Мастер-класс «Система заданий для развития литературно-творческих способностей и умений учащихся»
Управление образования Витебского облисполкома
Отдел образования Новополоцкого горисполкома
Мастер-класс
«Система заданий
для развития литературно-творческих
способностей и умений учащихся»
учителя русского языка и литературы
УО «Новополоцкая государственная
общеобразовательная гимназия»
Ратомской Елены Викторовны
Цель: организация активного педагогического взаимодействия для презентации системы заданий, развивающих литературно-творческие способности и умения учащихся.
Задачи:
создание условий для формирования мотивационной готовности участников мастер-класса к ознакомлению с системой заданий, способствующих развитию литературно-творческих способностей учащихся;
демонстрация и работа над заданиями для формирования умений, развивающих литературно-творческие способности учащихся;
создание продуктов литературно-творческой деятельности на основе коммуникативного взаимодействия участников мастер-класса.
Ход мастер-класса
Организационный этап.
2. Мотивационно-целевой этап.
Прием «Грецкий орех» (Приложение 1).
Прием «Лесенка творчества» (Приложение 2).
Целеполагание.
3. Операционно-познавательный этап.
Задание «Узнай литературного героя» (Приложение 3).
Распределение участников мастер-класса на группы. Прием «Звенья одной цепи» (Приложение 4).
Работа в группах с предварительным распределением ролей (Приложение 5)
Задания для групп.
Составьте путеводитель по поместью Плюшкина.
Представьте себе, что наш герой ведет дневник. Подумайте, что бы он мог записать, рассказывая об одном дне из своей жизни – дне приезда к нему Чичикова.
3. Напишите письмо герою от имени современного девятиклассника.
4. а). Нарисуйте герб героя. б). «Соберите» пословицы из предложенных вам частей, выберите наиболее подходящую, на ваш взгляд, для характеристики героя. Запишите её на листе. Свой выбор обоснуйте (Приложение 6).
Афиширование результатов работы групп.
Рефлексия по образу Плюшкина. Обобщение учителем сказанного о герое.
Работа с таблицей «Система заданий для развития литературно-творческих способностей и умений» (Приложение 7).
4. Рефлексия
Прием «Лесенка творчества».
Приём «Треугольник»
Участникам предлагается оценить свою работу, выбрав фразеологизм из предложенных: превзошел сам себя, работал спустя рукава, не ударил в грязь лицом.
Литература
Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения. – Минск: Белорусский верасень, 2005г. – 196с.
Педагогические игротехники: копилка методов и упражнений/Л.С.Кожуховская [и др.]; под общ. Ред. Л.С.Кожуховской. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2010. – 233 с.
Развитие творческой личности в учебно-воспитательном процессе: учеб.-метод. пособие/Л.В.Марищук, Е.В.Пыжьянова. – Минск: РИПО, 2007. – 104с.
Приложения
Приложение 1
Прием «Грецкий орех»
Задача: настроить участников на тональность мастер-класса, создать атмосферу ценностного отношения к теме.
Ведущий высыпает из мешочка грецкие орехи и просит каждого взять себе один, предлагает в течение некоторого времени внимательно рассмотреть свой, постараться его запомнить, затем складывает все орехи обратно, перемешивает и снова высыпает. Задача каждого участника – найти свой орех и объяснить, какая стратегия помогла справиться с заданием.
Приложение 2
Лесенка творчества
Приложение 3
«Узнай литературного героя»
Этот герой «был в некотором отношении исторический человек», поскольку «ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории» (Ноздрев).
Этот герой главному герою произведения «показался весьма похожим на средней величины медведя» (Собакевич).
Этот герой, появляясь на улице, удостаивался со стороны мужиков следующего замечания: «вот уже рыболов пошел на охоту!» (Плюшкин)
Эта героиня приехала в губернский город в скрипучем экипаже, походившем – на что бы вы думали? – на «толстощекий арбуз, поставленный на колеса» (Коробочка).
Этот герой был убежден в том, что «курить трубку гораздо здоровее, нежели нюхать табак» (Манилов).
Приложение 4
Прием «Звенья одной цепи»
Участникам предлагаются карточки со словами, которые можно объединить в четыре группы. Отыскав между словами взаимосвязь и объяснив ее, участники объединяются в группы.
1. Силища, омедведило, неуклюжий порядок, вековое стояние, неуклюжий порядок, индюк ростом с теленка.
2. Паутина, остановившийся маятник, плесень, заглохший, заросший, прореха.
3. Кусочек яблочка, прелюбезнейший, именины сердца, душенька, извольте проходить, бисерный чехольчик.
