Конспект урока окружающего мира на тему Какими людьми были наши предки (3 класс)



Урок окружающего мира
3 класс
«Какими людьми были наши предки»
Тип урока: изучение новых знаний.
Цель: создание условий на уроке  для формирования представлений о том, кто были наши предки славяне, как была  организована жизнь наших далеких предков, какими чертами характера обладали, какие традиции соблюдали.
Задачи:
Предметные : 
- формировать  общее представление о наших предках;
- рассмотреть характерные  качества славянина.
Личностные:  
-формировать интерес к познанию окружающего мира;
-воспитывать предпосылки готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности;
 -воспитывать уважение к старине,   к своим предкам, желание  следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой народ, трудолюбие.  
Метапредметные:
регулятивные :  следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения учебной задачи;  
коммуникативные: учить ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
познавательные: создать условия для развития у школьников умения строить небольшие сообщения в  устной форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
         Оборудование:    мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал, магнитная доска, презентация к уроку Power Point.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
План – конспект урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
I.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Звучит отрывок из стихотворения И. Никитина «Русь».
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.
Это ты, моя
Русь державная.
Моя родина
Православная!
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
 -Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Вы правы, речь пойдет о жизни людей  нашей страны в былые времена. Мы будем говорить о нашей Родине. Регулятивные (волевая саморегуляция , прогнозирование)
II. Этап проверки выполнения домашнего задания.
Цель :организовать проверку знаний по изученному материалу.
- Как называется раздел, по которому мы работаем? (Как жили наши предки).
-Объясните значение слова предки.
(Люди, которые жили перед нами).
-Кто были наши предки? (Наши предки – славяне).
-Что вы знаете о славянах? Где они жили?
-На прошлом уроке мы говорили об истории славянских имен.
-Как рождались имена в далекой древности?
- От какого слова произошло слово «фамилия»? -Как образовались фамилии?
Устные сообщения детей
(лексическое значение слова предки).
Предки – это люди, которые жили перед нами.
(по отношению к предкам мы – потомки)
(Славяне занимали территорию между тремя морями – Черным, Белым и Балтийским и селились по берегам рек – Волги, Оки, Западной Двины, Десны и др.)
Черныш по цвету волос
Беляй Бессон по внешности, характеру
Хорош
Семушка порядковый номер ребенка
Пятый
Имя могло указывать на время и место появления ребенка на свет. (Суббота, Зима, Дорога)
Имя говорило о профессии родителей – Сом, Пушкарь, Муковоз.
Фамилия - слово нерусское, пришло к нам из латинского языка переводится как «семья».
Фамилии образовались
– от отчеств: Петр, Иванов сын;
-от прозвищ;
-служители церкви—от названий церковных праздников или тех храмов, где они служили. Познавательные (умение строить сообщение)
Познавательные 
(работа со словарём, анализ)
Познавательные 
(работа со словарём, анализ)
III. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Цель: организовать  усвоение  нового материала и способов действий  
1.Актуализация знаний
Цель: организовать актуализацию мыслительных операций достаточных для построения новых знаний.
 -Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна?
- Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на много лет назад к нашим предкам. 
- Как вы думаете, а нужно ли нам, потомкам, знать, как жили наши древние предки? Зачем?
Итак, наши далекие предки -- славяне. Что бы вам хотелось узнать о наших предшественниках?
(как они трудились, как защищали Родину, какие традиции соблюдали и т. д.)
2. Постановка целей и задач урока.
-Сегодня на уроке мы совершим путешествие в прошлое.
Тема сегодняшнего урока: «Какими людьми были наши предки».
Сегодня мы будем настоящими учеными – историками и проведем исследование.
На предыдущем уроке ребята разбились на группы и провели исследования.
Сегодня на уроке мы будем работать по следующим направлениям:
-Древнерусская семья;
-Как наши предки работали;
-Как защищали Родину;
-Как помогали друг другу и принимали гостей;
-Как отдыхали.
 Давайте вспомним, как выглядели наши предки, и смоделируем типичный вид славянина.
- Выскажем предположение: Как выглядели наши предки – славяне?
-Рассмотрим иллюстрацию в учебнике на с.34.
О древнерусской семье нам расскажет 1 группа исследователей.
Вывод:
--Как выглядели наши предки- славяне?
--Какие семьи были у славян?
--Кто был глава семейства?
--Как воспитывали детей?
--Почему в семьях существовало согласие и любовь?
