклассников – на близкие темы: «Моя игрушка», «Любимая сказка», «Моя мама» и другие. Постепенно – шаг за шагом, год за годом – растет мастерство учеников. На уроках они радуют учителя и радуются сами, удивляют взрослых и удивляются себе в этом мире.
Ценность детского сочинительства определяется потому, насколько в нем нашли отражения чувства, мысли ребенка.
Детское творчество формирует коммуникативную культуру учащихся, помогает снять страх перед самостоятельным высказыванием; прививает навык анализировать свои поступки, проходящие события; дети узнают себя как партнера по общению, открывают в себе самые разнообразные стороны личности (те, которые помогают установить контакт с окружающими и те, которые мешают это сделать). Младшие школьники становятся более коммуникабельными, вежливыми, толерантными, способными к сотрудничеству; лучше отвечают на уроках; понимают значение речи в жизни человека и важность уместного (адекватного данной ситуации) речевого поведения.
Для реализации задач по формированию коммуникативной компетенции учащихся, на наш взгляд, необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания лишь средство для развития творческих способностей учащихся.
Работу выполнила учитель I категории Гарипова Венера Ибрагимовна
МАОУ“Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа”Алькеевского района РТ