Авторская программа учебного курса внеурочной деятельности «Занимательные страницы истории языка» 5 класс
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
внеурочной деятельности
«Занимательные страницы истории языка»
5 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения
Программу разработала
учитель русского языка и литературы
Береснева Татьяна Юрьевна
Самара, 2014
Пояснительная записка.
Общая характеристика курса.
Ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Содержание курса.
Тематическое планирование.
Методическое обеспечение курса.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательные страницы истории языка» предполагает введение в курс средней школы элементов истории языка и отвечает всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта, в котором на первый план выдвигается положение о воспитании личности, способной «к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию».
В настоящее время программы для общеобразовательных учебных заведений свидетельствуют о том, что необходимо поднимать преподавание русского языка на новый качественный уровень, который соответствовал бы условиям и потребностям современного общества. В связи с этим на первый план выдвигается проблема формирования языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Таким образом, акцентируется внимание на усилении практической и речевой направленности обучения, а также значительное место отводится воспитанию у школьников научно-лингвистического мировоззрения.
Практическая значимость введения в курс средней школы элементов истории языка очевидна. Одним из основных направлений развития современного среднего образования является научный принцип изучения предметов. В педагогике принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Для курса русского языка таким принципом признается историзм в подаче материала. Необходимо отметить, что принцип сознательности и активности учащихся в обучении, – один из самых главных принципов современной дидактической системы, реализующийся при условии, если программный материал усваивается путем активной мыслительной деятельности: сравнений и сопоставлений; выделения причины и следствия; классификации и обобщений и т.д. Исторические же экскурсы и сравнения при изучении языка помогут школьникам сознательно усваивать учебный материал и покажут им, что современные нормы языка являются результатом длительного процесса его развития и совершенствования.
Данный принцип предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач. Именно поэтому в указанном учебном курсе привлекаются только такие исторические сведения, которые освещают процесс развития основных грамматических категорий, объясняют внутреннюю логику и обусловленность существующих сейчас языковых явлений разного уровня.
Учитывается и такой принцип дидактики, как доступность, требующий учета возрастных особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.
Укажем еще на один принцип, которому отвечает историзм на уроках русского языка. Это принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, направленный на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося. Таким образом, историческое комментирование русского языка отвечает важнейшим принципам дидактической системы, что позволяет говорить об актуальности включения элементов истории в курс русского языка в средней школе.
2. Общая характеристика курса.
Курс внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательное путешествие в историю языка» рассчитан 1 учебный год (34 часа).
Данный курс обеспечивает достижение следующих целей:
Обучающая цель заключалась в том, чтобы облегчить ученикам понимание и усвоение некоторых фактов языка, кроме того, исторические сведения помогают понять природу некоторых исключений в современном русском языке.
Развивающая состояла в следующем: научное освещение фактов и явлений современного русского языка обеспечивает сознательное отношение учащихся к изучаемым явлениям, повышает интерес к занятиям по русскому языку, расширяет кругозор учащихся.
Сообщаемые ученикам сведения по истории языка повышают познавательную самостоятельность у учеников, воспитывают любовь и уважение к родному языку.
Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
овладение нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);
развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы являются:
воспитание учащихся средствами данного предмета;
развитие их логического мышления;
обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.).
Ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Предметные результаты:
понимание и осознание места русского языка среди других языков мира;
знать основные этапы развития русского алфавита;
понимать основные законы изменения фонетической, лексической и словообразовательной систем русского языка;
познакомится с творчеством выдающихся деятелей в области науки о языке;
уметь строить тексты в соответствии с законами русского литературного языка.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
12) осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
4. Содержание курса.
1. Русский язык среди других языков мира (2ч)
2. Развитие русского письма (8ч). Особенности развития русского алфавита. Исторические изменения. Выдающиеся личности в истории русского письма.
3. Развитие фонетического строя языка(11ч.). Система гласных и согласных звуков языка. Основные фонетические законы, по которым развивается язык.
4. Развитие лексического строя языка (6ч). Лексика и фразеология. Этимология слов и устойчивых выражений.
5. Словообразование (3ч). Изменение строения слов.
6. Текст (3ч). Комплексный анализ текста с учетом исторического контекста.
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Кол-во часов
Тема
Форма урока
УУД
познавательные
регулятивные
коммуникативные
1-2
2
Язык и его семья (русский язык среди других языков мира).
Лекция-беседа.
Творческая мастерская
умение определять понятия; создавать обобщения; устанавливать аналогии; устанавливать причинно-следственные связи;
строить логическое рассуждение; делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач;
смысловое чтение.
