Методические рекомендации родителям будущих первоклассников
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63 ИМЕНИ
МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.К.ЖУКОВА
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЩЕШКОЛЬНОМ
СОБРАНИИ РОДИТЕЛЕЙ
БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
РЕБЕНОК ИДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ОВЛАДЕНИИ НАВЫКАМИ ЧТЕНИЯ, ПИСЬМА, СЧЕТА
ПОДГОТОВИЛА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ЩЕРБАКОВА Л.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Казалось, совсем недавно мама с папой мечтали о том, когда их ребенок пойдет в школу. И вот этот день, день 1 сентября, совсем близок. Быстро пролетит год перед школой. Ваш малыш станет первоклассником. И с первых дней всех родителей, бабушек и дедушек очень волнует вопрос: Как там мой? Каково будет ему в школе? Насколько успешно он будет овладевать программой? Не подкачает ли?
Все это во многом зависит от того, каким он пришел в первый класс.
Давайте представим себе это, теперь уже недалекое время, когда ваш ребенок идет в первый класс. Надета парадная форма, собран портфель… Началась «новая эпоха» в жизни ребенка. Все переменилось. Но что значит «все»? Начнем с вещей житейских. Теперь нужно каждый день вставать рано и уже лишних пять минут не полежишь. Нужно быстро умыться, одеться, позавтракать и вовремя, обязательно вовремя, прийти в школу. Час потехи приходится теперь выкраивать. И вообще само время уплотнилось, счет его стал иным. И взрослым, и самому маленькому школьнику теперь приходится его считать и ценить, и если этому не научиться, неизбежны немалые трудности. Ведь ребенка ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа обучения. А это не так-то просто, когда в портфеле лежит новая игрушка и хочется поделиться с товарищами последними важными новостями. Чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью – вниманием, мышлением, памятью.
Необходимо, чтобы ребенок пошел в школу физически развитым, крепким, здоровым. Ведь в значительной мере его успехи в школе будут зависеть от его физической готовности к ней, здоровья. Требует внимания развитие всех физических качеств ребенка – ловкости, выносливости, гибкости, скорости, силы. Исследования последних лет показывают, что важнейшая физическая способность человека – выносливость. Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью, качеством без которого невозможен успех в любом деле.
Резко расширяется круг обязанностей ребенка, иной становится мера его ответственности: учиться надо каждый день, от этого не только нельзя отказаться, когда «не хочется», об этом просто нельзя забывать.
Многие родители понимая важность и необходимость перестройки всей деятельности ребенка, с игровой на учебную, готовы сделать многое, чтобы облегчить ему вступление в школьную жизнь, помочь привыкнуть к новым условиям и требованиям. Но порой основную задачу родители видят в том, чтобы их ребенок овладел как можно большим объемом навыков и умений. Они полагают, что если ребенок еще до школы научился писать, считать, читать, то в первом классе ему останется только совершенствоваться в этом – дело не только полезное, но и приятное – интерес к учебе возрастет, а следовательно эффективность повысится. Однако, увы, не все протекает так гладко, как мы предполагаем. И то, что ребенок до школы умеет, допустим читать и писать, совсем не означает, что он уже психологически готов к школьному обучению и что ему будет легко учиться в первом классе.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Что же она включает в себя. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, волевая, интеллектуальная. Родители должны способствовать формированию у детей положительного отношения к школе. Большинство детей высказывают желание пойти в школу, стать учениками. Но есть и такие, которые не хотят учиться в школе. И хотя таких учеников невелико, они вызывают особую тревогу. «Нет, не хочу, там ставят двойки. Дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу, там уроки надо делать и играть будет некогда». Причина подобного отношения, как правило, результат ошибок воспитания детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям: «Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь? Вот пойдешь в школу, там тебе покажут». Можно понять боязнь и тревогу этих детей связанную с обучением в школе. И сколько же терпения, внимания, времени придется уделить этим детям, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы. Намного разумнее сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю.
Особое значение имеет формирование умения жить в коллективе, правильной реакции на требования взрослого, усвоения принятых норм поведения. Общительность, дружелюбие, уступчивость, сдержанность, внимательность, стремление помочь товарищу, доброта и другие необходимые для школьного обучения качества проявляются и формируются лучше всего при постоянном общении группы детей в ходе разнообразных игр под умелым руководством старших. Наблюдения показывают, что неумение общаться в классе часто является причиной плохой успеваемости. Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать и подчиняться при необходимости – качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым условиям.