Учитель:--Мы уже знаем, что славяне жили большими семьями. Объединение семей составляло род. От того, как работали все члены семьи, зависело их благополучие и богатство. Каждая семья старалась (особенно в деревнях) сама себя обеспечить всем необходимым для жизни: и питанием, и одеждой, и вещами.
Учитель: -- Поскольку пахотной земли было мало, поэтому вырубали или сжигали лес, выкорчевывали пни, подготавливали поле под посевы. Для удобрения использовали золу. Это был тяжелый труд, ведь орудиями труда в те годы были топор да пила.
Учитель: -Выскажем предположения
Какое высказывание верно:
-Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались;
-От трудолюбия человека зависит, будет ли он умел, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки.
-Определить, какое высказывание верно, нам поможет 2 группа исследователей.
Вывод:
-Итак, какое предположение подтвердили ребята?
-Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались;
-От трудолюбия человека зависит, будет ли он умел, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки.
-Наши предки были людьми трудолюбивыми. Они любили и уважали своих родителей, свою семью, Родину.
Когда враг нападал на русскую землю, все как один вставали на ее защиту.
Русские люди говорили: «Лучше смерть принять, чем Родину предать».
Вот что пишет о славянах иностранец, который в те далекие годы посетил Древнюю Русь: «Они любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению. Храбры, выносливы, легко переносят холод и жару».
-Назовите первых древнерусских князей которые защищали свою Родину?
-Сейчас 3 группа исследователей расскажет нам о примерах смелости, отваги русских воинов.
--Как вы думаете, ребята, почему русские люди так говорили:
«Нам чужой земли не нужно ни пяди, но и своей вершка не отдадим»?
--Объясните значение слов пядь, вершок.
Вывод: славяне были храбрыми, отважными,  преданными своему народу, своей Родине, настоящими патриотами.
Физминутка Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Трудно было жить во все времена.
Что помогает выжить в трудный момент? (взаимовыручка)
О еще одной черте славянского характера, заботе о ближнем, вы прочитаете в учебнике, с. 37.
О какой черте славянского характера вы прочитали?
Как поступали наши предшественники, если у кого-то в доме случался пожар?
Что значит построить дом «всем миром»?
Как принимали заходившего в дом странника?
Учитель показывает:
-А еще, ребята, в старину существовал такой обычай. После обеда стол накрывали чистой скатертью, на середину стола ставили хлеб, а рядом солонку с солью. Зачем так делали?
-Умели наши предки не только работать, но и отдыхать.
Песня занимала в их жизни особое место. Были песни и колыбельные, и шуточные, и свадебные, и плясовые.
Любили веселые пляски, тихие хороводы. Любили и кулачные бои, борьбу и бег наперегонки.
Об этом расскажет 4 группа исследователей.
Государство Русь
Знать историю своей семьи, древо семьи
(кто они такие, где жили, как работали, как отдыхали, какими были по характеру)
Работа с иллюстрацией в учебнике.
- Представить, как выглядели наши далекие и не очень далекие предки, можно по легендам, летописям, старинным гравюрам. Рассмотрев в учебнике иллюстрацию и прочитав дополнительную литературу, мы составили словесный портрет древнерусской семьи.
Перед нами большая славянская семья – мать, отец, дед и дети.
В центре сидит дородный мужчина с бородой – отец, глава семьи. Мужчина рослый, стройный, сильный. Он зеленоглазый, светловолосый.
У отца на коленях сидят светловолосые, зеленоглазые сыновья-близнецы.
Слева от отца – старый мудрый дед.
Мужчины одеты в рубахи и штаны. Рубахи подпоясывали сплетенным из ниток шнурком, или поясом, или ремнем. На ноги обували лапти.
Справа от отца семейства сидит его красавица-жена и две их дочери.
Старшая дочь-краса-девица: глаза голубые, брови соболиные, щеки алые, будто маков цвет, шея белая, лебединая. Женщины носили на голове платки, а девочки украшали голову разноцветными лентами.
Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт. Глава семейства был родоначальник или отец. Жена, дети, родственники повиновались этому главе беспрекословно.
Девочкам говорили: «Мальчик — это будущий мужчина, воин, хозяин, глава Рода, отец будущих детей. Поэтому к нему нужно относиться с Любовью и уважением. Мальчикам говорили: «Девочка — это будущая хозяйка, Хранительница домашнего очага, мать будущих детей, поэтому ее надо Любить, уважать и почитать.
Предки наши отличались почтительностью в отношении к старшим себя, почему и существовало общее согласие и любовь. Детей воспитывали строго, в труде и уважении к старшим.
