Конспект урока Окружающего мира по теме «Какими людьми были славяне».
16.03.15. Тема урока: «Какими людьми были славяне».
Цель урока: дать представление о жизни, быте, занятиях населения Древней Руси.
Задачи:
Образовательные: формировать умение работать с исторической картой, с лентой времени, читать «легенду» карты, научить определять последовательность названий страны и соотносить это название с датой, давать характеристику исторических терминов, рассказывать о наиболее важных событиях в истории Отечества, расширять кругозор.
Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь, коммуникативные навыки общения учащихся.
Воспитательные: прививать чувства гордости за прошлое Отечества, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль и самооценку в учебной деятельности, воспитывать ответственное отношение к работе, формировать умение работать в парах и группах.
Оборудование:
У детей:
карты «Древней Руси»,
карточки «Что ели в древности люди»,
тетрадь,
учебник.
Доска:
виды транспортных средств (самолёт, автомобиль, корабль, лодка-долблёнка, теплоход) –иллюстрация,
орудия труда – иллюстрация,
карта Древней Руси,
иллюстрация поселения,
иллюстрация разреза славянского жилища.
ХОД УРОКА.
I. Оргмомент. Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, ребята. Проверьте, всё ли готово к уроку.
Ученик читает стихотворение.
Мал ещё, но рассудить я в силе, И никто меня не упрекнёт — Нет страны, прекраснее России! Этот вывод знаю наперёд! Вырасту — поезжу я по миру. И уверен, к берегам Родным, Будет тяга непреодолимой, Хоть откуда — но вернусь я к ним! Потому, что Русский я по Духу! Потому, что Русь — моя Земля! Потому, что Мать моя — Славянка И меня в России родила! Потому, что здесь мой дом и школа! Дед, Отец и все мои друзья, Русская, любимая Природа, Речь родная, здесь моя Семья!
- О чём это стихотворение? Почему автор называет свою мать - славянкой?
2.Повторение изученного. Мотивация.
1.Фронтальный опрос.
– Ребята, скажите, как называется наука, которая изучает прошлое человечества? (История)– А как называется раздел, который мы с вами изучаем? (Человек в разные исторические времена)– Я хочу проверить, а как вы знаете некоторые исторические термины, понятия, относящиеся к разным эпохам/периодам нашей страны. А в это время 1 ученик у доски восстановит правильно названия нашей страны и даты. (В разные времена) (2 минуты).
2. Работа в группах.
-Повторим правила работы в группе.
Игра «Эрудит»
Класс делится на 5 групп .Каждая группа получает от учителя по 1 термину. За 1-2 минуты каждая группа должна предельно точно и верно дать объяснение слова. Побеждает та группа, чьё толкование было точным и позволило отвечающим правильно угадать слова.
– Если группа не знает значения слова, может воспользоваться учебником, словарём.
Монах, который написал «повесть временных лет» . Звали его Нестор, жил в XI – начале XII века.(Летописец)
Этот городок, превратился в большой центр, в него вошли другие города: Можайск, Коломна, Переславль-Залесский. Как называется этот центр? (Княжество, а в конце XIII века – Московская Русь.)
Венец-корона, которую возложили на голову при венчании на царство. Шапка Мономаха. (Первый царь – Иван Грозный)
Большое сильное государство, которое образовалось в конце XVII века. Империя (Император Пётр I).
Союз, объединение 21-й национальной республики, а так же краёв и областей. (Федерация.)
3. Работа над новым материалом.
1. Постановка учебной задачи.
- Давайте вернёмся во времена Древней Руси. Назовите дату этого периода (IX-XIII в.). Покажите на ленте времени. Как называется народность, жившая в это время на территории Древнего государства. (Древние славяне)
-Какова будет тема сегодняшнего урока? «Славяне».
-Подумайте, на какие вопросы о древних славянах вы хотели бы получить ответ на уроке?
Территория расселения (где селились).
Жилища славян.
Занятия славян (орудия труда).
-Представьте себе, что мы с вами попали в то далёкое время и отправляемся в гости к нашим предкам – славянам. Выберите из предложенных средств передвижения то, которое будет удобно и транспортабельно в то далекое время: самолёт, автомобиль, корабль, лодка-долблёнка.
- Можно ли было пробраться по суше? Почему? Были ли дороги? Какие были орудия труда? (иллюстрация)
2.Работа с картой, с тетрадью.
– Посмотрите на карту. Территорию Европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь деревья, заросли кустарника и непроходимые болота. Только по широким, полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.
- Выскажите свои предположения, где мы найдём поселения
(В глубине леса. На берегу реки.)- На каких реках селились племена? (Рассмотрите карту).Действительно, полторы тысячи лет назад, племена селились по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина.- Что обозначено на карте знаком ///
- Какую территорию начали обживать в XI веке славяне? К какому морю стремились?-Какой вывод можно сделать? (Славяне селились по берегам рек)
3.Работа с учебником.