Особенно тонким и трудным делом является у ребенка умение правильного общения со взрослыми. К сожалению, этой стороне дела вообще мало придается значения. Дети очень разные: одни открыты и доверчивы, с радостью бегут к учителю, рассказывают о своих делах, другие замкнутые, часто обижаются и жалуются дома на малейшее замечание учителя в свой адрес. Нередко встречаются агрессивные дети, которые на замечания учителя отвечают грубостью, обижаются, если спросили не его. Истоки эгоизма детей чаще всего кроются в семье, в укладе семейных отношений, при которых ребенок – кумир, свет в окошке, самый способный, самый талантливый. Взрослые стремятся удовлетворить любое его желание. Такие дети на начальном этапе обучения часто испытывают огорчение. В семье он был необыкновенным, даже талантливым, его все хвалили, а в школе многое не получается, многое огорчает и происходит большая психологическая травма. Такой ребенок часто начинает капризничать, обижаться, часто грубить. В целом дети очень доброжелательны по отношению к взрослым, и чаще всего конфликты, негативные явления бывают спровоцированы поведением взрослых, их требованиями, которые возможно. И справедливы, но неадекватно восприняты ребенком. Роль авторитета учителя в обучении для ребенка огромна. И эту работу необходимо проводить в ходе подготовки ребенка к школе.
К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия – ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия. Формирование у детей небоязни трудностей, стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствием поможет ребенку самостоятельно или лишь при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.
Еще одна составляющая часть психологической подготовки ребенка к школе – интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Некоторые родители думают, что чем больше ребенок знает слов, тем больше он развит. Это не совсем так. Следует учесть, что изменились условия жизни. В каждом доме есть современная техника, компьютер. Дети буквально купаются в потоке информации, как губка впитывают новые слова, выражения, термины. Словарь их резко увеличивается. Шестилетний ребенок в своей речи употребляет от трех до семи тысяч слов. Но это не значит, что такими же темпами развивается мышление. Познавательная активность ярко выражена у большинства детей в шести-семи летнем возрасте. У многих она связана с бескорыстным интересом ко всему окружающему. Родители должны всячески развивать у дошкольников любознательность, учить их простейшим формам сравнения, анализа, синтеза, делать обобщения, воспринимать и оценивать окружающую действительность. Ребенка надо научить наблюдательности. Вы посадили в цветочный горшок семечко и день за днем наблюдаете, как увеличивается росток, как появляются первые листочки. Зачем они нужны растению? Они превращают воздух в еду и кормят весь росток. А как они это делают, ты узнаешь в школе.
Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задает вам ребенок. Общение с родителями – огромная ценность для ребенка. Если своим вниманием вы поддерживаете интерес к познанию, то он будет развиваться, крепнуть.
К сожалению, иногда, родители, вместо того, чтобы поддержать детскую любознательность, отмахиваются от надоевших вопросов. Сын пытается выяснить у папы, почему по небу плывут облака. «Смотри под ноги, а не на небо» - отвечает папа раздраженно. После нескольких подобных ответов охота спрашивать пропадет. А если сын при этом плохо учится, папа недоумевает: отчего он такой пассивный, ничем не интересуется? Родителям надо включать ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой он бы сам смог обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Не отмахивайтесь от детских вопросов, не пичкайте сразу готовыми знаниями, а дайте возможность приобрести их самостоятельно. Это крайне важно в умственном воспитании первоклассника. Если этим пренебрегают, случается то, о чем писал С.Я.Маршак:
Он взрослых изводи вопросом «почему?».
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?».
И если мы хотим, чтобы наши дети успешно учились в школе, мы должны развивать у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой домашний адрес, название города, где он проживает, название нашей страны, ее столицы, день своего рождения. При правильном воспитании дети знают не только имена, но и отчества своих родителей, кем они работают и понимают, что бабушка – это чья-то мама: отца или матери. Знают названия месяцев, дней недели, текущий год. Знают основные виды деревьев, цветов, дифференцируют домашних и диких животных, т.е. они ориентируются во времени, пространстве и в ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей их жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. Порой бывает, что сведений об окружающем у ребенка как будто предостаточно, но они разрознены, поверхностны, не включаются в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм, задать несколько вопросов по прочитанной сказке, рассказу, чтобы убедиться, что ребенок понял произведение, определенное явление природы, поступки людей. Животных, сказочных персонажей. Простой пример: с малых лет все знают и читают сказку «Репка». Но если внезапно спросить, кто в сказке самый сильный, нередко можно услышать в ответ, что это мышка. И только после наводящих вопросов дети делают правильный вывод.