4. Продулся в пух, тресну со смеху, отыграл бы, убухал четырех рысаков, бранный задор, просадил бы.
Приложение 5
Предлагаемые роли
Генератор идей, докладчик (представляет работу группы), оформитель (+дизайнер), хранитель времени, секретарь (фиксирует идеи группы), критик (сомневается, задает вопросы, делает правку).
Приложение 6
Не стоит гроша, да походка хороша.
Не от скудости скупость вышла, от богатства.
У наших ворот всегда хоровод.
Скупой богач беднее нищего.
Ярко лучина горела, да где она?
У кого желчь во рту, тому все горько.
Приложение 7
СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, РАЗВИВАЮЩИХ ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И УМЕНИЯ
Компоненты
литературно-
творческих
способностей Виды заданий Литературно-творческие умения учащихся
1. Воображение - воображаемая встреча с героем, автором;
- домысливание пропущенного эпизода, диалога героев;
- интервью с героем;
- создание телепередачи, проекта по заданной теме;
- словесное рисование;
- словесная обложка произведения, сборника;
- словесные эскизы декораций или костюмов героев;
- мизансценирование;
- «глазами режиссера» (режиссерский комментарий, рекомендации актерам, описание декорации пьесы);
- составление киносценария;
- инсценирование (в том числе диалога эпического произведения);
- реконструкция внесценических эпизодов драмы;
- создание виртуальной галереи литературных персонажей;
- изображение сцен с помощью пантомимы;
- создание афиши к спектаклю по драматическому произведению;
- творческие пересказы;
- создание портрета литературного персонажа;
- создание дневника героя;
- создание личной интернет-страницы героя;
- разработка виртуального экскурса в эпоху, маршрута литературного героя и т.п.;
- воссоздание по ремаркам места действия - умение представить в воображении картины, события, лица на основе словесных картин, созданных автором;
- умение по художественным деталям заполнять «лакуны» в тексте;
- умение создать киносценарий, инсценировать фрагмент литературного текста;
- умение «достраивать» произведение с помощью воображения
2. Способность к эмпатии, эмоциональная впечатлительность, рефлексия - выразительное чтение (в том числе наизусть);
- чтение по ролям («мне поручили эту роль»);
- составление исполнительской партитуры лирического стихотворения;
- «войди в образ»;
- создание произведения по собственному душевному состоянию;
- письмо литературному герою или автору, героя герою;
- «ролевая позиция»;
- составление партитуры переживаний героев;
- составление психологического словаря голосов, взглядов, жестов как средств душевного состояния героя;
- составление графика динамики чувств героя;
- «кодекс чести» литературного героя;
- цветовое иллюстрирование - умение определять свое отношение к героям и отношение к ним автора;
- умение передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении;
- умение вести наблюдение в позиции "Я - Другой";
- умение эмоционально откликнуться на произведения разных жанров;
- умение выявлять в тексте приемы, передающие чувства персонажей;
- умение выявлять и мотивировать душевное состояние героев, исходя из описания внешних признаков;
- умение входить в определенную ролевую позицию
3. Наблюдательность и богатство ассоциаций - подбор цитат из произведений к иллюстрациям;
- придумывание названия стихотворения;
- подбор пословиц и поговорок, характеризующих героя;
-составление центона;
- составление ассоциативного поля;
- подбор музыкальных и изобразительных ассоциаций;
- литературная геральдика;
- «рисованное сочинение»;
- «карта души» героя;
- создание проекта памятника писателю, герою;
- подбор и классификация символов определенной эпохи;
- стилистический эксперимент;
- «досье» на героя - умение устанавливать ассоциативные связи между литературным произведением и произведениями других видов искусства;
- умение соотнести словесные и зрительные образы произведения;
- умение соотнести словесные и музыкальные образы произведения;
- умение свертывать информацию до уровня метафор
4. Речевые способности - разные виды пересказа;
- создание творческого портрета писателя на основе воспоминаний современников;
- «словесная дуэль»;
- составление плана проведения заочной экскурсии;
- презентация литературного героя;
- реклама книги;
- написание статьи для литературоведческого словаря;
- рецензирование созданных рисунков;
- создание устных и письменных текстов различных жанров;
- составление «хит-парада» литературных героев с обоснованием;
- минутка ритора - умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выразительно читать произведения различных жанров;
- умение строить монологический ответ, аргументированный текстом, на определенную тему;
- владение умением краткого, выборочного, художественного пересказа;
- умение создавать устные и письменные тексты в различных жанрах;
-умение выбирать изобразительно-выразительные средства языка, соответствующие жанру высказывания