-Итак, постепенно с юга на север осваивались земли славянами. Значит, наш путь к славянам на долблёнке проляжет в северном направлении.
Плывём на лодке по реке и видим: над высоким холмом над рекой вьётся дымок.
– Почему на холме, а не в низине? Прочитайте в учебнике и ответьте. (вдруг да река разольётся, издали можно было увидеть приближающегося врага).
- Подойдём поближе. Слышен людской гомон. На поляне то тут, то там стоят строения.
-Как вы думаете, всегда ли можно было так удачно найти полянку без зарослей деревьев и кустов? Давайте рассмотрим подробней обустройство жилищ славян. Что мы видим вокруг строений? (ров, частокол, земляной вал)
-Зачем? (Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали друг с другом).Дом был на метр углублён в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев – жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой и смазаны глиной, чтобы не было щелей. Из жердей сделана и крыша, покрытая толстым слоем соломы. Рядом с жилищем находится сарай, загон для скота, погреб (землянка).-Дом обязательно стерегла собака, но больше всего она была необходима для охоты на лося, бобра, лису, белку, зайца.-А вот и сами хозяева вышли нас встречать.
4. Физкультминутка.
- Сейчас мы проведём физкультминутку и вспомним облик славянина.
-Руки на пояс. Выполняйте поклон только тогда, когда услышите верное описание.
-Славянин крепок, статен, окладистая борода, темноволос (–), светлые голубые глаза. -Выполняйте приседание, если считаете, что такой предмет одежды мог быть одет на славянине? (кафтан, кушак, лапти, ступни, туфли на каблуке).
5. Работа над новым материалом (продолжение).
-Пора заходить в дом. Что мы увидим в доме?
4.Рассказ ученика:
– В доме темно и сыро. Слабый след просачивается сквозь небольшие оконца, прорубленные в стенах. На ночь и в холода их закрывали досками или соломой – ведь стёкол тогда не было. В углу, сложенная из камня печь. Она обогревала дом и на ней же готовили пищу. Топилась она по-чёрному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери и отверстия в кровле. Почти всё свободное место в доме занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели. Но всё же такое жилище укрывало от непогоды и диких зверей.
-Тем не менее, хозяйка уже хлопочет. К столу приглашает.
-Чем же она может нас угостить, вы решите сами.
5.Работа в парах. (карточки, одна на парту).
-Повторим правила работы в паре.
-Что ели люди в древности?
Картофель, помидоры, чай
Шашлык, кофе, сахар
Каши, квас, тюрю (квас с хлебом), соленья, рыбу.
-А вспомните, как заканчивалась русская народная сказка: «Я там был мёд пиво пил…». Издавна известна сказка «Репка» и рассказывали её в древности. О чём это свидетельствует?-В какой посуде они предлагали еду: фарфоровая, глиняная, стеклянная, деревянная.
-Как делали посуду? Каким ремеслом приходилось им заниматься ещё? Почему?
Кузнечное дело
Ткацкое дело
Гончарное производство
Охота
Рыболовство
Земледелие
6.Закрепление.
-Знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогут вам решить кроссворд.
Кроссворд
1. Основное занятие славян (земледелие).2. Где выбирали место славяне для поселения (на реке).3. Какой вид занятий славян связан с рекой (рыболовство).4. Для какой цели славяне держали дома собаку (для охоты).5. Название лодки выдолбленной из цельного дерева (долблёнка).6. Название племени, жившего на территории нашего края (весь).
15240174625
5. Итог урока.
7. Итог урока.
-На какие вопросы вы хотели получить ответы на уроке?
-Как же обустраивали свой быт древние славяне?
-Почему славянину приходилось знать много ремёсел?
-Что могли найти археологи при раскопках древнего славянского городища.
Поднимите руку, если услышите возможные находки (находки восточных славян IX века).
– рыболовные крючки (острога, спец. копьё)+ глиняные черепки– деньги (XIV век)– кирпичная кладка дома+ ручная мельница+ кузнечные принадлежности
- Что бы вы хотели узнать ещё о жизни славян?
8. Рефлексия.
- Вы проделали большую работу, показали свои знания, умение размышлять, вы были прекрасными слушателями и активными собеседниками. Мне было приятно работать с вами.
- Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения.
- Что вам понравилось в себе на этом уроке?
- Оцените сами свою работу на уроке:
- очень доволен своей работой;
- кто считает, что может работать лучше.
9. Домашнее задание.
1. Учебник «Окр. мир» стр.46-55.2. Подготовить рассказы на тему:
1 ряд - Занятия славян и орудия труда.
2 ряд - Как славяне защищали Родину. Как помогали друг другу.
3 ряд - Как славяне принимали гостей. Как отдыхали.