Разработка коучинг — занятия «Lesson-study как способ совершенствования практики преподавания»
Тема коучинг-занятия: «Lesson-study как способ совершенствования практики преподавания»
Цель: Познакомить учителей с понятием Lesson-study, рассмотреть реализацию данного подхода в действии, нацелить на применение в практике.
Задачи обучения: Ознакомить с понятием «Lesson-study» в контексте модуля «Управление и лидерство в обучении», на основе международных исследований Макото Йошида.
Рассмотреть реализацию подхода Lesson-study через ключевую презентацию.
Способствовать применению данного подхода в практике преподавания используя ресурсы и материалы программы второго уровня.
Результат обучения: Учителя будут владеть информацией о Lesson-study.
Смогут осознать значение данного подхода для усовершенствования практики преподавания.
Сравнят собственное представление об исследовании в рамках традиционного открытого урока и урока проводимого в Lesson-study.
Сделают выводы о необходимости организации групп Lesson-study и применения данного подхода в практике преподавания
Смогут практически осуществить анализ результатов обучения для учеников А,Б,В пользуясь шаблоном плана занятия.
Основные (ключевые) идеи: Lesson-study предназначен как для усовершенствования процессов преподавания отдельных учителей, так и для развития педагогического потенциала группы учителей, и, в конечном результате, повышения успеваемости учащихся.
Реализации Тренинг-разминка Коуч приветствует участников занятия и читает следующее: 3 мин.
В жизни можно по -разному жить.
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
Затем предлагает членам коучинг занятия встать в круг подарить себе и друг другу улыбку и комплемент, говоря друг другу хорошие слова, например: «Здравствуйте, я рад Вас видеть! Вы сегодня так классно выглядите!»
Формирование групп: Коуч предлагает участникам коучинг занятия по цепочке произнести фразу: «Я – учитель», с разными интонациями - с радостью, задумчиво, с удовольствием, с гордостью. (интонация задается при помощи карточки с названием чувств.)
участники делятся на группы по интонации: с радостью, задумчиво, с удовольствием, с гордостью 7мин.
Виды заданий:
Подходы, используемые при
выполнении данного задания Вопросы коуча
Время
Вводное задание: Коуч предлагает участникам коучинг занятия выработать правила работы в группе на коучинг занятии, предложив им первый пункт: «Отключить сотовые телефоны!» записывая его на флипчарте, после совместного обсуждения каждого пункта правила принимаются путем голосования. Определение лидеров в группах. Определение критериев оценивания - самооцевание.
Просмотр мультфильма: «Командное взаимодействие» Как вы думаете, для чего нам необходимы правила работы в группе?
Как вы считаете о чём сегодня пойдёт речь на коучинг-занятии?(Коуч ждёт ответа или подводит к такому ответу, что вместе мы сила, совместная деятельность имеет лучшие результаты и т.д.) 7 мин.
2 мин.
Задание 1: (название задания) Объявление темы занятия. Приём «вызов» - как вы понимаете «исследование урока» Заполнение таблицы , которая в дальнейшем перейдёт в обратную связь:
Урок-исследование Lesson Study
Как переводится с английского языка Lesson-study?
Кто хочет поделиться своими мыслями?
Может кто-то хочет дополнить? 15 мин.
Ключевая презентация Просмотр ключевой презентации «Что такое Lesson-study»
10 мин.
Задания 2: Знакомство с теоретическим материалом «Реализация подхода Lesson-study» (с. 162 прогр.). Приём инсерт. Обсуждение понимания в группах. Выступления групп:
1-я - что знал
2-я - что узнал
3-я –вопросы, что не понятно
4-я –обобщение.
Просмотр 5 слайда, закрепление. Коуч поясняет прием Инсерт.
Какие будут вопросы по данному материалу?
15 мин.
Оценивание задания Самооценивание 1 мин.
Задание 3: Учителям предлагается поработать в группах и составить сопоставительный анализ открытого урока в традиционном понимании и урока проведённого в Lesson-study. Сравнивают с научной интерпретацией. Сравните свою точку зрения с данными приводимыми НИИ образования Японии.
Насколько ваше мнение совпало, по 1 спикеру от каждой группы, чётко определим различия? 18 мин.
Оценивание задания Самооценка 1 мин.
Задания 4: Участникам предлагается групповая работа по созданию «Модели учеников». Каждой группе выдаётся раздаточный материал: на лист А- 3, и слова-подсказки. Задание: составить характеристики исследуемых учеников А, Б, В (согласно их успеваемости) используя слова подсказки. Составить постер. При выступлении каждая группа называет по 1 характеристики, не допуская повторов.
Какие ещё характеристики вы бы добавили?
Коуч просит участников дополнить список характеристик исследуемых учеников.
15 мин.
Оценивание задания Самооценка
1
Задание 5: Работа в группах. Ресурс «Планирование урока исследования». Участники изучают данный ресурс, затем им выдаётся шаблон для плана занятия в который они разрабатывают и вносят ожидаемые результаты обучения для учеников А, Б, В.
Коуч приглашает по 1 спикеру от группы, которые представляют результаты своей работы.
Работа какой группы показалась вам наиболее точной в формулировке ожидаемого результата?Почему? Оценивание задания Самооценка
1
Задние 6: Работа в группах. Составить вопросы для опроса исследуемых учащихся после урока (каждой группе индивидуальное задание)
Выступления групп:
1-я – ученик А
2-я – ученик Б
3-я –ученик В
4-я –учитель. Легко ли было составить вопросы?
Как вы считаете лучше заранее продумать вопросы или вопросы сами возникают во время беседы? Итоговая рефлексия: Заполнение листов обратная связи в графе: что я узнал о Lesson-study . Просмотр фильма об опыте работы внедрения Lesson-study.
Социограмма Как вы думаете внедрение подхода Lesson-study поможет нам улучшить свою практику? 5 мин.