Как правило, дети очень наблюдательны. Им только не хватает жизненного опыта. Чтобы правильно оценить или истолковать замеченное явление.
Если городской ребенок считает, что домашние животные – это те, которые живут дома, и поэтому относят к ним мышей, ежей, черепах и даже крокодила, плавающего в ванной, то, вдоволь насмеявшись, имеет смысл объяснить ребенку смысл понятия «домашние животные», отдифференцировать его от понятия «дикие животные», и, может быть, закрепить это в игровой форме (викторина, лото). Беседа с ребенком об окружающем не должна быть слишком сложной, длинной и утомительной. Интерес – критерий доступности.
Родители могут сами проверить, как ребенок умеет думать, на некоторых простых заданиях. Например, попросите ребенка сравнить два предмета, имеющих между собой сходства и различия (мяч и воздушный шар), два явления природы (дождь и град), два понятия (город и деревня). Выполняя это задание, дети, как правило, сначала устанавливают различия, а потом находят общее, что для них является более трудной задачей. Можно предложить ребенку обобщить какую-то группу предметов, начав с простых сообщений: посуда, мебель, затем перейти к более сложным: осветительные приборы, спортивный инвентарь. Такие занятия не только дают родителям информацию об интеллектуальных возможностях ребенка, но и расширяют его словарный запас, учат более точно формулировать свои мысли и рассуждать вслух.
Некоторым родителям может показаться, что в работе с детьми, стоящих на пороге школьной жизни, следует как можно больше времени и внимания уделять занятиям школьного типа и не тратить дорогого времени на «несерьезные» Нельзя недооценивать роль игры в жизни дошкольника. Для успешной подготовки ребенка к школе полезна не только игра «в школу», но и обычные («в больницу», «в дочки-матери»). Это источник коллективизма, в них ребенок учится правильно строить взаимоотношения. Воспроизводя жизнь взрослых людей дети осваивают (пусть еще не всерьез) систему поведения, основанную на добровольном выполнении своих обязанностей. Они учатся выполнять указания старшего легко и охотно, без принуждения. А как много дает игра для развития воображения, умения представить себе «что было бы, если бы …».
Наряду с игрой почетное место в подготовке ребенка к школе занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. На этих занятиях развивается детское представление о мире, о том как устроены предметы, животные, люди. Рисуя, строя, создавая пластилиновые игрушки ребенок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, выражает свое эмоциональное состояние. Для того, чтобы полностью использовать развивающие возможности игры, лепки, других детских занятий, взрослый должен руководить ими, но тактично, ненавязчиво. Эти виды занятий – самая лучшая подготовка ребенка к школе, именно здесь воспитывается воля, упорство, целенаправленность деятельности ребенка.
Даже горя желанием подготовить ребенка к школе, родители нередко сталкиваются с трудностями. От большого числа родителей поступают жалобы на то, что их дети старшего дошкольного возраста при общем положительном отношении к школе не хотят как-то специально готовиться к ней, исключая, конечно, приобретение школьной атрибутики. Родителей волнует, что дети не любят заниматься интеллектуальной деятельностью, неусидчивы, ленивы, предпочитают проводить время развлекаясь. Встречаются возбудимые, подвижные дети, которым действительно бывает трудно на чем-то сосредоточиться, выполнять задания, требующие аккуратности и неторопливости. Вместо того, чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его внимание родители, нередко, теряют терпение, раздражаются и начинают ругать своих детей. В результате и ребенок, и родители расстроены, уже никому не хочется браться за дело.
Что можно и чего нельзя делать до школы?
Совершенно не нужно:
- до перехода в школу менять режим дня ребенка, лишать его дневного сна, долгих прогулок, игр;
- проходить с ребенком программу первого класса, насильно заменяя игру учебой.
Необходимо:
- привить ребенку интерес к познанию окружающего мира, научить наблюдать, думать, осмысливать увиденное и услышанное;
- научить его преодолевать трудности, планировать свои действия, дорожить временем;
- учить ребенка слушать и слышать окружающих, уважать чужое мнение, понимать, что собственное желание нужно сообразовывать с желаниями других людей (детей и взрослых), стремиться реально оценивать свои действия и достижения.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ОВЛАДЕНИИ СЧЕТОМ, ЧТЕНИЕМ, ПИСЬМОМ
Большинство родителей волнует вопрос следует ли обучать дошкольника чтению, письму, счету.
В детском саду проводятся занятия по чтению, счету и письму. Многие дети приходят в школу, овладев навыками слогового чтения.