«Делают нивы свои и землю свою», — так летописец определил главное занятие славян. Земледелие играло огромную роль в их жизни. Не случайно слово «жито», обозначающее всякий хлеб на поле или в зерне, в славянском языке родственно словам «жить», «жизнь». Землю пахали на лошадях или на волах деревянными орудиями с железными наконечниками. Древний плуг у славян назывался «рало», «орать» означало пахать, а «оратай» — пахарь. Славяне выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо. В хозяйстве держали коров, свиней, овец, коз, лошадей. Количество скота указывало на богатство семьи или рода.
Почти все необходимое для жизни изготавливалось в домашних условиях. В свободное от полевых работ время славяне пряли, ткали, шили, лепили игрушки, делали хозяйственную утварь. Каждый мужчина в славянском поселении искусно владел топором, служившим и для рубки деревьев, и для строительства жилья, и для изготовления хозяйственных мелочей. Например, топором били «баклуши» — делали заготовки для деревянных ложек. Это была самая легкая работа, которую поручали старикам и детям. Все постройки, в том числе и укрепления, были деревянными. Их «срубали» и «городили».
Детей с раннего детства приучали к труду. Дети крестьянские, часто не зная грамоты, умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а лет с 6-7 делали почти полностью работу взрослых – пахали землю, ловили рыбу. Мальчикам в 6 лет поручали таскать снопы во время молотьбы, в 8 – пасти лошадей, в 9-10 – бороновать, в 12 – пахать, а в 16-17 – косить.
Девочек приучали к труду раньше, чем мальчиков. Они с 6 лет садились за прялку, пасли цыплят, с 7 – учились вышивать, к 10 должны были уметь доить корову, возиться с младшими. Детей купцов учили вести торговые дела, обучая грамоте, счету. Детей правителей приучали к исполнению государственных дел, заботе о своих подданных. Хвалить детей за работу было не принято, считалось, что этим можно испортить ребенка. Похвала родителей ценилась очень высоко.
Наши предки не могли быть ленивыми, иначе они просто не выжили бы.
Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский.
1.Я расскажу о победе князя Александра над шведскими рыцарями.
Александр, сын великого князя Ярослава Всеволодовича, княжил в Новгороде.
В 1240 г. король Швеции отправил большое войско против новгородцев.
Шведский военачальник Биргер привел свое войско в устье реки Невы и послал своих послов в Новгород к молодому князю Александру Ярославовичу. «Сражайся, если сможешь. Я уже на твоей земле»,- передали послы слова Биргера. Собирать силы было некогда. Александр сказал своей дружине: «Нас немного, а враг силен. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем»,- и неожиданно напал на шведов. С рассвета до темноты длился бой. Сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатер упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей. Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру за эту битву дали прозвище Невский. А было князю Александру Ярославовичу всего 20 лет.
2.Мы расскажем вам о победе русских войск на поле Куликовом.
В 1380г. на Московском престоле сидел князь Дмитрий Иванович. Он разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами, чтобы собрать войско против монгольского хана Мамая. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси.
На битву князя благословил Сергий Радонежский. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.
Князь Дмитрий повел свою рать навстречу
монгольскому правителю Мамаю.
Сошлись войска на Куликовом поле.
Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая-Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.
И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Ордынцы теснят русских, того и гляди, их окружат. Но тут вышли из засады русские дружины. Это произошло так стремительно, что ордынцы растерялись и обратились в бегство. Войско Мамая было разгромлено.
Потому, что русские воины – защитники своей земли. Они бились за свой народ, свою семью, любимую Родину. Чужая земля нам не нужна.
--Пядь – старорусская единица измерения длины, равная расстоянию между концами вытянутых указательного и большого пальцев, примерно 17 см.--Вершок – старорусская единица измерения длины, равная длине основной фаланги указательного пальца, примерно 4,5см.
Чтение текста учебника
Самыми ценными продуктами в те времена был хлеб да соль. Вот и оставлял хозяин для любого гостя самые ценные продукты. О гостеприимном хозяине говорили: « Хлеб-соль со стола не сходит».
А если кто-то войдет в крестьянский дом в тот момент когда семья обедает, то войдя в горницу скажет: «Хлеб да соль» (так по-старинному желали приятного аппетита) и в ответ услышишь: «Хлеб кушать милости просим».
Любимые народом праздники: Рождество Христово, Масленица, Пасха, Красная горка.
6 января – рождественский сочельник, завершал рождественский пост и открывал двухнедельные новогодние празднества – святки. Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов, посиделки создавали атмосферу святочного веселья. По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с удовольствием выслушивала колядки:
-На крылечко и в сенецПрибыл месяц овсенец.