самостоятельная постановка целей;
выбор путей достижения целей;
самоконтроль в процессе достижения целей;
оценка результатов собственной деятельности;
владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора.
работа в группе; умение согласовывать свои действия;
умение осознанно использовать речевые средства с задачей коммуникации;
владение устной и письменной речью;
формирование и развитие ИКТ-компетенции.
3
1
Знакомьтесь, г-жа Кириллица! (От древней азбуки до современного алфавита)
Творческая мастерская
4
1
«Все оттенки смысла»
урок-исследование.
5
1
Открытие музея «История в лицах». Кирилл и Мефодий – создатели русского алфавита
урок-экскурсия.
6
1
Петр I
урок-экскурсия.
7
1
М.В.Ломоносов
урок-экскурсия.
8
1
В.И.Даль
урок-экскурсия.
9
1
Н.Ушаков
урок-экскурсия.
10
1
С.И.Ожегов
урок-экскурсия.
11
1
Фонетика от древности до наших дней
Система гласных и согласных звуков.
Творческая мастерская
12
1
Тайна Ъ и Ь.
Творческая мастерская
13
1
Древнерусский звук «ять»
Творческая мастерская
14
1
Носовые гласные
Творческая мастерская
15
1
Полногласие
Творческая мастерская
16
1
Система безударных гласных
Творческая мастерская
17
1
Звуки, передаваемые буквами В и Ф.
Творческая мастерская
18
1
История одного исключения. Звуки [ж], [ш], [ч], [ц]
Творческая мастерская
19
1
Согласный [j]
Творческая мастерская
20
1
Согласные глухие и звонкие
Творческая мастерская
21
1
Согласные твердые и мягкие
Творческая мастерская
22-24
3
Лексика
Лаборатория слов
Урок-исследование
25-27
3
Слово, бьющее в цель (фразеологизмы)
Урок-исследование
28-30
3
Словообразование
Слово под микроскопом (исследуем строение слов)
Урок-исследование
31-33
3
Текст
«Как слово наше отзовется» (исследуем текст)
Урок-исследование
34-35
2
Праздник «День славянской письменности»
Урок с элементами театрализованного представления
6. Методическое обеспечение курса
Научно-популярная литература
Из истории русских слов: Словарь-пособие./Под ред. М.А.Злобиной.М.:Школа-Пресс,1993. – 224с.
Кобяков Д.Ю. Приключения слов. М.: Детская литература,1966. – 230с.
Колесов В.В. История русского языка в рассказах: Кн. Для учащихся старших классов. М.:Просвещение,1981. – 172с.
Костомаров В.Г. Жизнь языка: от вятичей до москвичей. М.: Педагогика-Пресс,1994. – 240с.
Миронова Т.Л. Необычайное путешествие в Древнюю Русь: Грамматика древнерусского языка для детей. М.: Мол.гвардия,1994. – 215[9]с.
Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы: Кн. Для учащихся ст. классов. М.:Просвещение,1988. – 169с.
Успенский Л.В. По закону буквы. М.:Мол.гвардия,1979. – 240с.
Успенский Л.В. Слово о словах. М.:Мол.гвардия,1957. – 254с.
Этерлей Е.Н., Кузнецова О.Д. Неизвестное в известном (слово о словах). Л.:Наука,1979. – 224с.
Научная литература
Белоконева Н.Н. Исторический подход к преподаванию русского языка.// Обновление школы и проблемы культуры педагога в процессе непрерывного образования. Материалы к конференции./ Под.ред. Т.Г.Браже. СПб,1993. С.48-50.
Белоконева Н.Н. Спецкурс «Возможности исторического комментирования на уроках русского языка».// Русский язык в школе. 1994. №4. С.86-88.
Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение,1978. – 159с.
Прокопович Н.Н. Историзм на уроках грамматики.// Русский язык в школе. 1941. №1. С.51-57.
Стефанский Е.Е. Задачник начинающего слависта. Русский язык на фоне славянских языков для учителей, студентов и школьников. Самара,1997. – 96с.
Тихонова Р.И., Ильина И.И. Старославянский язык. Самара,1995. –276с.
Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI - XIXвв.). М.:Гнозис,1994. – 231с.
Успенский М.Б. Лингвистика в гостях у школьников.// Русский язык в школе. 1998. №1. С.16-20.
Филин Ф.П. Изучение русского языка на современном этапе.// Русская речь. 1976. №1. С. 15-18.
Янченко В.Д. Что и как рассказывать школьникам об учёных-лексикографах.//Русский язык в школе. 1997. №6. С.24-28.