Многие родители пытаются научить читать своих детей на материале «Азбуки». Самое главное здесь – не допустить грубых ошибок, которые потребовали бы переучивания. Самая частая ошибка родителей состоит в том, что с ребенком учат названия букв, а не звуков. Например, родители называют букву «мэ», а надо звук м. Это затрудняет слияние звуков при чтении, в результате чего формируется побуквенное чтение. Это усложняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами. Прочтение же некоторых многосложных слов остается совершенно непонятным ребенку. Такие слова разгадываются им как ребусы. Например, слово открытка: о тэ кэ рэ ы тэ кэ а. Неудивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении, очень часто остается непонятым. Итак, чтение только слоговое. Требуйте от ребенка, чтобы он произносил первый звук до тех пор, пока не прочтет второй. На первых порах дети читают нараспев, выделяя гласные звуки и помогая себе тем самым сливать звуки в слоги, а слоги в слова.
Прежде, чем научиться читать, ребенок должен научиться слышать из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Надо научить ребенка правильно произносить звуки. Процесс очень труден. Не забывайте, что ваш ребенок – еще ребенок, не требуйте от него больше, чем он может сделать. Некоторые родители, едва научив ребенка читать, перестают сами читать ему книги. Они считают, что тем самым ребенок скорее научится самостоятельному чтению. Но это далеко не так. Даже дети, начавшие читать с пятилетнего возраста, не могут читать столько сколько нужно для удовлетворения любознательности. Чтение книг родителями развивает мышление ребенка, дает ему новые образцы речи, расширяет словарный запас.
Таким образом, период обучение ребенка чтению, в семье должны быть как книги с короткими рассказами, сказками, доступными для самостоятельного чтения, так и более сложная литература, необходимая ребенку по возрасту.
Нужно ли обучать ребенка письму?
Обучение письму проводится по специальной методике безотрывного письма. Будет полезно, если родители не только займутся с детьми письмом печатных букв, но, прежде всего позаботятся о подготовке руки ребенка. Сюда входят такие упражнения как рисование, копирование, штриховка, раскрашивание, вырезание, лепка, выкладывание мозаики, рисование по точкам. Все это развивает мелкие мышцы руки, моторику рук и пространственную ориентировку (например: умение ориентироваться на строчке тетради, на клетчатой разлиновке). Проверено, что дети пришедшие с такой подготовкой, легко овладевают навыком безотрывного письма.
Теперь об обучении счету.
С шести-семи лет ребенок уже владеет некоторыми представлениями о числе, количестве, мере. К этому возрасту детьми усваивается прямой числовой ряд, у некоторых детей только до десяти, у других до двадцати и дальше. Некоторые родители выучивают с детьми числовой ряд до десяти и обратно наизусть. Часто он формируется спонтанно, в процессе игры и выполнения практических действий. Для правильного формирования числового ряда необходимо объяснить ребенку, что каждое число в числовом ряду больше предыдущего на единицу. Практически важно. Чтобы ребенок умел считать от заданного числа до другого в прямом и обратном порядке, например от трех до девяти, от двенадцати до четырех. Очень хорошо, если ребенок будет знаком с понятием «состав числа». Для начала лучше взять небольшие числа три или четыре. Ребенку предлагают разложить три палочки на две кучки. Очень скоро ребенок убедится, что возможны только два варианта: один и два или два и один. Такие же упражнения проводят и с другими числами.
Старшие дошкольники легче и с большим интересом решают простую задачу, чем числовой пример. Поэтому, если решение примера пять плюс три вызывает у них затруднение, то следует предложить задачу типа: «У тебя пять конфет. Мама дала еще три конфеты. Сколько конфет стало?» и ответ готов.
Как можно больше используйте практических упражнений, игр, которые требуют счета. Например, поставь столько тарелок, сколько человек в нашей семье. Сосчитай, сколько положили вилок на стол, хватит ли всем? Сколько не хватает? Сколько лишних?
Много игр и полезных советов при подготовке детей к школе родители могут найти в специальных изданиях для родителей будущих первоклассников.
Я умышленно ни разу не упомянула о безграничных возможностях интернета, компьютерной техники. Конечно, хорошо, если ребенок имеет некоторые навыки в работе с компьютером, но на первых этапах нового для ребенка периода школьной жизни ничто не сможет заменить значимую роль родителей, которые должны помочь ему плавно, безболезненно войти в школьную жизнь. Конечно, трудности будут. Но надо набраться терпения, выдержки, любви и доброты и наладить тесный контакт семьи и школы.