-Дома ли, дома
Хозяин дома?
-Дома!
Споем!
Желаем счастья, счастья-здоровья
Дому его!
Дома ли, дома
Хозяюшка дома?
-Дома!
Споем!
Желаем счастья, счастья-здоровья
В Новом году!
Дома ли, дома
Ваша семья?
-Дома!
Споем!
Желаем счастья, счастья-здоровья
Вам на всю жизнь!
-Коляда, коляда!
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Коляда, коляда –
Радость – не беда.
А бывает коляда
Накануне Рождества?
Накануне Рождества
У людей полно родства.
Масленица – один из самых любимых в народе праздников. На Масленицу провожают зиму, весну закликают. Люди, забывая про холода, бесконечные зимние ночи, пекли румяные и горячие, как само солнце, блины и веселились от души.
-Ой, да Масленица
На двор въезжает!
А мы, девушки, ее состречаем!
А мы, красные, ее состречаем!
Ой да Масленица, погостюй недельку,
Широкая, погостюй другую!
Масленица: «Я поста боюся!»
Широкая: «Я поста боюся!»
«Ой да Масленица, пост еще далече,
Широкая, пост еще далече!»
Вот такие песни распевали девушки, парни, брали соломенное чучело – Масленицу – и ходили с ним по деревне.
К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами.
Каждый день Масленицы имел свое название:
Понедельник – «встреча»,
Вторник – «заигрыш»,
Среда – «лакомка»,
Четверг –«разгуляй-четверток»,
Пятница – «тещины вечера»,
Суббота – «золовкины посиделки»,
Воскресенье – «прощеный день».
На седьмой день Масленицу провожали, сжигали соломенное чучело.
Прощай, Масленица-вертушка,
Настает великий пост.
На деревне все приели,
Подают селедки хвост!
Как на масляной неделе
В потолок блины летели!
И-их!
Уж ты, Масленица, ты обманщица,
Говорила семь недель, а остался один день!
В нашей Республике , в селе Усть-Цильма, сохранилась традиция отмечать праздник Красная горка, который проходит с 7 по 12 июля.
Красная горка – это встреча весны, праздник веселья, хороводов.
В 19 веке Горка проходила в Усть-Цильме на центральной улице села, недалеко от реки Печоры, куда приставали суда с товарами. Купцы раскидывали торговые палатки и начиналась ярмарка.
Сейчас на Красную горку водят хороводы, поют песни. Пекут шаньги, пироги, караваи. Много детей и молодежи участвуют в празднике.
Познавательные
Личностные
Коммуникативные (прогнозирование)
Регулятивные (выявлять то, что уже усвоено и то,  что подлежит усвоению)
Коммуникативные (умение выражать свои мысли)
Регулятивные (выявлять то, что уже усвоено и то,  что подлежит усвоению)
Коммуникативные (умение выражать свои мысли)
Познавательные 
(работа со словарём, анализ) 
Познавательные (работа с учебником)
Работа в группе
Познавательные
Коммуникативные
IV. Закрепление изученного.
Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Итак, ребята, вы провели большую работу. А сейчас подведем итог нашему уроку. Вы поработаете в группах.
1 группа.
Выбери пословицы, которые говорят о трудолюбии наших предков.
Что посеешь, то и пожнешь.
Хочешь есть калачи -- не сиди на печи.
Трудиться – всегда пригодиться.
За общим столом еда вкусней.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Упорно трудиться – будет хлеб в закромах водиться.
Не ленись за плужком – будешь с пирожком.
2 группа.
Определите, о чем эти песни. Какие они: колыбельные, трудовые, праздничные.
1.Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью, радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
2.Уж я сеяла, я сеяла ленок,
Я сеяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала:
Ты удайся, удайся, ленок!
Ты удайся, мой беленький ленок!
Лен мой, лен, белый лен!
3.Баю, баю, баиньки!
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить –
Новы валенки носить.
3 группа. Отгадайте старинные загадки:
На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь.
Берега железны, рыба без костей, вода дорога.
4 группа. Собери русский костюм.
5 группа. Собери пословицы. (части пословиц рассыпаны)
Кто с Россией не тягался , в правых не оставался.
Лучше смерть принять, чем Родину предать.
Враг хотел пировать, а пришлось воевать.
Если народ един, он непобедим.
Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
- О каких чертах характера наших предков говорится в пословицах?
Итог: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». А.С.Пушкин
Работа в группах.
Работа с пословицами.
Работа с раздаточным материалом.
Работа с раздаточным материалом. Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные (самооценка, рефлексия)