Конспект занятия по развитию связной речи на тему: Перелётные птицы
Конспект занятия
По развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий
Тема: «Перелётные птицы»
Задачи;
Коррекционно - развивающие: -развивать память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, связную речь и мелкую моторику.
Коррекционно- обучающие: -учить образовывать существительные множественного числа, сложные слова; - учить преобразовывать глагол (лететь) приставочным способом, закреплять навык употребления простых и сложных предлогов; - учить согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже; - учить составлять рассказ - описание о перелетных птицах.
Коррекционно - воспитывающие: - прививать любовь и уважение к природе родного края, к обитателям лесов и парков; - воспитывать желание и стремление работать сообща, доводить начатое дело до конца, помогать товарищам, замечать и исправлять ошибки.
Оборудование: иллюстрации птиц, мяч, слоговые домики, трафареты птиц на гофрированной бумаге, /4 альбомного листа, карандаши простые - по количеству детей, игрушка - птичка, силуэт дерева с веткой.
1.Организационный момент. Мини - диалог.
- Какое сейчас время года?
- Назовите осенние месяца?
- Как называется месяц, предшествующий зиме?
- Сравните раннюю и позднюю осень!?
- Что происходит осенью с птицами?
- Каким образом перелетают птицы на юг? (гуси, лебеди, журавли - клином;)?
- Перечислите с закрытыми глазами все части тела птицы?
- Чем покрыто тело птицы? Для чего птице нужны перья? На доске выставляются иллюстрации птиц: расскажите о понравившейся вам птице?
Играв кругу «Один - много» - с мячом
Я буду называть одну птицу, а вы много птиц:
Лебедь - лебеди; соловей - ...; журавль - ...; утка - ...; кукушка - ...; голубь - ...; скворец - ...; грач - ...; ласточка
А теперь мяч летит против часовой стрелки, и мы вспомним с вами, как мы «Назовем птицу ласково»: трясогузка - ..., скворец - ..., утка - ..., гусь - ..., кукушка..., соловей - ..., журавль - ..., цапля- ..., воробей
Работа на доске «Кто в домике живет?»
- Ребята, расселите птиц по их домикам! (по количеству слогов в слове)
Работасо схемами к картинкам.
- Подбери признак к слову! (какая птица?)
- Подбери действие к слову! (что делает птица?)
- Составь предложение с полученными словами.
6.Физминутка «Стая птиц»
Стая птиц летит на юг, небо синее вокруг - машут руками «крыльями» Чтоб скорее прилетать, надо крыльями махать - машут быстрее Птички начали спускаться, на поляне все садятся Предстоит им долгий путь, надо птичкам отдохнуть - глубокий присед И опять пора в дорогу, пролететь нам надо много - встали, машут руками Вот и юг! Ура! Ура! Приземлиться нам пора! - сели за парты.
Игра «Доскажи словечко»
У аиста длинные ноги. Значит он ...длинноногий. У соловья звонкий голос. Значит он ...звонкоголосый. У ласточки длинный хвост. Значит она ...длиннохвостая. У трясогузки тонкие лапки. Значит она... тонколапая. У грача черные крылья. Значит он....чернокрылый.У иволги острый клюв. Значит она ...остроклювая. У утки короткий хвост. Значит она .. .короткохвостая.
Пальчиковаягимнастика «Комочек с сюрпризом»
- Ребята, возьмите бумажный комочек в руки и осторожно разгладьте его руками!
- Кто это?
- Аккуратно разложите силуэт птички на белом листе бумаги и обведите простым карандашом.
- А теперь закрасьте клюв, заполните точками голову, все остальные части тела птицы заштрихуйте линиями сверху - вниз.
Работа на доске «Дерево с веткой» (перемещение птицы)
Изменение формы глагола «летать» в зависимости от расположения птицы на доске относительно ветки.
Птичка с ветки (что сделала?)...слетела
Птичка на ветку (что сделала?).. .присела
Птичка с дерева (что сделала?).. .улетела
Птичка к дереву (что сделала?)... подлетела
Птичка с ветки на ветку (что делает)... перелетает
Птичка дерево (что сделала?)... облетела Птичка в дупло (что сделала?).. .залетела
Игра «Посчитай птичек на ветке»
-С 1-5 - соловей; с 3-8 - кукушка; с 7-3 - ласточка; с 2- 8 - грач
Пальчиковая гимнастика «Эта птичка»
Эта птичка — соловей - загибание пальчиков на обеих руках
Эта птичка - воробей
Эта птичка - совушка - сонная головушка
Эта птичка - свиристель
Эта птичка - коростель
Эта птичка — злой орлан — машут сложенными накрест ладонями Птички, птички — по домам — машут обеими руками
Итог занятия. Игра в прятки «Где сидит птичка» - работа над предлогами
- Где сидит птичка? - показ действий: под деревом, на ветке, около дерева, у дерева.
-Откуда выглядывает птичка? Из- за дерева,
- Где летает птичка? Над деревом.
Итог: о ком мы говорили на занятии? Назовите перелетных птиц, которых вы запомнили..